Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Проверки Антимонопольного комитета: причины и последствия

24.12.2019 765 0 0

Бизнес в Украине привык быть готовым к неожиданным визитам правоохранителей с обыском. Такой визит может нанести большой вред предприятию, особенно когда речь идет об изъятии и аресте больших партий продукции, производственных мощностей, дорогостоящей компьютерной техники и носителей информации.

На фоне этого тихий Антимонопольный комитет Украины (АМК Украины) с его территориальными органами кажутся весьма безобидными: ну придут, посмотрят и уйдут. Никаких маски-шоу, запугивания сотрудников и оружия.

Именно такая позиция может очень дорого обойтись компании. Непонимание всего объема полномочий АМК Украины и причин его визита с проверкой — главная проблема менеджмента, которую необходимо решать в кратчайшие сроки.

Итак, ниже мы поговорим о проверках АМК Украины, их причинах и порядке проведения:

Кого проверяет АМК Украины?

Согласно Положению о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, утв. Распоряжением АМК Украины от 25 декабря 2001 года № 182-р, с плановой проверкой не приходят к малым и средним предпринимателям.

Если ваш доход за последний финансовый год или стоимость активов превышает сумму, эквивалентную 500 тысячам евро, определенной по курсу Национального банка Украины, который действовал в последний день финансового года, вы уже подпадаете под проверку. Можно ожидать гостей.

Почему АМК Украины приходит с проверкой

Как и любой другой контролирующий орган, АМК Украины может прийти как с плановой, так и внеплановой проверкой. Если с плановой проверкой, как правило, все понятно, то оснований для внепланового визита белее, чем достаточно:

  • заявление субъектов хозяйствования, граждан, объединений об ущемлении их прав в результате нарушений законодательства о защите экономической конкуренции;
  • по инициативе АМК Украины в случае непосредственного обнаружения нарушения законодательства о защите экономической конкуренции;
  • при выявлении недостоверности данных, заявленных предприятиями в документах, предоставленных по запросу органов или председателя АМК;

С полным перечнем оснований для проверок можно ознакомиться в Положении о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции (п. 8).

В чем опасность проверок АМК Украины

Как видите, перечень оснований для проверки очень широкий. И основания эти опасные. Заявление конкурента, внимание к бизнесу в связи с его успешностью или работа с контрагентом, которого уже проверяет Антимонопольный. Все это может стать причиной очень больших проблем и финансовых потерь.

В этом кроется первая опасность АМК Украины: если о проведении обыска вашего предприятия могут свидетельствовать многие «ласточки», главное уметь анализировать информацию, то о проверке Антимонопольного вы можете узнать, когда они постучатся в дверь.

Вторая опасность внеплановой проверки — это те полномочия, которые имеет АМК Украины. И он готов их применять.

Итак, что может требовать АМК Украины:

1. Беспрепятственно входить в помещение предприятия, иметь открытый доступ к любым документам, которые, по мнению проверяющего, необходимы для проведения проверки;

2. Требовать устные и письменные пояснения;

3. Требовать необходимые документы и любую другую информацию, в том числе и с ограниченным доступом, информацию, которая является коммерческой тайной;

4. Изымать письменные и вещественные доказательства; наложить арест на такие доказательства.

Эти четыре пункта затмевают любые обыски правоохранителей. Давайте разберемся:

Право беспрепятственно входить в помещения

Для того, чтобы войти на ваше предприятие, правоохранители (за исключением очень редких случаев) должны обратиться в суд с соответствующим ходатайством и получить постановление.

А вот для того, чтобы войти на предприятие с проверкой, уполномоченным лицам АМК Украины достаточно всего лишь внутренних документов, получить которые можно в кратчайшие сроки без особых трудностей.

А что если не пустить? Достаточно плохая идея: не пустить можно только тогда, когда последствия проверки здесь и сейчас будут хуже последствий не допуска. Учтите, что не допуск к проверке влечет за собой штраф в размере до 1% от дохода предприятия за предыдущий финансовый год.

Право требовать устные и письменные пояснения

Если на предприятие пришли с обыском, то можно смело отказываться от любых пояснений, требуя вызова на допрос согласно процедуре УПК Украины. А уже к походу к правоохранителям можно подготовиться, обговорив свою позицию с адвокатом и построив стратегию защиты.

А вот при разговоре с Антимонопольным комитетом такой фокус может и не пройти. Если вы отказываетесь от пояснений, проверяющий вправе расценить это как препятствие проведению проверки. Опять же, штраф.

Право требовать документы и любую другую информацию, в том числе и с ограниченным доступом; информацию, которая является коммерческой тайной

Очень обширный пункт 38 Положения о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции говорит о документах и информации, которую могут требовать проверяющие АМК Украины.

Особенно интересным является п. 38.19. Положения: предоставление любых иных данных, которые дают возможность проверяющему установить наличие или отсутствие нарушения.

Право изымать письменные и вещественные доказательства; наложить арест на такие доказательства

Самое интересное из всего, что указанно выше.

Если правоохранители могут изымать только то, что им разрешено постановлением суда, то АМК Украины фактически может изымать все, что посчитает нужным. И арест имущества в уголовном производстве — это исключительная прерогатива суда. Ты можешь активно участвовать в процессе, обжаловать его и в достаточно краткие сроки получить положительный результат. Особенно если речь идет о фактовых делах.

А вот изымать и арестовывать вещи и документы АМК Украины может по «особому» порядку.

Согласно ст. 44 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» изъятие доказательств по делу проводится на основании распоряжения уполномоченных на то лиц. Таким лицами являются:

1. государственный уполномоченный АМК Украины;

2. председатель территориального отделения лично или уполномоченные им работники.

Изъятие возможено, если:

  • доказательства не были предоставлены и есть достаточные основания полагать, что документы, предметы или другие носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу, находятся в определенном месте;
  • существует угроза, что соответствующие документы, предметы или другие носители информации могут быть уничтожены.

В случае, когда изъять доказательства нет возможности, указанные выше лица накладывают на них арест.

Вот и вся процедура. Никакого обращения в суд, никакого участия несогласной стороны. Конечно, такие действия можно обжаловать, но это дополнительная длительная трудоемкая работа.

Изъятие или наложение ареста на имущество, предметы, документы, другие носители информации проводится в рабочее время независимо от их местонахождения, в том числе в служебных помещениях и транспортных средствах, принадлежащих субъекту хозяйствования, на рабочих местах работников на основании распоряжения уполномоченного государственного или председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины.

Вот еще один «плюсик» в сторону полномочий АМК Украины. Правоохранители могут проводить обыск только по адресу, который указан в постановлении суда. Любая другая территория, в том числе и транспортное средство, — это нарушение законодательства, вплоть до ст. 162 Уголовного кодекса Украины «Нарушение неприкосновенности жилища».

И, наконец, третья опасность - это последствия проверки.

Антимонопольным законодательством Украины предусмотрены колоссальные штрафы за нарушения. К примеру, выявление антиконкурентных согласованных действий бизнеса, злоупотребление монопольным положением, невыполнение решений АМК Украины или их выполнение не в полном объеме влекут за собой штраф в размере до 10% дохода (выручки) от реализации продукции за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф.

Кроме того, сами по себе результаты проверки могут быть звоночком для начала уголовного производства.

Конечно, такие решения АМК Украины подлежат обжалованию в судебном порядке. Однако это очень сложный и дорогостоящий процесс, поэтому лучше заняться превентивными мерами заранее, еще до стука в дверь.

Правильно выстроенная работа, заблаговременная подготовка к проверке, работа с документами помогут предотвратить любые негативные последствия визита Антимонопольного комитета Украины и сохранить ваши финансовые ресурсы.

nv.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы