Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Расходы субъектов хозяйствования на соблюдение налогового законодательства в 2024 году – исследование

Аналитика
06.01.2025

Исследование расходов налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства (налоговый комплаенс) в Украине (TCCS) дает представление об опыте налогоплательщиков во время подачи документов и уплаты налогов и возможность оценить их расходы, связанные с соблюдением административных требований и процедур ГНС, связанных с налоговым учетом, включая представление документов и уплату налогов, работу с налоговыми инспекторами и обжалование решений ГНС. Методология исследования основывалась на стандартизированной методологии исследования расходов налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства, разработанной Всемирным банком. Результаты исследования обеспечивают базовый уровень, согласно которому можно будет оценивать предстоящие усилия по модернизации ГНС. 

Исследование охватывало всех активных налогоплательщиков, зарегистрированных в ГНС, и проводилось в форме веб-опроса. Ответы были получены от 3 169 респондентов. Из них 85,1 % составили собственники бизнеса, 74,1 % – физлица-предприниматели, а 25,9 % ответов предоставили представители юридических лиц. 60,2 % опрашиваемых не имеют наемных работников, 37,2 % – в штате до 50 человек, а 2,6 % – более 50 работников. 90 % предприятий работают в сфере услуг, на промышленность и сельское хозяйство приходится 6,02 и 3,71 % соответственно. 

Респонденты происходят из всех регионов Украины, кроме АР Крым. 

Украинские предприятия тратили в среднем 74,4 дня в год на исполнение налоговых обязательств. Временные расходы по соблюдению налоговых обязательств зависят от размера предприятия: предприятия без наемных работников тратили около 26 рабочих дней в году, тогда как предприятия с более чем 50 работниками – 400 дней. 

Респонденты отметили, что наиболее трудоемкой частью расходов на соблюдение налогового законодательства было делопроизводство, связанное с налоговым учетом. На это приходится почти 45 % от общего затраченного времени среднего предприятия. 

Крупные предприятия, как правило, тратят больше времени на ведение налогового учета по сравнению с малыми. 

Подача налоговых документов, несмотря на имеющиеся электронные сервисы, требует значительных расходов от предприятий независимо от их размера. 

Расходы на соблюдение налогового законодательства в денежном эквиваленте в среднем составляют более 100 тыс. грн в год: 

  • для малых предприятий с оборотом менее 1 млн грн расходы составили более 31 тыс. грн или не менее 3 % от оборота; 
  • для крупного бизнеса расходы составили около 900 тыс. грн, или до 1 % от оборота. 

Респонденты свидетельствуют, что налоговые проверки все чаще сосредотачиваются на крупных налогоплательщиках. В то время как 13,8 % предприятий заявили о прохождении налоговых проверок, 40,1 % компаний, имеющих более 50 работников, сообщили о налоговых проверках. Средняя продолжительность налоговой проверки составила всего 6,2 часа. 

Ответы говорят о том, что не всегда выполняются административные процедуры налоговых проверок, причем их соблюдение меньше в случае малых предприятий. Респонденты сообщили, что налоговые инспекторы предъявляли официальный приказ о проведении проверки только в 54,6 % случаев: 

  • только в 33 % случаев для предприятий без наемных работников; 
  • 81 % случаев – для крупных предприятий. 

Налогоплательщики были удовлетворены вежливостью работников ГНС и дистанционным взаимодействием (включая электронные сервисы), но отметили, что работники ГНС иногда были недоступны для оказания помощи или их помощь не была эффективной. Обходительность персонала и дистанционное взаимодействие с налоговыми органами получили положительную оценку на уровне 63 % и 58,8 % соответственно. Почти 36 % респондентов оценили готовность персонала ГНС помочь как плохую или очень плохую. Общая эффективность работы налоговых инспекторов получила неоднозначные отзывы: 41,8 % респондентов оценили ее положительно, 31 % – отрицательно, а 24,6 % не определились или отказались отвечать. 

