Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Промо! Реформирование структуры медучреждений. Что это: автономизация или гибридизация?

06.05.2019 323 0 0

С начала 2019 года прекращает действие льготный режим для автономизации медицинских предприятий. Однако большинство бюджетных медучреждений так и не смогло пройти этот путь до конца. Почему так произошло? Чтобы разобраться в вопросе, начнем с начала.

Что такое автономизация?

Автономизация - это процесс реорганизации бюджетного учреждения на некоммерческое коммунальное предприятие.

Как это должно работать? Что меняется после реорганизации?

Меняется модель управления медицинским учреждением. Реорганизованы структуры становятся полноценными независимыми участниками рынка медуслуг. Их руководители получают гораздо большую свободу в распоряжении финансами и активами, формировании кадровой политики, определении внутренней организации учреждения, а само заведение имеет право иметь собственный счет в любом банке и нанимать врачей-ФЛП с соответствующими регистрациями и лицензиями. При этом преобразования больницы на некоммерческое коммунальное предприятие не приводит к возникновению негативных налоговых последствий в виде новых связанных с преобразованием налоговых обязательств. Заведение не будет плательщиком налога на прибыль и налога на недвижимость.

К концу 2018 года действовал льготный период для автономизации бюджетных учреждений. Он предусматривал:

  • ряд запретов для кредиторов о вымогательстве выполнения обязательств реорганизованными учреждениями;
  • неприменение обязательной оценки имущества, предусмотренной Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине»;
  • переход неиспользованных бюджетных средств в реорганизованной структуры;
  • правопреемственность в отношении имущества и имущественного комплекса, они закрепляются за реорганизованной структурой на правах оперативного управления. Передача осуществляется на основании инвентаризации.

Однако вместе с правами и преимуществами, как всегда случается, идут и обязанности. Новая модель функционирования предусматривает новую форму отчетности, электронный документооборот, персонализированную ответственность за финансовый и имущественный состояние заведения. Финансирование от Национальной службы здоровья медучреждения первичного звена должны получать согласно тарифу оказания первичной медицинской помощи за каждого пациента, который подпишет декларацию с врачом этого учреждения. Итак финансовое состояние учреждения будет напрямую зависеть от качества предоставляемых услуг, квалифицированности врачей и эффективного менеджмента.

Так должно быть. Но ...

Что происходит на самом деле?

Несмотря на очевидные преимущества реформы, главной проблемой в реализации является гибридности. Большинство медучреждений вынуждены вести двойной учет, то есть отчитываться и по бюджетной системе, и по автономизированной. Бухгалтерам заведений, избравших путь реорганизации, приходится составлять и финансовый план, и смету, выполняя двойную работу.

Вполне возможно, что реформа наконец придет к модели, описанной на бумаге, однако пока реальность очень расходится с тем, как бы это должно происходить. Медучреждения так же привязаны к тарифной сетке, субвенции продолжают выплачиваться, а бухгалтеры растерянно отчитываются по двум системам, пытаясь балансировать в этой неопределенности.

Здоровая инициатива уперлась в коммуникационную стену. Чтобы реформа заработала, необходимо объяснить участникам процесса, какие именно действия они должны выполнять, чтобы не складывалось ситуации, при которой при переходе из одной формы отчетности на другую заведение получал штрафные санкции от невыполнения обязательств. Практика показывает, что пока реформа автономизации действует только декларативно, а не реально, и когда наступит точка, в которой можно будет сказать обратное - довольно трудно. Однако первые выводы относительно успешности реорганизации можно будет делать уже в конце этого года. И хотя изменения в медицинской сфере - одни из самых очевидных среди реформ последних лет, остается много вопросов относительно методов реализации отдельных ее векторов.

Какой выход для бухгалтеров и руководителей автономизированных медучреждений?

Для того чтобы действовать согласно законодательству и быть уверенным в том, что бухгалтерский учет отвечает запросам после реструктуризации, нужно полностью перестроить бухгалтерию под новый формат ведения. Помочь в этом может виповидне программное обеспечение. MASTER: Медицина является на 100% украинским ПО, которое полностью соответствует потребностям отрасли, является гибким, постоянно обновляется и всегда соответствует Законодательству Украины.

Узнать больше и заказать товар можно по ссылке:

https://masterbuh.com/product/16?utm_...

Комментарии к материалу

Лучшие материалы