Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как заполнить строку «Главный бухгалтер» регистрационного заявления по форме № 1-РН, если такая должность не предусмотрена и/или бухучет ведет аудиторская фирма

20.11.2023

Как неприбыльным учреждением (организацией) заполняется строка «Главный бухгалтер» поля 5 регистрационного заявления по форме № 1-РН, если должность главного бухгалтера штатным расписанием не предусмотрена и/или бухгалтерский учет ведется аудиторской фирмой на основании договора (аутсорсинга бухгалтерских услуг) с определением ответственного лица за его ведение? 

Главное управление ГНС в Харьковской области сообщает, что Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включение неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключение из Реестра утвержден постановлением КМУ от 13.07.2016 № 440 (далее – Порядок № 440). 

Пунктом 6 Порядка № 440 определено, что для включения в Реестр неприбыльная организация должна подать в контролирующий орган регистрационное заявление по форме № 1-РН согласно приложению 1 к Порядку № 440 и заверенные подписью руководителя или представителя такой организации и скрепленные печатью (при наличии) копии учредительных документов неприбыльной организации (кроме обнародованных на портале электронных сервисов в соответствии с Законом от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований»), а жилищно-строительные кооперативы также заверены подписью руководителя или представителя такого кооператива и скреплены печатью (при наличии) копии документов, подтверждающих дату принятия в эксплуатацию законченного строительством жилого дома и факт сооружения или приобретения такого дома жилищно-строительным (жилищным) кооперативом. Неприбыльные организации, действующие на основании учредительных документов организации высшего уровня, в соответствии с законом подают вместе с регистрационным заявлением по форме № 1-РН согласно приложению 1 к Порядку № 440 заверенную подписью руководителя или представителя такой организации и скрепленную печатью (при наличии) копию документа, который подтверждает включение в организацию высшего уровня и дает право действовать из учредительных документов такой организации высшего уровня.

Согласно ч. 3 ст. 8 разд. ІІІ Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах , сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием, или собственник в соответствии с законодательством и учредительными документами. 

Частью 4 ст. 8 разд. III Закона № 996 определено, что для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно с соблюдением требований Закона № 996 выбирает формы его организации: 

  • введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером; 
  • пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без создания юридического лица; 
  • ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или предприятием, субъектом предпринимательской деятельности, самозанятым лицом, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности; 
  • самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна быть обнародована, и в бюджетных учреждениях. 

Предприятие, представляющее общественный интерес, обязано образовать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, в состав которой входят не менее двух человек. Положение этого абзаца не распространяется на негосударственные пенсионные фонды и институты совместного инвестирования. 

При этом ч. 7 ст. 8 разд. ІІІ Закона № 996 определены функции главного бухгалтера или лица, обеспечивающего ведение бухгалтерского учета предприятия. 

В то же время, п. 66.4 Налогового кодекса (далее – НК) и п. 9.3 разд. ІХ Порядка учета налогоплательщиков и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588, определено, что налогоплательщики – юридические лица и их обособленные подразделения обязаны подать контроль в отношении лиц, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета юридического лица, его обособленных подразделений, в 10-дневный срок со дня взятия на учет или возникновения изменений в учетных данных налогоплательщиков путем подачи заявления для юридических лиц и обособленных подразделений по форме № 1-ОПП. 

В случае отсутствия на предприятии должности главного бухгалтера в контролирующий орган подается заявление по форме № 1-ОПП с отметкой «Сведения о лице, ответственном за ведение бухгалтерского и/или налогового учета» со сведениями о руководителе предприятия. В строке «Дата назначения» заявления по форме № 1-ОПП должна быть указана дата, с которой лицо начало исполнять обязанности бухгалтера на предприятии. 

Следовательно, если должность главного бухгалтера неприбыльного учреждения (организации) штатным расписанием не предусмотрена, то в строке «Главный бухгалтер» поля 5 регистрационного заявления по форме № 1-РН указывается информация о лице, обеспечивающем ведение бухгалтерского учета неприбыльного учреждения (организации): регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия (при наличии) номера паспорта (только для физических лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии (при наличии) и номеру паспорта); фамилия, имя и отчество; контактный номер телефона, соответствующий сведениям, указанным в заявлении по форме № 1-ОПП. 

В случае если такое лицо на предприятии не назначено и/или бухгалтерский учет ведется аудиторской фирмой на договорных началах (аутсорсинг бухгалтерских услуг), то в строке «Главный бухгалтер» регистрационного заявления по форме 1-РН указываются данные руководителя, соответствующие сведениям указанным в заявлении по форме № 1-ОПП, поскольку только руководитель несет ответственность за ведение бухгалтерского учета на предприятии. 

ГУ ГНС в Харьковской области 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
15.09.2025
Требовать ли трудовую книжку при трудоустройстве совместителя
Ответим на следующие вопросы: должен ли предоставить трудовую книжку работник при трудоустройстве по совместительству и какой документ должен предоставить работник вместо трудовой книжки. Больше по теме: Особенности оформления на работу совместителя Должен ли предоставить трудовую книжку работник п...
15.09.2025
Перепоручение: как правильно оформить доверенность на передачу полномочий
Рассмотрим, что такое перепоручение; какова форма доверенности, выданной в порядке перепоручения; условия и особенности оформления, когда перепоручение утрачивает силу; порядок отмены доверенности и т. д. Больше по теме: Как оформить доверенность на подписание ТТН и других документов посредником, о...
15.09.2025
Как заполнить приложение 1 к декларации эконалога в части выбросов двуокиси углерода в случае превышения их объема (500 тонн) в течение текущего года
Расчет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения осуществляется в приложении 1 к Декларации. При этом для каждого стационарного источника загрязнения составляется два отдельных приложения 1, одно из которых – для декларирования налоговых обязате...
Лучшие материалы