Зачем в закупках нужны рейтинги
08.08.2017 121 0 0
В системе госзакупок ProZorro появился "индекс лучших практик", по сути - рейтинг госзаказчиков. В чем заключается цель внедрения этого инструмента и как это повлияет на электронные закупки в целом?
Рейтинговое общество: звезды, балы и брани
Один из эпизодов сериала "Черное зеркало" был об обществе недалекого будущего. По сценарию каждый человек и его действия мгновенно оцениваются другими. Можно поставить от одного до пяти баллов. Так формируется рейтинг человека. Люди с высоким рейтингом пользуются привилегиями: элитным жильем, качественным сервисом, статусом. Низкорейтинговых граждан всячески презирают и избегают. Конечно, эта аллюзия на наше общество сильно преувеличена, но мы тоже постоянно оцениваем людей, компании, сообщества.
В Украине полгода назад появился Uber. Основа этого сервиса - рейтинги. Каждый пассажир после поездки оценивает водителя по предложенной шкале. Другие пользователи видят общий рейтинг таксиста и решают, ехать с ним или нет. Водитель тоже может оценить пассажира. Таким образом формируются двусторонние рейтинги - равновесие в действии.
Система лайков и дислайкив может создать неравенство между новичками и опытными пользователями сервисов. Все ошибки тут же отражаются в оценках. А в конкурентной среде специалисту-новичку сложно соревноваться с теми, кто в ТОПе. Пользователи же через рейтинги выбирают все самое лучшее: уютный отель, хорошего копирайтера, водителя такси, который не курит.
Оценки - субъективны. Это не гарантия качества. Но мы склонны прислушиваться к мнению окружающих, учитывать их опыт. С двух отелей с одинаковыми ценами я лично выберу тот, который выше в рейтинге.
Рейтинги в государственных и коммерческих закупках
На этой неделе стартовал инструмент оценки организаторов в системе ProZorro: эффективные практики госзакупок теперь показаны в рейтинге.
Такая же логика - и в рейтинге поставщиков в коммерческих закупках. Если поставщик выполняет контракты вовремя, продает качественный товар или услугу, он всегда будет в топе. Для такой компании рейтингах - не дискриминация, а возможность.
Ранее заказчики в тендерах предпочитали больших поставщиков. Такие компании уже зарекомендовали себя на рынке - к ним больше доверия. В рейтинговой системе шанс есть у всех: малый и средний бизнес получил возможность заявить о себе в конкурентной среде. Выиграл тендер, поставил качественный товар или услугу вовремя, получил хорошие отзывы - и твои шансы выигрывать дальше увеличились.
Но и для компаний с отрицательными отзывами тоже не все потеряно. Рейтинг - это оценка качества работы. Участник делает выводы о своих сильных и слабых сторонах, работает над ошибками, исправляет их. Такая система стимулирует, держит в тонусе, ведь другие видят твои заслуги и просчеты.
Две стороны одной монеты
В государственных и коммерческих торгах рейтинги разные. В госзакупках оценивают организаторов и их успехи. А, например, на коммерческих торгах SmartTender.biz - существует только рейтинг поставщиков. Почему не ввести оба рейтинга и в ProZorro, и на коммерческом площадке? Ответ - в сущности государственных и коммерческих закупок.
В госзакупках тендеры организовывают госпредприятия. Они распоряжаются бюджетными средствами - деньгами украинском. Главная цель государственного организатора - купить товар или услугу хорошего качества по минимальной цене. Рейтинг лучших практик госзакупок организаторам правильно распоряжаться средствами. Общественность же следит за использованием государственных денег.
В коммерческих торгах организатор - частная компания. Она распоряжается своими деньгами и выбирает поставщика по индивидуальным критериям. Заказчик хочет не только сэкономить, но и быстро получить доставку, иметь товар хорошего качества, дружественный сервис. Поэтому здесь не уместен рейтинг лучших практик закупок - слишком размыты критерии.
Цель рейтингов - сделать систему прозрачной, отметить лучших и стимулировать тех, кто отстает. На государственном и коммерческом рынках правила отличаются, но методы могут совпадать. Чем выше твой рейтинг - тем больше к тебе доверия. Это стимулирует, включая состязательность, дает толчок к развитию. Каждый день мы кого-то или что-то оцениваем: лайкают страницы и сообщения в Facebook, ставим баллы отелям на Booking.com, пишем отзывы о специалистах на Freelance.com. Рейтинговое общество гораздо ближе, чем кажется. Так почему бы эти методы не использовать и в закупках?
Источник: http://zrada.today/node/11757
Комментарии к материалу