Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Действующие нормы касательно налога на недвижимое имущество на территориях ведения боевых действий и временно оккупированных

14.03.2024

Центральное межрегиональное управление ГНС по работе с крупными налогоплательщиками напоминает, что 6 мая 2023 года вступил в силу Закон от 11.04.2023 № 3050-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно освобождения от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество» (далее – Закон № 3050). 

Законом изменен механизм определения перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией (далее – Перечень территорий). Согласно Закону № 3050, Перечень территорий определяется в установленном КМУ порядке (пп. 69.22 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса, далее – НК). 

Постановление КМУ от 06.12.2022 № 1364 (далее – Постановление № 1364) определяет некоторые вопросы формирования перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированные российской федерацией. В частности, п. 1 Постановления № 1364 определяется орган исполнительной власти (Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий), которому делегируются полномочия по утверждению перечня территорий, а также определяются составляющие перечня территорий, требования к формату территорий, по которым эти территории отражаются в перечне, и утверждена форма перечня территорий. 

Учитывая указанное, в понимании Закона № 3050 Постановление № 1364 может считаться такой, которая установила порядок определения Перечня территорий. 

В связи с этим Перечень территорий, утвержденный приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий от 22.12.2022 № 309, зарегистрированным в Министерстве юстиции  23.12.2022 под № 1668/39004 (далее – Приказ № 309), может применяться при взимании налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее – Налог), на соответствующих территориях. 

Закон № 3050 урегулировал вопрос установления местных налогов и/или сборов и/или предоставления налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов на территориях, где временно не осуществляют свои полномочия органы местного самоуправления. На таких территориях решения имеют право принимать соответствующие военные и военно-гражданские администрации (изменения к п. 12.3 НК).

Согласно пп. 69.22 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК не начисляют и не уплачивают Налог: 

1) за объекты недвижимости, расположенные на территориях активных боевых действий или на временно оккупированных российской федерацией территориях Украины: 

  • физические лица: 
    • за 2021 и 2022 годы – за объекты жилой недвижимости; 
    • с 1 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года –  за объекты нежилой недвижимости; 
    • в 2023 году – с первого числа месяца, в котором была определена относительно соответствующих территорий дата начала активных боевых действий или временной оккупации, до последнего числа месяца, в котором завершены боевые действия или временная оккупация на соответствующей территории; 
  • юридические лица: 
    • в 2023 году – с первого числа месяца, в котором была определена относительно соответствующих территорий дата начала активных боевых действий или временной оккупации, до последнего числа месяца, в котором завершены боевые действия или временная оккупация на соответствующей территории. 

Для целей взимания Налога в 2022 году Приказ № 309 применяется в части наличия определенной территории в Перечне территорий, утвержденном Приказом № 309 в действующей редакции. Даты начала и завершения активных боевых действий или временной оккупации не учитываются. 

Даты начала и завершения активных боевых действий или временной оккупации в 2023 году определяются в соответствии с данными Перечня территорий, утвержденного Приказом № 309 в действующей редакции. 

Внимание! Приказом № 309 в разд. I утверждены территории возможных боевых действий (ч. 1) и территории активных боевых действий (ч. 2), в разд. II утверждены временно оккупированные российской федерацией территории Украины. Следовательно, для целей взимания Налога в соответствии с пп. 69.22 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК применяется только перечень территорий активных боевых действий (ч. 2 разд. I) и временно оккупированных российской федерацией (разд. II); 

2) за уничтоженные объекты жилой и/или нежилой недвижимости в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации против Украины, на основании данных Государственного реестра имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, вооруженной агрессией российской федерации против Украины (далее – Реестр имущества): 

  • физические лица: 
    • за 2021 год и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты, данные об уничтожении которых внесены в Реестр имущества; 
  • юридические лица: 
    • за 2022 год и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты, данные об уничтожении которых внесены в Реестр имущества; 

3) за поврежденные объекты жилой и/или нежилой недвижимости (как нуждающиеся в капитальном ремонте, реконструкции или реставрации в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации против Украины) на основании данных Реестра имущества: 

  • физические лица: 
    • за 2021 год и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты жилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, к началу месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты жилой недвижимости признаны пригодными для проживания; 
    • за период с 1 марта 2022 года и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты нежилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, и данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, до начала месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты нежилой недвижимости признаны пригодными для использования по целевому назначению; 
    • за объекты недвижимости, поврежденные начиная с 1 января 2023 года, – с первого числа месяца, в котором был зафиксирован факт повреждения недвижимости по данным Реестра имущества, до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты недвижимости признаны пригодными для проживания/для использования по целевому назначению; 
  • юридические лица: 
    • с 1 марта 2022 года и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты жилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, до начала месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты жилой недвижимости признаны пригодными для проживания; 
    • за период с 1 марта 2022 года и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты нежилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, и данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, до начала месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты нежилой недвижимости признаны пригодными для использования по целевому назначению; 
    • за объекты недвижимости, поврежденные начиная с 1 января 2023 года, – с первого числа месяца, в котором был зафиксирован факт повреждения недвижимости по данным Реестра имущества, до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты недвижимости признаны пригодными для проживания/использования по целевому назначению. 

