Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Программа «5-7-9» требует фундаментальных изменений – Гетманцев

Внимание!
21.06.2024

Программа «5-7-9» стала драйвером кредитования в начале войны, но сейчас нуждается в системном изменении дизайна и фокуса. 

Почему возникла необходимость в переменах? 

1. Программа стала слишком дорогой для бюджета. В 2022–2023 гг. Правительство 16 раз вносило изменения в программу, расширяя ее применение. Портфель ссуд по программе с начала войны вырос более чем вдвое – до 129 млрд грн на начало июня 2024 года. Бюджет программы не был рассчитан на такую динамику. На начало 2024 года долг по компенсациям перед банками превышал 7 млрд грн (на начало июня сократилось до 5,8 млрд грн). Задержки с финансированием программы усиливали неопределенность и сдерживали кредитование как со стороны банков, так и клиентов. 

2. Программа усугубляла риски для банковской системы. Хотя доля NPL по кредитам в рамках программы за время войны возросла сдержанно (с 1 % до 8 % от кредитного портфеля), скорость накопления таких кредитов становилась все более неустойчивой, маскируя неплатежеспособных клиентов и ухудшая качество выданного портфеля. Некоторые банки сформировали за счет программы более 50 % своего чистого гривневого корпоративного портфеля, в то время как в среднем по системе эта доля составляет около трети. 

3. Программа сдерживала ценовую конкуренцию за клиентов и понижение процентных ставок. 

Стоимость заимствований по программе оставалась крайне низкой, даже когда рыночные ставки существенно увеличились. Значительные объемы ссуд предоставлялись под 0 % на длительный период. На начало 2024 года средняя ставка по программе для клиентов составляла 4,5 %, в то время как государство компенсировало банкам 14,4 % с каждой тысячи гривен выданных кредитов. Полные ставки по программе (с учетом компенсации) были выше, чем по кредитам на рыночных условиях. 

4. Участие в программе не повышало операционную эффективность заемщиков, а в основном увеличивало их доходность из-за экономии на обслуживании займов.

В дополнение к уже имплементированным мерам (ограничение процентной маржи банков, сокращение с 60 до 5 млн грн лимитов кредитования на пополнение оборотных средств), в отчете определяется ряд дальнейших шагов для сбалансирования программы: 

  • фокусировка преимущественно на инвестиционных проектах; 
  • выдача кредитов на пополнение оборотных средств ограниченному кругу клиентов (например, бизнесу, пострадавшему от войны, имеющему потенциал для восстановления); 
  • усиление стандартов кредитования; 
  • ограничение общего портфеля кредитов по программе с учетом бюджета, выделенного на нее. 

Программа сыграла позитивную роль особенно в начале войны, в частности, помогая пройти посевную, собрать урожай, поддержав оборотными средствами предприятия критической инфраструктуры, розничные сети, когда это действительно было необходимо, когда из-за неопределенности банки в принципе неохотно кредитовали. 

«Возможно, правительству следовало активнее работать над дизайном обновленной программы, когда экономика вышла из фазы «оцепенения» в первый год войны. Тем не менее, риски программы в ее существующем виде стали очевидны во второй половине прошлого года. Тогда же началась работа над ее усовершенствованием. 

Эта работа сейчас получит новый импульс. Ибо распорядителем программы является Фонд развития предпринимательства, на базе которого будет создано Национальное учреждение развития (НУР). Соответствующий законопроект, разработанный нашим комитетом совместно с Минфином и НБУ, принят в первом чтении. 

Должны обеспечить направление ресурсов НУР действительно на приоритетные направления – стимулирование кредитования усиления обороноспособности, перспективных точек роста в рамках послевоенного восстановления, релокированного бизнеса, бизнеса на деоккупированных территориях, ВПЛ и т. д. проектов, которые в силу разных причин, прежде всего повышенных рисков, менее интересны для обычных коммерческих банков», – заключает депутат. 

Д. Гетманцев


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025 З 28 серпня Господарський кодекс втратить чинність: що передбачає реформа Уряд оновив порядок перетину кордону особами від 18 до 22 років Президент підписа...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
08.09.2025
Дайджест новостей об индустриальных парках за август
Индустриальные парки продолжают активно привлекать промышленные инвестиции в строительство новых заводов. Только за прошлый месяц появились новости о создании двух новых производств. Это главный критерий, по которому следует оценивать эффективность государственной политики в этой сфере. Также стоит ...
05.09.2025
В Дії стали доступны все форматы цифровой подписи для ЕС
Приложение «Дія» теперь поддерживает формат XAdES для Дія.Підпис. Это значительно расширяет возможности украинцев по взаимодействию с европейскими сервисами и партнерами.  Больше по теме: Электронный документооборот: согласование с контрагентами Приложение «Дія» теперь ...
05.09.2025
ГНС называет ключевые преимущества использования SAF-T UA для плательщиков
SAF-T UA – это не только техническое решение, но и важный шаг к новой налоговой культуре, объединяющей украинский опыт с лучшими мировыми практиками. Больше по теме: Проверки контролирующими органами: что важно знать субъектам хозяйствования Важный шаг к цифровизации налогового контроля. ГНС ...
Лучшие материалы