Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Программа «5-7-9» требует фундаментальных изменений – Гетманцев

Внимание!
21.06.2024

Программа «5-7-9» стала драйвером кредитования в начале войны, но сейчас нуждается в системном изменении дизайна и фокуса. 

Почему возникла необходимость в переменах? 

1. Программа стала слишком дорогой для бюджета. В 2022–2023 гг. Правительство 16 раз вносило изменения в программу, расширяя ее применение. Портфель ссуд по программе с начала войны вырос более чем вдвое – до 129 млрд грн на начало июня 2024 года. Бюджет программы не был рассчитан на такую динамику. На начало 2024 года долг по компенсациям перед банками превышал 7 млрд грн (на начало июня сократилось до 5,8 млрд грн). Задержки с финансированием программы усиливали неопределенность и сдерживали кредитование как со стороны банков, так и клиентов. 

2. Программа усугубляла риски для банковской системы. Хотя доля NPL по кредитам в рамках программы за время войны возросла сдержанно (с 1 % до 8 % от кредитного портфеля), скорость накопления таких кредитов становилась все более неустойчивой, маскируя неплатежеспособных клиентов и ухудшая качество выданного портфеля. Некоторые банки сформировали за счет программы более 50 % своего чистого гривневого корпоративного портфеля, в то время как в среднем по системе эта доля составляет около трети. 

3. Программа сдерживала ценовую конкуренцию за клиентов и понижение процентных ставок. 

Стоимость заимствований по программе оставалась крайне низкой, даже когда рыночные ставки существенно увеличились. Значительные объемы ссуд предоставлялись под 0 % на длительный период. На начало 2024 года средняя ставка по программе для клиентов составляла 4,5 %, в то время как государство компенсировало банкам 14,4 % с каждой тысячи гривен выданных кредитов. Полные ставки по программе (с учетом компенсации) были выше, чем по кредитам на рыночных условиях. 

4. Участие в программе не повышало операционную эффективность заемщиков, а в основном увеличивало их доходность из-за экономии на обслуживании займов.

В дополнение к уже имплементированным мерам (ограничение процентной маржи банков, сокращение с 60 до 5 млн грн лимитов кредитования на пополнение оборотных средств), в отчете определяется ряд дальнейших шагов для сбалансирования программы: 

  • фокусировка преимущественно на инвестиционных проектах; 
  • выдача кредитов на пополнение оборотных средств ограниченному кругу клиентов (например, бизнесу, пострадавшему от войны, имеющему потенциал для восстановления); 
  • усиление стандартов кредитования; 
  • ограничение общего портфеля кредитов по программе с учетом бюджета, выделенного на нее. 

Программа сыграла позитивную роль особенно в начале войны, в частности, помогая пройти посевную, собрать урожай, поддержав оборотными средствами предприятия критической инфраструктуры, розничные сети, когда это действительно было необходимо, когда из-за неопределенности банки в принципе неохотно кредитовали. 

«Возможно, правительству следовало активнее работать над дизайном обновленной программы, когда экономика вышла из фазы «оцепенения» в первый год войны. Тем не менее, риски программы в ее существующем виде стали очевидны во второй половине прошлого года. Тогда же началась работа над ее усовершенствованием. 

Эта работа сейчас получит новый импульс. Ибо распорядителем программы является Фонд развития предпринимательства, на базе которого будет создано Национальное учреждение развития (НУР). Соответствующий законопроект, разработанный нашим комитетом совместно с Минфином и НБУ, принят в первом чтении. 

Должны обеспечить направление ресурсов НУР действительно на приоритетные направления – стимулирование кредитования усиления обороноспособности, перспективных точек роста в рамках послевоенного восстановления, релокированного бизнеса, бизнеса на деоккупированных территориях, ВПЛ и т. д. проектов, которые в силу разных причин, прежде всего повышенных рисков, менее интересны для обычных коммерческих банков», – заключает депутат. 

Д. Гетманцев


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ПФУ и Гоструда утвердили годовые планы проверок на 2026 год Базовая военная служба и трудовые гарантии: предлагают новые изменения Конечный срок подачи трудовых книжек в ПФУ предлагают отсрочить Закон о Государственном бюджете на 2026 год принят Бизнес см...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
12.12.2025
В ноябре 2025 года экономика Украины выросла на 5,3 %
По оценкам Минэкономики, в ноябре 2025 года произошло ускорение роста реального ВВП до 5,3 % против 2,3 % в октябре. Основными драйверами ускорения стали сельское хозяйство, внутренняя торговля, строительство и перерабатывающая промышленность. В целом, по данным Госстата, рост ВВП в ІІІ квартале 202...
12.12.2025
Бизнес на встрече с Минэкономики обозначил проблемы
Актуальные для предпринимателей проблемы и пути их решения обсуждались во время встречи Министра экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины Алексея Соболева с представителями бизнеса в Киеве. В ней приняли участие заместители министра Тарас Высоцкий, Андрей Телюпа, Виталий Кондратов, ...
12.12.2025
Нормативно-правовые акты приведены в соответствие с Законом об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения
Закон об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения внедряет европейский механизм снижения промышленных выбросов, доказавший свою эффективность в странах ЕС, где уровень загрязнения воздуха за последние 15 лет снизился на 40–85 % в зависимости от загрязнителя. Больше п...
Лучшие материалы