Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Дистанционная работа для ВПЛ: ответы на вопросы

23.01.2023

Дистанционная работа: о чем нужно знать. Вопросы и ответы.

Чтобы продолжать бизнес в условиях сначала пандемии, а сейчас войны, работодатели переводят работников на отдаленные формы работы: дистанционную или надомную.

Чем дистанционная работа отличается от надомной?

С 27 февраля 2021 года в Украине были введены две самостоятельные формы организации труда: дистанционная и надомная.

Дистанционные работники работают в любом месте по собственному выбору. В то же время, должны быть на связи с работодателем с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Надомный работник работает по месту жительства или в других определенных им местах вне помещений работодателя. Для такой работы характерна закрепленная рабочая зона или технические средства, например, инструменты, принадлежности для производства продукции, предоставление услуг или другой работы. Надомный работник «привязан» к указанному в трудовом договоре адресу и может изменить его только с разрешения работодателя.

Режим работы – еще одно отличие. Надомный работник обычно соблюдает общий режим работы предприятия. В то время как на дистанционные правила внутреннего трудового распорядка не распространяются. Он/она распределяет рабочее время по своему усмотрению — может работать рано утром, поздно вечером.

По обеим формам отдаленного труда действуют нормы продолжительности рабочего времени:

  • нормальная продолжительность – до 40 часов в неделю;
  • сокращенная (для определенных категорий работников) – до 24 или 36 часов в неделю.

Дистанционному работнику гарантируется период свободного времени для отдыха и питания – период отключения. В настоящее время работник может не отвечать на уведомления или телефонные звонки работодателя.

Дистанционщик самостоятельно отвечает за соблюдение безопасных и безвредных условий труда на рабочем месте. Однако работодатель должен проводить инструктаж по вопросам охраны труда (дистанционно или очно) относительно безопасного использования оборудования и средств, рекомендованных или предоставленных им.

Какая работа может выполняться дистанционно?

Законодательство не определяет перечень работ, которые могут выполняться дистанционно. Работодатель самостоятельно решает, может ли работа выполняться вне предприятия.

Например, если это продажа товаров в магазине или производство на заводе, работники могут работать исключительно на территории предприятия.

Однако если это административная работа, которую вполне допустимо проделать вне помещений работодателя, работника можно перевести на дистанционку.

Кроме того, при возможности и наличии ресурсов закон позволяет переводить на дистанционную работу:

  • беременных женщин;
  • работников, имеющих ребенка в возрасте до трех лет или ухаживающих за ребенком до шести лет (по медицинским показаниям);
  • работников, имеющих двоих или более детей младше 15 лет или ребенка с инвалидностью;
  • родителей или опекунов ребенка или лица с инвалидностью с детства подгруппы А I группы;
  • работников, в отношении которых на рабочем месте были совершены действия по признакам дискриминации – временно на два месяца.

Как оформить дистанционного работника?

Вновь принятые работники могут работать дистанционно после заключения трудового договора о дистанционной работе в письменной форме.

Если работодатель вводит временный дистанционный режим работы для уже работающих работников, например на время войны, закон позволяет сделать это с помощью приказа (распоряжения).

Также это исключение распространяется на время:

  • самоизоляции работника в случаях, установленных законодательством;
  • угрозы вооруженной агрессии;
  • чрезвычайная ситуация техногенного, природного или иного характера.

Работодатель должен ознакомить работника с приказом в течение двух дней со дня принятия, но до введения дистанционной работы.

Внимание! Перевести работника на дистанционную работу можно только с его согласия.

Что нужно указывать в договоре о дистанционной работе?

С 16 июля 2021 года действует типовая форма трудового договора для дистанционной работы: https://zakon.rada.gov.ua

В договоре должно быть указано:

  • наименование работы, профессии или должности работника;
  • трудовые функции;
  • сроки действия договора;
  • условия оплаты труда;
  • продолжительность рабочего времени и отдыха;
  • порядок и сроки обеспечения оборудованием, программно-техническими и другими средствами и/или размер, порядок и сроки выплаты работникам компенсации за использование принадлежащих им или арендованных ими средств и других возмещений расходов;
  • порядок и сроки представления отчетов о проделанной работе;
  • способы коммуникации между работником и работодателем.

Как оплачивать дистанционную работу?

Если работодатель не договорился с работником о другом, дистанционная работа предусматривает оплату труда в полном объеме не реже двух раз в месяц.

Кто обустраивает домашний офис для дистанционной работы?

Работодатель должен обеспечить дистанционного работника оборудованием и средствами для выполнения профессиональных обязанностей. Непременно безопасны и в надлежащем состоянии. Также работодатель организует установку и обслуживание средств и оплачивает расходы. Работник материально отвечает за их нехватку или повреждение.

Если подчиненный использует собственные средства для нужд предприятия, работодателю следует договориться с ним о размере и порядке возмещения их износа (амортизации), расходах на использование (электроэнергия, интернет, замена расходных материалов).

Отличаются ли права дистанционного работника от работающих в помещениях работодателя?

Нет, работники на дистанционной работе имеют те же трудовые права — с учетом специфики дистанционной работы, указанной в трудовом договоре. Как и остальные наемные работники, они могут идти в ежегодный отпуск, открывать больничный и т.д.

Как оформить возврат дистанционных работников в помещения работодателя?

Если работодатель вводит дистанционную работу приказом на время карантина/войны, после его/ее завершения (или при необходимости раньше) работники могут восстановить обычный режим работы.

Для этого работники должны написать заявление, а работодатель выдать приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы и восстановлении обычного режима работы, отметив:

  • причину смены режима работы: окончание карантина/войны, отмена ограничительных мер, возобновление работы транспорта и т.п.;
  • дату прекращения дистанционной работы;
  • дату выхода работников на работу;
  • перечень работников с указанием их должностей;
  • порядок ознакомления работников с приказом и изменением режима работы.

Работники, решившие и дальше работать удаленно, должны написать об этом заявление. На ее основании работодатель издает приказ (распоряжение) и знакомит с ним работников.

Обращаем внимание, что на период военного положения Законом Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» установлены особенности организации трудовых отношений, в частности по заключению трудового договора в условиях военного положения, переводу и изменению существенных условий труда, установлению и учету времени работы и времени отдыха, продолжительности отпусков, оплаты труда и т.д.

https://www.fpsu.org.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
20.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят Закон о возобновлении течения исковой давности Минфин обнародовал проекты профессиональных стандартов «Главный бухгалтер бюджетного учреждения» и «Бухгалтер бюджетного учреждения» ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплате...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
21.05.2025
Бумажная трудовая книжка или как завершить переход на электронную форму
Когда следует завершить процедуру сканирования бумажных трудовых книжек и внести их на веб-портал Пенсионного фонда? Больше по теме: Электронная и бумажная трудовая книжка: что нужно знать работнику и работодателю Трудовая книжка утеряна или испорчена: как оформить дубликат Уже не первый год украи...
21.05.2025
Как составить отчетность по экологическому налогу
Плательщики эконалога составляют налоговые декларации, подают их в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в контролирующие органы и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декл...
21.05.2025
Работник – ВПЛ: когда он должен уведомить об изменении места жительства
Сколько уделяется времени внутренне перемещенным лицам для уведомления об изменении места жительства и куда подавать обновленные данные? Больше по теме: Можно ли принять на работу ВПЛ, не уволенное с предыдущего места работы? Одной из ключевых обязанностей внутренне перемещенных лиц является своевр...
Лучшие материалы