Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

К сведению физических лиц - предпринимателей


ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ ПОТЕРЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

Приложение к письму
от 29.04.2016 г. № 2.4-46-674

К сведению физических лиц - предпринимателей

В связи с принятием Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году" от 24.12.2015 N 909, которым внесены изменения в Закон N 2464, с 1 января 2016 года размер единого взноса для всех категорий плательщиков единого взноса (кроме льготных категорий) определен в едином размере 22 процента базы начисления единого взноса.

Кроме того, из перечня плательщиков, имеющих право на добровольную уплату единого взноса, изъяты такие лица, как физические лица - предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения; лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, а именно: научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатской, нотариальной деятельности, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получают доход от этой деятельности (далее - физические лица - плательщики единого взноса) граждане Украины, которые работают за пределами Украины (абзацы 2 и 4 части первой статьи 10 Закона N 2464).

В свою очередь вышеупомянутым лицам, кроме граждан Украины, которые работают за пределами Украины, частью 5 статьи 8 Закона N 2464 предусмотрена уплата единого взноса в размере 22 процента к определенной статьей 7 настоящего Закона базе начисления единого взноса в сроки, определенные абзацами 3 - 5 части восьмой статьи 9 Закона N 2464.

Итак, физические лица - плательщики единого взноса обязаны на общих основаниях платить единый взнос в размере 22 процента, из суммы которого, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 26.11.2014 N 675 "Об утверждении пропорций распределения единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование "с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.2016 N 85, производится расчет на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности, а значит имеют право на материальное обеспечение в соответствии с Законом N 1105 за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности при условии уплаты единого взноса.

Частью третьей статьи 19 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании" от 23.09.99 N 1105 (далее - Закон N 1105) определено, что лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (занимаются предпринимательской, адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью , связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности, в том числе члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги в соответствии с настоящим Законом при условии уплаты страховых взносов в Фонд в соответствии закону.

Так, физическим лицам - предпринимателям за счет средств Фонда пособие по временной нетрудоспособности предоставляется в размере, определенном в статье 24 Закона N 1105, а пособие по беременности и родам - ​​в статье 26 Закона N 1105.

Учитывая, что для физических лиц - плательщиков единого взноса, в соответствии с абзацами 3 - 5 части 8 статьи 9 Закона N 2464, определены специальные сроки уплаты единого взноса, а именно: плательщики единого взноса, указанные в пункте 4 части первой статьи 4 Закона N 2464 , обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный год, до 10 февраля следующего года, кроме физических лиц - предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый взнос, начисленный за календарный квартал, до 20 числа месяца, следующего за кварталом , за который уплачивается единый взнос, а плательщики единого взноса, указанные в пункте 5 части первой статьи 4 настоящего Закона, обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный год, до 1 мая следующего года, поэтому фактически право на получение материального обеспечения в соответствии с Законом N 1105 такие лица будут приобретать после уплаты единого взноса.

Исчисление среднедневного дохода для расчета страховых выплат физическими лицами - плательщиками единого взноса осуществляется в соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09. 2001 г. N 1266 (далее - Порядок).

Следует отметить, что для физических лиц - плательщиков единого взноса, которые имели заключенные договоры добровольного страхования на период 2015 - 2016 год, расчетный период необходимо определять, учитывая в том числе месяцы добровольного страхования в 2015 году.

Если в течение двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования застрахованное лицо имеет страховой стаж менее шести месяцев, средний доход определяется для расчета:

  • пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, связанных с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя - исходя из начисленного дохода, с которого уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше размера минимальной заработной платы, установленного законом в месяце наступления страхового случая;
  • пособия по беременности и родам - ​​исходя из начисленного дохода, с которого уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше двукратного размера минимальной заработной платы и не менее размера минимальной заработной платы, установленного законом в месяце наступления страхового случая.

В то же время, согласно статье 21 Закона N 1105 страховой стаж - период (срок), в течение которого лицо подлежало страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и за который ежемесячно уплачены им и работодателем или им страховые взносы в сумме не меньшей, чем минимальный страховой взнос, кроме случаев, предусмотренных абзацем вторым части первой этой статьи.