Также пп. 69.22 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК предусмотрено, что в отношении объектов жилой/нежилой недвижимости, в том числе их долей, которые получили незначительные повреждения, пригодны для проживания/использования по целевому назначению (соответственно), органы местного самоуправления, военные администрации или военно-гражданские администрации имеют право: 

1) устанавливать ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в размере меньше размера, установленного решением соответствующего органа местного самоуправления для определенного типа объектов недвижимого имущества, уплачиваемого на соответствующей территории; 

2) освобождать от уплаты налога. 

Закон № 3050 определяет возможность уточнения налоговых обязательств плательщиками Налога, которые до даты вступления в силу Закона № 3050 задекларировали за 2022–2023 годы налоговые обязательства за объекты жилой и/или нежилой недвижимости, расположенные на территориях активных боевых действий на временно оккупированных российской федерацией территориях Украины, включенных в Перечень территорий. Такие плательщики имеют право откорректировать начисленные налоговые обязательства за период 2022 и 2023 годы путем подачи уточняющих налоговых деклараций за соответствующий период. 

За период 2023 года налоговые обязательства уточняются в соответствии с периодами начала и завершения на соответствующих территориях активных боевых действий или временной оккупации. 

Плательщики Налога, которые в 2022–2023 годах не декларировали свои налоговые обязательства, за объекты налогообложения, расположенные на территориях, не вошедших в Приказ № 309, или находящиеся на территории возможных боевых действий, утвержденных Приказом № 309, имеют соответствующие налоговые обязательства. 

Годовая сумма платежа по объектам недвижимого имущества определяется пропорционально количеству месяцев, когда такие объекты недвижимого имущества подлежали обложению Налогом. 

Применение штрафных санкций и начисление пени 

Порядок выполнения в период военного положения плательщиком своей обязанности, в частности, по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, подаче отчетности установлено п.п. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК (далее – пп. 69.1). 

Согласно абзацу  четырнадцатому пп. 69.1 в случае самостоятельного исправления налогоплательщиком с соблюдением порядка, требований и ограничений, определенных ст. 50 НК, ошибок, приведших к занижению налогового обязательства в отчетных (налоговых) периодах, приходящихся на период действия военного положения, такие плательщики освобождаются от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных п. 50.1 НК, и пени. 

То есть плательщики Налога, которые будут подавать в контролирующие органы уточняющие налоговые декларации за отчетные (налоговые) периоды, приходящиеся на период действия военного положения, не начисляют штрафные санкции и пеню. 

Составленные, отправленные (врученные) в 2022 и 2023 годах налоговые уведомления-решения об уплате сумм Налога, по которым не начисляется и не уплачивается Налог, подлежат отмене (отзыву), а денежные обязательства и налоговый долг, определенные контролирующим органом, – аннулированию. 

Чрезмерно уплаченные суммы Налога подлежат зачислению исключительно в счет будущих платежей по этому Налогу, а при наличии у такого плательщика налогового долга по Налогу – излишне уплаченные суммы зачисляются в счет погашения такого долга. 

Центральное МУ ГНС


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Популярное
24.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели В Украине возобновится обязательная подача статистической отчетности ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 13.06.2025 Внесены изменения в Правила организации статистической отчетности Изменены Критерии важных предприятий с целью ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
25.06.2025
Можно ли признать физическое лицо банкротом
Рассмотрим, что дает открытие процедуры неплатежеспособности, основные изменения после открытия производства о банкротстве, важные последствия после завершения процедуры. Больше по теме: Задолженность дебиторская и кредиторская: дисконтирование, сомнительность, списание, прощение Каждый из нас може...
25.06.2025
Как подтвердить льготный стаж работы по Спискам № 1 и № 2, если нет правопреемника ликвидируемого предприятия
Подтверждение периодов работы, который засчитывается в стаж работы для назначения пенсии на льготных условиях по Спискам № 1 и № 2 осуществляется комиссиями по вопросам подтверждения стажа работы, что дает право на назначение пенсии, созданными при Главных управлениях Пенсионного фонда. Больше по те...
25.06.2025
Судебная практика Верховного Суда за апрель – май 2025 года
Предлагаем вниманию очередной дайджест судебной практики Большой Палаты Верховного Суда, охватывающий решения, внесенные в ЕГРСР в апреле – мае 2025 года Больше по теме: Первичные документы: типичные ошибки и судебная практика Санкции за невыполнение норматива: судебная практика в пользу раб...
Лучшие материалы