НААУ призывает Президента ветировать неконституционные изменения в закон об адвокатуре
23.12.2016 155 0 0
21 декабря 2016 года Верховная Рада Украины одобрила изменения в Налоговый Кодекс Украины. Текст этого законопроекта (регистрационный номер 5132) совершенно неожиданно, в нарушение ряда конституционных и законодательных норм, а также требований юридической техники содержит изменения в закон “Об адвокатуре и адвокатской деятельности”. При этом сам законопроект, по мнению его авторов, обусловлена необходимостью обеспечения выполнения требований Налогового кодекса Украины относительно ежегодного пересмотра ставок некоторых налогов, определенных в абсолютных значениях, сбалансированности бюджета и адаптации к нормам Европейского законодательства. То есть, относится к налогового и бюджетного законодательства.
Включенные в этот законопроект изменения в закон “Об адвокатуре и адвокатской деятельности” ограничивают компетенцию органов адвокатского самоуправления, в частности, право этих органов на свое усмотрение определять размер и порядок уплаты ежегодных взносов на обеспечение адвокатского самоуправления и оплаты стоимости стажировки, а также уплаты взноса за сдачу квалификационного экзамена. Кроме того, предлагаемые изменения также нарушают установленный законом сбалансированное распределение полномочий между органами адвокатского самоуправления.
Способ принятия законопроекта №5132, которым внесены изменения в закон “Об адвокатуре и адвокатской деятельности” , противоречит Конституции Украины, профильному закона, указа Президента, определяющий логику реформ в сфере правосудия и международным обязательства”обязательствам, которые гарантируют независимый статус адвокатуры. Кроме того, такие законодательные инициативы можно расценить как нарушение условий Соглашения об ассоциации с ЕС.
Речь идет о грубом вмешательстве государства в полномочия адвокатского самоуправления, которые являются основой независимого статуса конституционного института адвокатуры. Предлагаемые изменения в профильный закон превратят независимость адвокатуры на декларативный принцип.
Действующим законом “Об адвокатуре и адвокатской деятельности” к компетенции съезда адвокатов отнесено принятие решение об уплате ежегодных взносов адвокатов на обеспечение реализации адвокатского самоуправления, определение направлений их использования и ответственность за неуплату взносов (статья 54). Статьей 55 настоящего закона Совету адвокатов Украины предоставлено право устанавливать размер и порядок уплаты ежегодных взносов адвокатов на обеспечение реализации адвокатского самоуправления, обеспечения их распределение и использование (если съездом адвокатов Украины принято решение об уплате ежегодных взносов адвокатов на обеспечение реализации адвокатского самоуправления и определены направления их использования). Также, согласно закону, Совет адвокатов Украины определяет размер отчислений квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры на обеспечение деятельности Высшего квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры.
То есть, этот закон и порядок его принятия в части внесения изменений в закон об адвокатуре прямо противоречит приведенным выше требованиям национального и международного законодательства и перечеркивает цели реформы правосудия. Внесение, рассмотрение и принятие поправки к этому законопроекту в части изменений к закону об адвокатуре происходило в течение одного дня, что также противоречит закону Украины “О Регламенте Верховной Рады Украины”. Понятно, что такую дерзкую попытку подорвать конституционные основы деятельности адвокатуры авторы-народные депутаты не согласовывали с Национальной ассоциацией адвокатов Украины.
НААУ была исключена из этого процесса, несмотря на то, что законом уполномочена представлять адвокатуре в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности, общественными объединениями и международными организациями.
Адвокатура никогда не согласится с таким кардинальным разворотом в проведении реформы адвокатуры, ведь он в неконституционный и незаконный способ лишает адвокатуру ключевых муниципальных функций. Очевидным следствием этого станет уничтожение большинства гарантий и преимуществ особого конституционного статуса адвокатуры.
Источник: http://unba.org.ua/
Комментарии к материалу