Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Должностная инструкция бухгалтера: что будет при ее отсутствии?

07.09.2020

Должностная инструкция - это документ на предприятии, регулирующий функциональные обязанности и права работников, требования к их образования и квалификации на должностях, которые существуют в штатном расписании. Инструкция направлена именно на должность, а не под определенного конкретного работника, то есть существует безлично. Должностными инструкциями можно навести порядок в вопросе, кто и за что отвечает в бухгалтерии. Это позволяет руководству: оказывать моральное давление на работников, которые не спешат выполнять свои трудовые обязанности; применять меры дисциплинарного наказания (выговор, увольнение) за невыполнение должностных обязанностей; аргументировать несоответствие работника занятой должности; выяснить превышение полномочий. Кроме этого должностная инструкция позволяет работнику четко понимать правила игры и круг своих должностных обязанностей; аргументировать несоответствие поставленной задачи обязанностям по должности. В последнем случае возможны и конфликтные ситуации, но должностная инструкция становится аргументом, когда руководство отдает распоряжение, не соответствуют должностным инструкциям работника. Очевидно, что бухгалтер не должен физически разгружать товар или переносить груз. К сожалению, такое бывает. Аргумент «это не соответствует моей должностной инструкции», хотя и конфликтный, но весомый.

Должностная инструкция - это одновременно инструмент дисциплинарного воздействия на работника и его защиты. Однако, есть множество предприятий (особенно малых), где должностные инструкции отсутствуют или распечатаны типичные, чисто формальные и по этим правилам никто «не живет». Вполне логично возникает вопрос, а надо ли вообще должностная инструкция бухгалтера? Законодательством не запрещено отклоняться от типовых инструкций и частично перераспределять обязанности работников между другими лицами. И тогда каждый отвечает за свое, что является преимуществом наличия реальных должностных инструкций, соответствующих действительному положению дел в бухгалтерии предприятия.

Отсутствие должностной инструкции - это нарушение трудового законодательства. Каждый работник должен быть ознакомлен со своими трудовыми обязанностями под расписку и именно должностная инструкция позволяет это сделать быстро и должным образом задокументировать ( «С должностной инструкцией ознакомлен, дата, подпись» - надпись осуществляется на приказе о приеме на работу). Получается, что если нет должностного - не было и знакомство с должностными обязанностями было, но неполное.

Что значит отсутствие должностной инструкции - нарушение трудового законодательства? Это штраф по ст. 265 КЗоТ Украины - «нарушение других требований трудового законодательства» - 1 минимальная зарплата (с 1 сентября 2020 - 5000 грн). При этом его можно наложить за каждую недостающую должностную инструкцию по должностям штатного расписания.

Должностные инструкции бухгалтеров должны быть не только на предприятиях, но и у физических лиц-предпринимателей, если они имеют наемных работников и оформляют трудовые отношения с бухгалтером. ФЛП должны иметь правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание и издавать приказы по кадровым вопросам. Независимо от того, это предприятие, или ЧП, работодатель должен разъяснить работнику его права и обязанности (ч. 1 ст. 29 КЗоТ). Именно эта норма трактует обязательность наличия должностных инструкций по наемных предпринимателем работников.

Должностная инструкция бухгалтера составляется на основе Национального классификатора профессий (приказ Госпотребстандарта от 28.07.2010 № 327), где можно найти перечень правильных названий должностей (профессий); Справочника квалификационных характеристик профессий работников ДК 003: 2010 (приказ Минтруда от 29.12.2004 № 336), где можно найти образец типовых должностных инструкций по каждой профессии. Для составления должностных инструкций бухгалтеров можно обратиться к ч. 7 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996, где определяются обязанности главного бухгалтера. Кроме вышеназванных нормативных документов могут понадобиться правила внутреннего трудового распорядка, устав или иные внутренние документы предприятия, если в них определяются определенные обязанности, которые должен выполнять бухгалтер или другой работник.

Разрабатывать должностные инструкции имеет руководитель предприятия с привлечением руководителя кадровой службы, а также руководителей соответствующих подразделений, например, главного бухгалтера.

kr.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
29.04.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Отсрочку от мобилизации для студентов и педагогов могут ограничить: законопроект ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 22.04.2025 Категорию тех, кто имеет преимущественное право оставления на работе при увольнении, расширят: проект закона Как ГНС будут применять видеоре...
10.02.2025
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о повышении минимальной зарплаты, пенсий и прожиточного минимума
Больше по теме: Минимальная зарплата и прожиточный минимум – 2025: какие размеры и на что повлияют Размер минимальной заработной платы Парламентарии представили законопроект № 12462, которым предусматривается повышение прожиточного минимума, минимальной зарплаты и минимальной пенсии по возра...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
Новое
29.04.2025
Баланс ответственности между руководителем и работником: судебная практика
Хмельницкий апелляционный суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу прокурора на оправдательный приговор заведующему хозяйством больницы, обвиняемому в нарушении правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью на предприятии, повлекших гибель человека. По версии след...
29.04.2025
Меры предосторожности и профилактика несчастных случаев на территориях боевых действий
Больше по теме: Проверки пожарной безопасности: правила и нюансы Условия военного положения требуют повышенного внимания работников и работодателей к принятию мер по безопасности труда и профилактике несчастных случаев на производстве. В процессе работы на территориях, связанных с проведением боев...
29.04.2025
Аттестация рабочих мест по условиям труда во время военного положения
Больше по теме: Аттестация должностных лиц местных советов: кого касается и как проводится Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на предприятиях независимо от форм собственности и хозяйствования, где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потен...
Лучшие материалы