Исчисление страхового стажа для расчета страховых выплат должно осуществляться по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, при этом получение данных рабочими органами Фонда из этого реестра для представления физическим лицом - плательщиком единого взноса отчетности в соответствии с законодательством невозможно.

То есть, к физическим лицам - плательщикам единого взноса, которые в 2015 году не подпадали под общеобязательное государственное социальное страхование (не работали по найму) или добровольному страхованию по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, должно быть применено вышеуказанное ограничение размера пособия.

Средний доход для расчета пособия по беременности и родам и пособия по временной нетрудоспособности, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств страхователя исчисляется страхователями на основании сведений, включаемых в отчет о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которые представляются в ГФС (пункт 32 Порядка).

Поэтому расчет материального обеспечения физическими лицами - плательщиками единого взноса до окончания срока представления отчетности о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование необходимо осуществлять из размера минимальной заработной платы.

 В дальнейшем, после представления годовой отчетности физическими лицами - плательщиками единого взноса, они будут иметь право на осуществление перерасчета ранее выплаченного материального обеспечения, рассчитанного из размера минимальной заработной платы, по страховым случаям, наступившим в отчетном году, с учетом начисленного единого взноса за отчетный год .

В случае неуплаты единого взноса в сроки, определенные Законом N 2464, материальное обеспечение, выплаченное из размера минимальной заработной платы, подлежит возврату. Финансирование материального обеспечения физическим лицам - плательщикам единого взноса будет осуществляться на основании заявления-расчета, форма которого утверждена Порядком финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденным постановлением правления Фонда от 22.12.2010 N 26. При этом, с целью контроля за использованием средств Фонда, при подаче в рабочий орган Фонда заявления-расчета для перечисления материального обеспечения к нему необходимо прилагать справку из территориального фискального органа об уплате единого взноса или копии квитанций об уплате единого взноса за расчетный период, а также копию листка нетрудоспособности.

Что касается вопроса использования формы протокола комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации при назначении материального обеспечения физическим лицом - плательщиком единого взноса, то в соответствии с частью третьей статьи 30 Закона N 1105 решение о назначении материального обеспечения и предоставлении социальных услуг принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию, которая создается (избирается) на предприятии, в учреждении, организации. Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию выполняет свои функции в соответствии с положением о комиссии (уполномоченного) по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, которое утверждается правлением Фонда.

Согласно Положению о комиссии (уполномоченном) предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденного постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 23.06.2008 N 25, решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия оформляются протоколом в день их принятия согласно приложению к настоящему Положению.


Следовательно, физическое лицо - плательщик единого взноса при принятии решения о назначении материального обеспечения должно его оформлять решением уполномоченного по социальному страхованию, поскольку в этом случае физическое лицо - предприниматель является страхователем и выступает в качестве уполномоченного по социальному страхованию страхователя.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
03.11.2025
Учитываются ли штрафы и пеня при определении финрезультата и осуществляется ли его корректировка
Суммы штрафных (финансовых) санкций и пени, начисленные по результатам проверок контролирующими органами и другими органами госвласти, признаются расходами согласно правилам бухучета при определении финрезультата до налогообложения. При этом в налоговом учете на сумму таких штрафных (финансовых) сан...
03.11.2025
ГНС уточняет требования по срокам регистрации НН/РК, в том числе по операциям, имеющим непрерывный или ритмичный характер
Нормы п. 89 подразд. 2 разд. ХХ НКУ распространяются на сводные НН/РК (в т. ч. составленные при совершении операций по поставке товаров/услуг, имеющих непрерывный или ритмичный характер), за исключением сводных НН и/или РК к таким сводным НН, составленным по операциям, определенным п. 198.5 и 199.1 ...
03.11.2025
Может ли ФЛП-единщик перечислять денежные средства на благотворительность с предпринимательского счета
Физлицо-предприниматель – плательщик единого налога первой – третьей групп имеет право перечислять денежные средства на благотворительность со счета, открытого для осуществления предпринимательской деятельности, после уплаты всех налогов и сборов, плательщиком которых он является в ...
Лучшие материалы