Защита данных и повышение доверия к налоговой системе – приоритетные меры в Нацстратегии доходов до 2030 года: Минфин
Мероприятия относительно реформирования налоговой политики и налогового администрирования, предусмотренные в НСДУ, взаимосвязаны и взаимосвязаны. В НСДУ прямо записано, что без изменений в процессах работы ГНС невозможны шаги по усовершенствованию налоговой политики, такие как изменение налоговых режимов. Следовательно, реформа налоговой службы является первоочередной задачей для правительства.
Согласно НСДУ, есть две ключевые реформы налогового администрирования, от успешного и полного выполнения которых зависит возможность внедрения изменений налоговой политики, наиболее критичных для налогоплательщиков (в частности – пересмотр упрощенной системы налогообложения, изменение модели налогообложения НДФЛ и т. п.):
- выполнение мероприятий относительно обеспечения конфиденциальности и защиты данных в системах ГНС.
Речь идет о защите информации, полученной от налогоплательщиков и налоговых агентов и о невозможности злоупотреблений относительно ее использования для любых других целей, кроме контроля за уплатой налогов, тем более – для давления на бизнес.
Для эффективной работы контролирующих органов с данными необходима не только оптимизация процессов, но и глубокая реформа. Это включает в себя ИТ-консолидацию информационных ресурсов управления государственными финансами и их администрирование независимым ИТ-органом с соблюдением стандартов ISO. Также нужно создать защищенный сегмент в единой системе управления финансами для кодирования идентификаторов налогоплательщиков.
Это позволит обрабатывать анонимизированные данные, предотвращая связь информации с конкретным плательщиком без декодирования. Персонификация данных будет контролироваться и соответствовать закону. Такой подход будет способствовать работе с большими анонимными наборами данных и риск-ориентированной системе, позволяя контролировать налоговые риски и принимать меры только в отдельных случаях.
Важно, что усиление защиты персональных данных через механизм деперсонификации полностью согласуется с уже действующими в странах ЕС правилами, которые нужно будет внедрять Украине в рамках процессов евроинтеграции;
- реализация Концепции управления рисками в ГНС.
В 2023 году ГНС разработана Концепция функционирования системы управления рисками. В соответствии с настоящей Концепцией в налоговых органах предполагается ввести комплексный и единый подход в управлении рисками относительно соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками. Важно, что ее методологической основой являются стандарты ISO, которые применяют в качестве лучшей практики налоговые органы других стран.
ГНС продолжит развивать систему управления рисками соблюдения налогового законодательства, которая будет интегрирована в организационную структуру и процессы деятельности службы.
В рамках системы управления рисками соблюдения налогового законодательства будут приниматься меры реагирования на выявленные налоговые риски, спектр которых будет варьировать от содействия добровольному соблюдению требований законодательства налогоплательщиками (путем их предупреждения о налоговом риске и возможности его устранения) на одном конце спектра до принудительного соблюдения требований (путем направления налогового контроля за деятельностью налогоплательщиков, систематически грубо нарушающих законодательство) на другом.
Такой системный подход к управлению налоговыми рисками поможет повысить уровень прозрачности и системности в работе ГНС, обеспечит эффективное распределение ресурсов, позволит добиться существенной экономии времени работников ГНС и налогоплательщиков в целом.
Важно, что на внедрение указанных критических реформ налогового администрирования уходит время. Следовательно, между реформой процессов Налоговой службы и переходом к фундаментальным изменениям налоговой политики должно пройти не менее года. Этот период позволит оценить эффективность и достаточность изменений для того, чтобы можно было говорить о том, что Государство сделало все возможное для восстановления доверия налогоплательщиков к контролирующим органам. Как отмечено в стратегии – « НСДУ подлежит регулярным обновлениям и уточнениям: содержание мероприятий реформ и подходы к их внедрению, изложенные в этой стратегии, могут претерпевать изменения. Вместе с тем, общее их направление должно быть сохранено».
Правительственный портал
Комментарии к материалу