Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Индексация доходов заведующего ДУЗ в мае 2016 г. – это правомерно?

Возникло ли право на индексацию в мае 2016 года для педагогических работников? Интересует конкретно размер индексации для заведующих ДУЗ со стажем работы 10 лет . И имеет ли право работодатель (сельский совет) не выплатить индексацию?

Отвечают специалисты Uteka:

Да, имел, но при определенных условиях.

Учитывая стаж работы заведующего ДУЗ, в июле 2012 г. для работника по этой должности должна быть определена фиксированная сумм индексации в связи с повышением окладов на основании постановления КМУ от 11.01.12 г. № 10. Допустим она составляла 360 грн (цифры условные). Этот месяц стал базовым.

При незначительном повышении зарплаты в январе 2013 г. (на основании постановления КМУ от 27.03.13 г. № 197) фиксированная сумма индексации не изменилась, этот месяц стал базовым.

Перед наступлением сентября 2015 г., в котором был увеличены оклады (на основании постановления КМУ от 16.09.15 г. № 731
Про підвищення оплати праці працівників установ, закладів та організацій окремих галузей бюджетної сфери ), к фиксированной добавилась еще и текущая индексация. Допустим, она равнялась 900 грн. От общей суммы фиксированной и текущей индексации мы отнимали величину роста окладов и других составляющих зарплаты, увеличились при росте окладов (допустим это была сумма 310 грн), и на конец сентября получили новый размер фиксированной суммы индексации. Допустим она равнялась 950 грн.

С 01.12.15 г. (на основании постановления КМУ от 09.12.15 г. № 1013, далее – Постановление № 1013)) снова увеличилась оклады и размер повышения вместе с постоянными составляющими, например, составлял 300 грн. Это при условии, что учреждением не был предоставлен статус постоянной составляющей такой выплате как премия за декабрь, учитывая, что в 2016 году не предполагалось ее повторения. Вполне правомерное решение. При таких условиях с учетом обновленных норм порядка проведения индексации фиксированная сумма индексации должна быть уменьшена на 300 грн и равняться 650 грн. Теперь она называется просто индексацией. Месяц становится базовым.

С 01.05.16 г. снова увеличились оклады, и размер повышения вместе с постоянными составляющими, например, составлял 250 грн. На эту величину следует уменьшить индексацию в сумме 650 грн. Отметим, что к ней не добавилась сумма индексации, связанной с ростом цен (в профессиональных кругах ее называют текущей), так как в результате расчетов индексов потребительских цен, начиная с индекса января, как того требовал абзац второй п. 3 Постановления № 1013, и по март (это последний месяц. который бы мог повлиять на индексацию доходов мая), порог индексации в 103 % не был превышен. В этом можно убедиться: 1,009 (январь) х 0,996 (февраль) х 1,01 (март) х 100 = 101,5%. Следовательно получим новый размер индексации доходов заведующего 400 грн (650 грн – 250 грн), на которую он имел право в мае.

Но могли быть и другие варианты развития событий.

Или сельсовет внесла изменения в положение о премировании (путем внесения изменений в колдоговор или изданием приказа) в части того, что декабрьская премия стала постоянной составляющей и продолжает выплачиваться в 2016 году, и работник правомерно утратил право на индексацию.

Или сельсовет не смотря на то, что декабрьская премия носила разовый характер, приняла не совсем законное решение и все равно отменила право работника на индексацию.

Расчет права на текущую индексацию начался, как и в предыдущей ситуации с индекса января 2016 г., Результаты расчетов с января по не превысили порог индексации, и право на нее в мае не возникло.

Что касается фактов невыплаты индексации, то это является нарушением, во-первых, Закона
Про індексацію грошових доходів населення (от 03.07.91 г. № 1282-XII), ведь там речь идет не об отмене индексации, а о ее выплату в пределах финансовых ресурсов, а во-вторых, Закона о государственных социальные стандарты и государственные социальные гарантии (от 05.10.2000 г. № 2017-III), которым предусмотрена выплата индексации для поддержания покупательной способности граждан в условиях роста цен без каких-либо ограничений любыми ресурсами.

В отношении применения нормы «в пределах финансовых ресурсов». Правительство больше года обещал разработать особый порядок индексации, который бы предусматривал проведение индексации в пределах финансовых ресурсов, но так и не разработал. Ограничились внесением такого высказывания к Порядку проведения индексации (постановление КМУ от 17.07.03 г.). но это проблему не решило. Так и неизвестно, как именно и в какой сумме ограниченность ресурсов повлияет на уменьшение суммы индексации, например, доходов заведующего ДОУ. А вдруг такое уменьшение можно сделать выборочно, не затрагивая работников со значительным стажем?

Какой бы вариант работодатель не выбрал, при рассмотрении дела в суде, если туда обратится работник, которому безосновательно отменили индексацию, законных аргументов в пользу выплаты в уменьшенной сумме или невыплате индексации работодатель иметь не будет. Как такие невыплаты будут расценивать контролирующие органы с учетом нарушения названных выше законов, неизвестно. Поэтому целесообразно сохранять документальные подтверждения (распоряжения, приказы и тому подобное, если они есть), которые содержат указания для учреждения по начислению в меньшей сумме (или не начисления) сумм индексации. 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы