Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Программа «5-7-9» требует фундаментальных изменений – Гетманцев

Внимание!
21.06.2024

Программа «5-7-9» стала драйвером кредитования в начале войны, но сейчас нуждается в системном изменении дизайна и фокуса. 

Почему возникла необходимость в переменах? 

1. Программа стала слишком дорогой для бюджета. В 2022–2023 гг. Правительство 16 раз вносило изменения в программу, расширяя ее применение. Портфель ссуд по программе с начала войны вырос более чем вдвое – до 129 млрд грн на начало июня 2024 года. Бюджет программы не был рассчитан на такую динамику. На начало 2024 года долг по компенсациям перед банками превышал 7 млрд грн (на начало июня сократилось до 5,8 млрд грн). Задержки с финансированием программы усиливали неопределенность и сдерживали кредитование как со стороны банков, так и клиентов. 

2. Программа усугубляла риски для банковской системы. Хотя доля NPL по кредитам в рамках программы за время войны возросла сдержанно (с 1 % до 8 % от кредитного портфеля), скорость накопления таких кредитов становилась все более неустойчивой, маскируя неплатежеспособных клиентов и ухудшая качество выданного портфеля. Некоторые банки сформировали за счет программы более 50 % своего чистого гривневого корпоративного портфеля, в то время как в среднем по системе эта доля составляет около трети. 

3. Программа сдерживала ценовую конкуренцию за клиентов и понижение процентных ставок. 

Стоимость заимствований по программе оставалась крайне низкой, даже когда рыночные ставки существенно увеличились. Значительные объемы ссуд предоставлялись под 0 % на длительный период. На начало 2024 года средняя ставка по программе для клиентов составляла 4,5 %, в то время как государство компенсировало банкам 14,4 % с каждой тысячи гривен выданных кредитов. Полные ставки по программе (с учетом компенсации) были выше, чем по кредитам на рыночных условиях. 

4. Участие в программе не повышало операционную эффективность заемщиков, а в основном увеличивало их доходность из-за экономии на обслуживании займов.

В дополнение к уже имплементированным мерам (ограничение процентной маржи банков, сокращение с 60 до 5 млн грн лимитов кредитования на пополнение оборотных средств), в отчете определяется ряд дальнейших шагов для сбалансирования программы: 

  • фокусировка преимущественно на инвестиционных проектах; 
  • выдача кредитов на пополнение оборотных средств ограниченному кругу клиентов (например, бизнесу, пострадавшему от войны, имеющему потенциал для восстановления); 
  • усиление стандартов кредитования; 
  • ограничение общего портфеля кредитов по программе с учетом бюджета, выделенного на нее. 

Программа сыграла позитивную роль особенно в начале войны, в частности, помогая пройти посевную, собрать урожай, поддержав оборотными средствами предприятия критической инфраструктуры, розничные сети, когда это действительно было необходимо, когда из-за неопределенности банки в принципе неохотно кредитовали. 

«Возможно, правительству следовало активнее работать над дизайном обновленной программы, когда экономика вышла из фазы «оцепенения» в первый год войны. Тем не менее, риски программы в ее существующем виде стали очевидны во второй половине прошлого года. Тогда же началась работа над ее усовершенствованием. 

Эта работа сейчас получит новый импульс. Ибо распорядителем программы является Фонд развития предпринимательства, на базе которого будет создано Национальное учреждение развития (НУР). Соответствующий законопроект, разработанный нашим комитетом совместно с Минфином и НБУ, принят в первом чтении. 

Должны обеспечить направление ресурсов НУР действительно на приоритетные направления – стимулирование кредитования усиления обороноспособности, перспективных точек роста в рамках послевоенного восстановления, релокированного бизнеса, бизнеса на деоккупированных территориях, ВПЛ и т. д. проектов, которые в силу разных причин, прежде всего повышенных рисков, менее интересны для обычных коммерческих банков», – заключает депутат. 

Д. Гетманцев


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.08.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 01.08.2025 С 6 августа ГНС изменяет квалифицированные сертификаты для подписания уведомлений: загрузите новые Кабмин предлагает изменения к Закону о бухучете относительно введения отчетности п...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
15.08.2025
Воинский учет: о чем и в какие сроки следует уведомлять ТЦК
Военнообязанные должны уведомить ТЦК и СП об изменении места жительства и персональных данных. Невыполнение этих требований считается нарушением правил воинского учета и влечет правовые последствия по закону. Больше по теме: Обновленная форма Списков и другие изменения по воинскому учету Как уведо...
15.08.2025
В каких случаях забронированные военнообязанные проходят ВЛК
При наличии отсрочки или бронирования военнообязанные могут пройти ВВК: в случае поступления на военную службу по контракту; если лицо было признано ограниченно пригодным, но не проходило повторное медицинское освидетельствование (кроме людей с инвалидностью, подтвержденной в установленном порядке);...
15.08.2025
Экспорт и импорт товаров за первое полугодие 2025 года
Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,52 (за первое полугодие 2024 года – 0,63). Больше по теме: Импорт и экспорт нематериальных активов: НДС-особенности Экспорт и импорт услуг: общие правила учета Импорт без ввоза, экспорт без вывоза За первое полугодие 2025 года экспорт товаро...
Лучшие материалы