Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Расходы субъектов хозяйствования на соблюдение налогового законодательства в 2024 году – исследование

Аналитика
06.01.2025

Исследование расходов налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства (налоговый комплаенс) в Украине (TCCS) дает представление об опыте налогоплательщиков во время подачи документов и уплаты налогов и возможность оценить их расходы, связанные с соблюдением административных требований и процедур ГНС, связанных с налоговым учетом, включая представление документов и уплату налогов, работу с налоговыми инспекторами и обжалование решений ГНС. Методология исследования основывалась на стандартизированной методологии исследования расходов налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства, разработанной Всемирным банком. Результаты исследования обеспечивают базовый уровень, согласно которому можно будет оценивать предстоящие усилия по модернизации ГНС. 

Исследование охватывало всех активных налогоплательщиков, зарегистрированных в ГНС, и проводилось в форме веб-опроса. Ответы были получены от 3 169 респондентов. Из них 85,1 % составили собственники бизнеса, 74,1 % – физлица-предприниматели, а 25,9 % ответов предоставили представители юридических лиц. 60,2 % опрашиваемых не имеют наемных работников, 37,2 % – в штате до 50 человек, а 2,6 % – более 50 работников. 90 % предприятий работают в сфере услуг, на промышленность и сельское хозяйство приходится 6,02 и 3,71 % соответственно. 

Респонденты происходят из всех регионов Украины, кроме АР Крым. 

Украинские предприятия тратили в среднем 74,4 дня в год на исполнение налоговых обязательств. Временные расходы по соблюдению налоговых обязательств зависят от размера предприятия: предприятия без наемных работников тратили около 26 рабочих дней в году, тогда как предприятия с более чем 50 работниками – 400 дней. 

Респонденты отметили, что наиболее трудоемкой частью расходов на соблюдение налогового законодательства было делопроизводство, связанное с налоговым учетом. На это приходится почти 45 % от общего затраченного времени среднего предприятия. 

Крупные предприятия, как правило, тратят больше времени на ведение налогового учета по сравнению с малыми. 

Подача налоговых документов, несмотря на имеющиеся электронные сервисы, требует значительных расходов от предприятий независимо от их размера. 

Расходы на соблюдение налогового законодательства в денежном эквиваленте в среднем составляют более 100 тыс. грн в год: 

  • для малых предприятий с оборотом менее 1 млн грн расходы составили более 31 тыс. грн или не менее 3 % от оборота; 
  • для крупного бизнеса расходы составили около 900 тыс. грн, или до 1 % от оборота. 

Респонденты свидетельствуют, что налоговые проверки все чаще сосредотачиваются на крупных налогоплательщиках. В то время как 13,8 % предприятий заявили о прохождении налоговых проверок, 40,1 % компаний, имеющих более 50 работников, сообщили о налоговых проверках. Средняя продолжительность налоговой проверки составила всего 6,2 часа. 

Ответы говорят о том, что не всегда выполняются административные процедуры налоговых проверок, причем их соблюдение меньше в случае малых предприятий. Респонденты сообщили, что налоговые инспекторы предъявляли официальный приказ о проведении проверки только в 54,6 % случаев: 

  • только в 33 % случаев для предприятий без наемных работников; 
  • 81 % случаев – для крупных предприятий. 

Налогоплательщики были удовлетворены вежливостью работников ГНС и дистанционным взаимодействием (включая электронные сервисы), но отметили, что работники ГНС иногда были недоступны для оказания помощи или их помощь не была эффективной. Обходительность персонала и дистанционное взаимодействие с налоговыми органами получили положительную оценку на уровне 63 % и 58,8 % соответственно. Почти 36 % респондентов оценили готовность персонала ГНС помочь как плохую или очень плохую. Общая эффективность работы налоговых инспекторов получила неоднозначные отзывы: 41,8 % респондентов оценили ее положительно, 31 % – отрицательно, а 24,6 % не определились или отказались отвечать. 