Около 75 % предприятий подавали налоговую отчетность в электронном виде через Электронный кабинет налогоплательщика, но плательщики жаловались на его неудобство в пользовании и технические сбои: 

  • более 20 % респондентов пожаловались на качество и своевременность электронных уведомлений ГНС; 
  • 17,1 % отметили, что Электронный кабинет не сохраняет заполненные формы; 
  • 15,2 % испытывали проблемы с получением справок онлайн. 

Респонденты отметили, что предприятия, подобные им, не декларируют значительную долю доходов и заработной платы в налоговой отчетности. По оценкам респондентов, предприятия, подобные их, отражают в налоговой отчетности только: 

  • 61,1 % фактического годового дохода; 
  • 52,2 % заработной платы. 

Ответы свидетельствуют, что вторжение России в Украину оказало разрушительное влияние на деловую активность. Каждое десятое предприятие сообщило, что оно переместило свою деятельность и/или работников. На Востоке Украины почти половина предприятий сообщила о перемещении. Значительная часть рабочей силы переехала. Особенно это касается малых предприятий:

  • 42,1 % предприятий уведомили, что планируют полностью вернуться на прежнее месторасположение после завершения вторжения;
  • 6,3 % респондентов оценили свое финансово-экономическое положение как плохое.

Малые предприятия и не имеющие наемных работников наиболее склонны считать свое финансовое положение плохим. Более крупные предприятия чаще считают свое финансовое положение удовлетворительным или хорошим. 

Продолжающееся вторжение изменило основные препятствия, с которыми сталкивался бизнес в период 2021–2023 годов, но одними из ключевых вызовов остаются коррупция и сложность соблюдения налогового законодательства. 

Низкая покупательная способность населения, проблемы со поставкой электроэнергии и нестабильность теперь возглавляют «первую десятку» препятствий в 2023 году, оттеснив проблему коррупции в разрешительных органах с первого на четвертое место. 

Респонденты определили сферы, нуждающиеся в улучшении с точки зрения налогового администрирования. Чаще упоминаются следующие сферы: 

  • стабильность налогового законодательства; 
  • усовершенствование электронных Кабинетов налогоплательщиков путем предоставления возможности посылать автоматизированные уведомления; улучшение интеграции налоговой отчетности с коммерческими инструментами управления бизнесом; 
  • улучшение административной поддержки со стороны ГНС; 
  • борьба с коррупцией и неофициальными платежами; 
  • улучшение доступа к поддержке для предприятий, пострадавших от вторжения. 

ГНС 

Ukraine_TCCS_2024_Dec_12_2024_UA.docx
Скачать

Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Популярное
02.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025 З 28 серпня Господарський кодекс втратить чинність: що передбачає реформа Уряд оновив порядок перетину кордону особами від 18 до 22 років Президент підписа...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
04.09.2025
Планируют начать разработку системы онлайн-мониторинга азартных игр
Внедрение системы позволит контролировать уплату налогов в полном объеме, гарантировать соблюдение правил операторами и усилить защиту прав игроков. Это еще один шаг к прозрачной и ответственной сфере азартных игр, где интересы и государства, и игроков – под наблюдением и в безопасности. Госуд...
04.09.2025
В Дії появилась возможность бронировать 100 % работников из прифронтовых территорий
Рассмотрим, что нужно сделать перед бронированием и как подать заявление в Дії. Больше по теме:Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплатуСроки хранения документов по воинскому учету и бронированиюБронирование в фермерском хозяйстве: особенности для работников и члено...
02.09.2025
Бизнес улучшил сдержанные оценки деловой активности
НБУ публикует результаты ежемесячного опроса предприятий за август 2025 года. Бизнес в августе сохранил сдержанные оценки результатов собственной экономической деятельности, однако улучшил их как по сравнению с предыдущим месяцем, так и в годовом измерении. Смягчение оценок продемонстрировали п...
Лучшие материалы