Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Будет ли ответственность при своевременной подаче заявления по форме № 1-ПДВ, но с получением отказа в регистрации плательщиком НДС

Разъяснение
27.05.2025

Применяется ли ответственность если лицо, подлежащее обязательной регистрации в качестве плательщика НДС, подало своевременно заявление по форме № 1-ПДВ, но не зарегистрировалось как плательщик НДС в связи с получением отказа от контролирующего органа?

Порядок регистрации плательщиков НДС регулируется ст. 180–183 Налогового кодекса (далее – НКУ) и регламентируется разд. III Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 14.11.2014 № 1130, зарегистрированным в Министерстве юстиции 17.11.2014 за № 1456/26233 (далее – Положение № 1130).

Согласно п. 183.2 НК в случае обязательной регистрации лица как налогоплательщика регистрационное заявление подается в контролирующий орган не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций, определенный в ст. 181 НК.

Пунктом 183.8 НК установлено, что контролирующий орган отказывает в регистрации лица как налогоплательщика, если по результатам рассмотрения регистрационного заявления и/или поданных документов установлено, что лицо или не отвечает требованиям, определенным ст. 180, п. 181.1, 182.1 и 183.7 НК, или если существуют обстоятельства, служащие основанием для аннулирования регистрации согласно в. 184 НК, а также если при подаче регистрационного заявления или определении желаемого (запланированного) дня регистрации не соблюдены порядок и сроки, установленные п. 183.1, 183.3–183.7 НК.

Согласно п. 183.6 НК если последний день срока подачи заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем срока считается следующий за выходным, праздничным или нерабочим рабочий день.

Пунктами 3.8, 3.9 разд. III Положения № 1130 предусмотрено, что при регистрации плательщика НДС обязательно проводится проверка его регистрационных данных из Единого банка данных о плательщиках налога – юридических лицах или Реестра самозанятых лиц. Если в заявлении о регистрации не указаны обязательные реквизиты, предоставлены недостоверные или неполные данные, сведения о заявителе не включены в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, то в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления контролирующий орган обращается к лицу с предложением подать новое заявление о регистрации (с указанием оснований непринятия предыдущего).

Согласно п. 183.10 НК любое лицо, подлежащее обязательной регистрации как налогоплательщик, и в случаях и в порядке, предусмотренных этой статьей, не подало в контролирующий орган регистрационное заявление, несет ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения.

При этом с учетом требований пп. 54.3.1 НК контролирующий орган обязан самостоятельно определить, в частности, сумму денежных обязательств, предусмотренных НК или другим законодательством, если налогоплательщик не представляет в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию, а при осуществлении мер налогового контроля установлены факты осуществления налогоплательщиком деятельности, приведшей к возникновению объектов налогообложения, наличию показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиями НК.

Согласно п. 123.1 НК совершение налогоплательщиком деяний, обусловивших определение контролирующим органом суммы налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, уменьшения суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС налогоплательщика на основаниях, определенных пп. 54.3.1, 54.3.2 (кроме случаев уменьшения суммы НДФЛ, задекларированной к возврату из бюджета в связи с использованием права на налоговую скидку), 54.3.6 НК – влечет за собой наложение на налогоплательщика штрафа в размере 10 % суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения.

Согласно п. 123.2 НК деяния, предусмотренные п. 123.1 (кроме действий, предусмотренных п. 123.21) этой статьи, совершенные умышленно, –влекут наложение штрафа в размере 25 % от суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения.

Согласно п. 123.3 НК деяния, предусмотренные п. 123.2 НК, совершенные повторно в течение 1 095 календарных дней, – влекут за собой наложение штрафа в размере 50 % суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения.

Учитывая изложенное, если лицо подлежит обязательной регистрации плательщиком НДС и не зарегистрировано плательщиком НДС в порядке, предусмотренном ст. 183 НК (в связи с неподачей регистрационного заявления или подачей ненадлежаще оформленного заявления), такое лицо несет ответственность на уровне зарегистрированного плательщика НДС в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пп. 17.1.7 НК налогоплательщик имеет право обжаловать в порядке, установленном НК, решения, действия (бездействие) контролирующих органов (должностных лиц), в том числе предоставленную ему в бумажной или электронной форме индивидуальную налоговую консультацию, которая ему предоставлена, а также обобщающую налоговую консультацию.

ОИР, категория 101.27

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
28.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС утвердила Реестр крупных налогоплательщиков на 2026 год Рада продлила сроки военного положения и мобилизации Вносить ли изменения в ЕГР, если изменено название населенного пункта: письмо Минюста Приведет ли к потере стажа неоцифровка трудовой книжки Д...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
29.10.2025
Как обжаловать административный акт: разъяснение Минюста
Процедура обжалования касается не только конечных решений, но и процедурных решений и действий или бездействия органов. При этом жалобы только на отдельные процедурные решения и действия рассматриваются до принятия административного акта. Это обеспечивает защиту прав на всех этапах административной ...
29.10.2025
Как расторгнуть трудовой договор с ФЛП, который выехал из Украины
В таком случае единственным путем решения проблемы остается обращение в суд. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Перевод мобилизованного работника на новосозданное предприятие Что должен сделать работодатель при переводе с дистанционного режима на офисный или наоборот? В 2008 году женщина устроила...
29.10.2025
Привлечение женщин к подземным работам во время военного положения
В период действия военного положения разрешается применение труда женщин (кроме беременных женщин и женщин, имеющих ребенка до одного года) с их согласия на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Больше по теме: Вес (масса) груза и трансп...
Лучшие материалы