Около 75 % предприятий подавали налоговую отчетность в электронном виде через Электронный кабинет налогоплательщика, но плательщики жаловались на его неудобство в пользовании и технические сбои: 

  • более 20 % респондентов пожаловались на качество и своевременность электронных уведомлений ГНС; 
  • 17,1 % отметили, что Электронный кабинет не сохраняет заполненные формы; 
  • 15,2 % испытывали проблемы с получением справок онлайн. 

Респонденты отметили, что предприятия, подобные им, не декларируют значительную долю доходов и заработной платы в налоговой отчетности. По оценкам респондентов, предприятия, подобные их, отражают в налоговой отчетности только: 

  • 61,1 % фактического годового дохода; 
  • 52,2 % заработной платы. 

Ответы свидетельствуют, что вторжение России в Украину оказало разрушительное влияние на деловую активность. Каждое десятое предприятие сообщило, что оно переместило свою деятельность и/или работников. На Востоке Украины почти половина предприятий сообщила о перемещении. Значительная часть рабочей силы переехала. Особенно это касается малых предприятий:

  • 42,1 % предприятий уведомили, что планируют полностью вернуться на прежнее месторасположение после завершения вторжения;
  • 6,3 % респондентов оценили свое финансово-экономическое положение как плохое.

Малые предприятия и не имеющие наемных работников наиболее склонны считать свое финансовое положение плохим. Более крупные предприятия чаще считают свое финансовое положение удовлетворительным или хорошим. 

Продолжающееся вторжение изменило основные препятствия, с которыми сталкивался бизнес в период 2021–2023 годов, но одними из ключевых вызовов остаются коррупция и сложность соблюдения налогового законодательства. 

Низкая покупательная способность населения, проблемы со поставкой электроэнергии и нестабильность теперь возглавляют «первую десятку» препятствий в 2023 году, оттеснив проблему коррупции в разрешительных органах с первого на четвертое место. 

Респонденты определили сферы, нуждающиеся в улучшении с точки зрения налогового администрирования. Чаще упоминаются следующие сферы: 

  • стабильность налогового законодательства; 
  • усовершенствование электронных Кабинетов налогоплательщиков путем предоставления возможности посылать автоматизированные уведомления; улучшение интеграции налоговой отчетности с коммерческими инструментами управления бизнесом; 
  • улучшение административной поддержки со стороны ГНС; 
  • борьба с коррупцией и неофициальными платежами; 
  • улучшение доступа к поддержке для предприятий, пострадавших от вторжения. 

ГНС 

Ukraine_TCCS_2024_Dec_12_2024_UA.docx
Скачать

Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Популярное
27.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики Актуальные счета для уплаты налогов Предлагают вернуть 100 % бронирование для критически важных предприятий Минцифры изменила критерии определения критически ...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
Новое
30.05.2025
AI сервис экспресс-анализа деловой репутации контрагентов: новая услуга «ПриватБанка»
Открыта услуга мгновенного экспресс-анализа деловой репутации действующих и потенциальных контрагентов в веб-версии и мобильном приложении «Приват24 для бизнеса». Больше по теме: Электронный документооборот: согласование с контрагентами Украинские предприниматели и компании, имеющие сче...
30.05.2025
Грант для перерабатывающих предприятий: как податься и что можно получить
Рассмотрим, как подать заявку для получения гранта в рамках программы «Гранты для перерабатывающих предприятий». Больше по теме: Бюджетные гранты: как применять разницы по налогу на прибыль Работы выполняются на средства гранта ЕС: когда применять льготу по НДС Министерство эконом...
30.05.2025
Что изменилось и кто должен пройти повторную оценку инвалидности
С 1 апреля 2025 года отдельные категории лиц должны обязательно пройти оценку повседневного функционирования. Это касается тех, кому статус инвалидности был предоставлен до внедрения новой системы, и кто по уважительным причинам не прошел повторный осмотр в установленный срок. Больше по теме: Санкц...
Лучшие материалы