Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Должностная инструкция бухгалтера: что будет при ее отсутствии?

07.09.2020

Должностная инструкция - это документ на предприятии, регулирующий функциональные обязанности и права работников, требования к их образования и квалификации на должностях, которые существуют в штатном расписании. Инструкция направлена именно на должность, а не под определенного конкретного работника, то есть существует безлично. Должностными инструкциями можно навести порядок в вопросе, кто и за что отвечает в бухгалтерии. Это позволяет руководству: оказывать моральное давление на работников, которые не спешат выполнять свои трудовые обязанности; применять меры дисциплинарного наказания (выговор, увольнение) за невыполнение должностных обязанностей; аргументировать несоответствие работника занятой должности; выяснить превышение полномочий. Кроме этого должностная инструкция позволяет работнику четко понимать правила игры и круг своих должностных обязанностей; аргументировать несоответствие поставленной задачи обязанностям по должности. В последнем случае возможны и конфликтные ситуации, но должностная инструкция становится аргументом, когда руководство отдает распоряжение, не соответствуют должностным инструкциям работника. Очевидно, что бухгалтер не должен физически разгружать товар или переносить груз. К сожалению, такое бывает. Аргумент «это не соответствует моей должностной инструкции», хотя и конфликтный, но весомый.

Должностная инструкция - это одновременно инструмент дисциплинарного воздействия на работника и его защиты. Однако, есть множество предприятий (особенно малых), где должностные инструкции отсутствуют или распечатаны типичные, чисто формальные и по этим правилам никто «не живет». Вполне логично возникает вопрос, а надо ли вообще должностная инструкция бухгалтера? Законодательством не запрещено отклоняться от типовых инструкций и частично перераспределять обязанности работников между другими лицами. И тогда каждый отвечает за свое, что является преимуществом наличия реальных должностных инструкций, соответствующих действительному положению дел в бухгалтерии предприятия.

Отсутствие должностной инструкции - это нарушение трудового законодательства. Каждый работник должен быть ознакомлен со своими трудовыми обязанностями под расписку и именно должностная инструкция позволяет это сделать быстро и должным образом задокументировать ( «С должностной инструкцией ознакомлен, дата, подпись» - надпись осуществляется на приказе о приеме на работу). Получается, что если нет должностного - не было и знакомство с должностными обязанностями было, но неполное.

Что значит отсутствие должностной инструкции - нарушение трудового законодательства? Это штраф по ст. 265 КЗоТ Украины - «нарушение других требований трудового законодательства» - 1 минимальная зарплата (с 1 сентября 2020 - 5000 грн). При этом его можно наложить за каждую недостающую должностную инструкцию по должностям штатного расписания.

Должностные инструкции бухгалтеров должны быть не только на предприятиях, но и у физических лиц-предпринимателей, если они имеют наемных работников и оформляют трудовые отношения с бухгалтером. ФЛП должны иметь правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание и издавать приказы по кадровым вопросам. Независимо от того, это предприятие, или ЧП, работодатель должен разъяснить работнику его права и обязанности (ч. 1 ст. 29 КЗоТ). Именно эта норма трактует обязательность наличия должностных инструкций по наемных предпринимателем работников.

Должностная инструкция бухгалтера составляется на основе Национального классификатора профессий (приказ Госпотребстандарта от 28.07.2010 № 327), где можно найти перечень правильных названий должностей (профессий); Справочника квалификационных характеристик профессий работников ДК 003: 2010 (приказ Минтруда от 29.12.2004 № 336), где можно найти образец типовых должностных инструкций по каждой профессии. Для составления должностных инструкций бухгалтеров можно обратиться к ч. 7 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996, где определяются обязанности главного бухгалтера. Кроме вышеназванных нормативных документов могут понадобиться правила внутреннего трудового распорядка, устав или иные внутренние документы предприятия, если в них определяются определенные обязанности, которые должен выполнять бухгалтер или другой работник.

Разрабатывать должностные инструкции имеет руководитель предприятия с привлечением руководителя кадровой службы, а также руководителей соответствующих подразделений, например, главного бухгалтера.

kr.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
14.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят новый закон об организации трудовых отношений в условиях военного положения Обновлен Справочник условных кодов товаров Аванс и зарплата: сроки выплаты ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 06.10.2025 Обновлен перечень код...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
16.10.2025
Наследование прав на объекты интеллектуальной собственности: разъяснение суда
Судья Верховного Суда в Кассационном гражданском суде Василий Крат выступил с докладом «Наследование прав интеллектуальной собственности: практика кассационного суда» во время круглого стола «Наследование и другие основания для перехода прав на объекты интеллектуальной собственност...
16.10.2025
Особенности медицинских осмотров работников
Медицинские осмотры работников проводятся соответствующими здравоохранительными заведениями, перечень которых утверждается приказом Минздрава. Работники заведений здравоохранения несут ответственность согласно действующему законодательству Украины за соответствие медицинского заключения фактическому...
16.10.2025
Камеральная проверка: пять самых частых вопросов от плательщиков
Со стороны плательщиков достаточно часто звучат вопросы, касающиеся камеральных проверок. ГНС дает ответы на наиболее распространенные. Больше по теме: Камеральная проверка: могут ли доначислить НДС? Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно...
Лучшие материалы