Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Должностная инструкция бухгалтера: что будет при ее отсутствии?

07.09.2020

Должностная инструкция - это документ на предприятии, регулирующий функциональные обязанности и права работников, требования к их образования и квалификации на должностях, которые существуют в штатном расписании. Инструкция направлена именно на должность, а не под определенного конкретного работника, то есть существует безлично. Должностными инструкциями можно навести порядок в вопросе, кто и за что отвечает в бухгалтерии. Это позволяет руководству: оказывать моральное давление на работников, которые не спешат выполнять свои трудовые обязанности; применять меры дисциплинарного наказания (выговор, увольнение) за невыполнение должностных обязанностей; аргументировать несоответствие работника занятой должности; выяснить превышение полномочий. Кроме этого должностная инструкция позволяет работнику четко понимать правила игры и круг своих должностных обязанностей; аргументировать несоответствие поставленной задачи обязанностям по должности. В последнем случае возможны и конфликтные ситуации, но должностная инструкция становится аргументом, когда руководство отдает распоряжение, не соответствуют должностным инструкциям работника. Очевидно, что бухгалтер не должен физически разгружать товар или переносить груз. К сожалению, такое бывает. Аргумент «это не соответствует моей должностной инструкции», хотя и конфликтный, но весомый.

Должностная инструкция - это одновременно инструмент дисциплинарного воздействия на работника и его защиты. Однако, есть множество предприятий (особенно малых), где должностные инструкции отсутствуют или распечатаны типичные, чисто формальные и по этим правилам никто «не живет». Вполне логично возникает вопрос, а надо ли вообще должностная инструкция бухгалтера? Законодательством не запрещено отклоняться от типовых инструкций и частично перераспределять обязанности работников между другими лицами. И тогда каждый отвечает за свое, что является преимуществом наличия реальных должностных инструкций, соответствующих действительному положению дел в бухгалтерии предприятия.

Отсутствие должностной инструкции - это нарушение трудового законодательства. Каждый работник должен быть ознакомлен со своими трудовыми обязанностями под расписку и именно должностная инструкция позволяет это сделать быстро и должным образом задокументировать ( «С должностной инструкцией ознакомлен, дата, подпись» - надпись осуществляется на приказе о приеме на работу). Получается, что если нет должностного - не было и знакомство с должностными обязанностями было, но неполное.

Что значит отсутствие должностной инструкции - нарушение трудового законодательства? Это штраф по ст. 265 КЗоТ Украины - «нарушение других требований трудового законодательства» - 1 минимальная зарплата (с 1 сентября 2020 - 5000 грн). При этом его можно наложить за каждую недостающую должностную инструкцию по должностям штатного расписания.

Должностные инструкции бухгалтеров должны быть не только на предприятиях, но и у физических лиц-предпринимателей, если они имеют наемных работников и оформляют трудовые отношения с бухгалтером. ФЛП должны иметь правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание и издавать приказы по кадровым вопросам. Независимо от того, это предприятие, или ЧП, работодатель должен разъяснить работнику его права и обязанности (ч. 1 ст. 29 КЗоТ). Именно эта норма трактует обязательность наличия должностных инструкций по наемных предпринимателем работников.

Должностная инструкция бухгалтера составляется на основе Национального классификатора профессий (приказ Госпотребстандарта от 28.07.2010 № 327), где можно найти перечень правильных названий должностей (профессий); Справочника квалификационных характеристик профессий работников ДК 003: 2010 (приказ Минтруда от 29.12.2004 № 336), где можно найти образец типовых должностных инструкций по каждой профессии. Для составления должностных инструкций бухгалтеров можно обратиться к ч. 7 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996, где определяются обязанности главного бухгалтера. Кроме вышеназванных нормативных документов могут понадобиться правила внутреннего трудового распорядка, устав или иные внутренние документы предприятия, если в них определяются определенные обязанности, которые должен выполнять бухгалтер или другой работник.

Разрабатывать должностные инструкции имеет руководитель предприятия с привлечением руководителя кадровой службы, а также руководителей соответствующих подразделений, например, главного бухгалтера.

kr.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
Новое
08.12.2025
В какой срок поставщик должен послать покупателю РК на уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг
Действующим законодательством не предусмотрены сроки, в которые поставщик должен отправить покупателю РК на уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг. В то же время РК на уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг целесообразно отправлять получателю (покупателю) в течение того о...
08.12.2025
Может ли ЮЛ-субарендодатель учесть в уменьшение МНО 20 % расходов на уплату арендной платы за землю, отнесенную к сельхозугодьям
НКУ не предусмотрено отнесение к сумме уплаченных налогов, сборов, платежей и расходов на аренду земельных участков, уменьшающих общее МНО, 20 % расходов на уплату арендной платы за отнесенные к сельхозугодьям земельные участки, субарендодателем которых являются юридические лица. Больше по теме: Ка...
08.12.2025
Обязанности работника во время работы
Работник на рабочем месте несет непосредственную ответственность за нарушение требований, указанных в трудовом договоре. Подробнее см. ниже.. Больше по теме: Какие документы должны содержаться в личном деле работника? Охрана труда: права работников, обязанности работодателя, служба охраны труда Ох...
Лучшие материалы