Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Метры и гектары: как распорядиться недвижимостью и землей в уставном капитале компании

12.03.2019

Земля и недвижимость по разным причинам попадают в уставной капитал компании. Кто-то из собственников за счет принадлежащего ему/ей имущества хочет увеличить размер своей доли в компании, а значит – и свое влияние на принятие ключевых управленческих решений (больше доля, больше влияния, больше дивидендов). А кто-то стремится продать эту землю или недвижимость, но не напрямую, а через продажу доли в бизнесе (корпоративных прав в компании, уставной капитал которой сформирован этими активами). По сути, сделка купли-продажи и внесение в уставной капитал – это способы передачи права собственности на имущество. Как распорядиться землей и недвижимостью с максимальной выгодой читайте далее.

Налоги в сделках с землей/недвижимостью: есть ли и кто платит? Тут все зависит от того, кто владеет ими на старте – физическое лицо (человек) или юридическое лицо (другая компания).  

Если землей/недвижимостью владеет физлицо

При внесении земли/недвижимости в уставной капитал компании участники такой компании на общем собрании по своему усмотрению оценивают стоимость земли/недвижимости и размер вклада участника (и размер доли в компании). После регистрации компании или регистрации изменений земля/недвижимость переоформляется на компанию у нотариуса.

На старте такой сделки физическое лицо – владелец земли/недвижимости не платит налог с доходов, потому что он не получает доход. Налог появится, когда человек продаст свою долю в компании (корпоративные права, полученные при внесении земли в уставной капитал). Это будет 18% налога + 1,5% военного сбора с разницы между стоимостью земли при внесении в уставной капитал и суммой продажи доли. Если разницы между этими суммами нет или продается по цене ниже первоначального вклада, то налога не будет.

Если землей владеет юрлицо

В таком случае стоимость объекта, который вносится в уставной капитал, участники также определяют самостоятельно.

Но, если недвижимость вносится в уставной капитал/продается ниже балансовой стоимости и бывший владелец является плательщиком НДС, то нужно заплатить налог на добавленную стоимость в размере 20%. При этом налог считается с большей суммы. Сумма налога будет списана с электронного НДС-счета при регистрации налоговой накладной в адрес покупателя (если покупатель – плательщик НДС) или как выданной неплательщику НДС. Налоговое обязательство возникает в том месяце, когда недвижимость будет перерегистрирована на нового собственника.

Если владелец недвижимости – неплательщик НДС и не зарегистрирован как плательщик единого налога, а стоимость сделки будет больше 1 млн грн, то ему нужно будет зарегистрироваться плательщиком НДС

Если обе стороны сделки – плательщики НДС, то  при внесении недвижимости в уставной капитал продавец (тот кто вносит недвижимость) декларирует налоговый кредит по НДС, а покупатель (в данном случае – предприятие, в уставной капитал которого недвижимость вносится) получает право на налоговый кредит по НДС в таком же размере, но при условии правильного документального оформления операции.

Что выгоднее – вносить в капитал или продавать? По сути обе сделки имеют одинаковые налоговые последствия для владельца такой недвижимости/земли. Разница только в стоимости оформления, и она будет ощутимой на дорогостоящих объектах.

При купле-продаже недвижимости кроме административного сбора за регистрацию права собственности оплачиваются услуги нотариуса в размере 1% от стоимости сделки и 1% – в пенсионный фонд. При этом расходы на оплату услуг нотариуса распределяются сторонами по договоренности, а пенсионный сбор платит покупатель.  Поэтому, если вы оценили свой актив в 1 млн грн, то 20 000 грн заплатите на старте в виде этих пошлин. Если вносить такой объект в уставной капитал компании, то нужно заплатить нотариусу только 1% от стоимости имущества.

Физическому лицу выгоднее вносить недвижимость/землю в уставной капитал. Ведь при таком сценарии вы и другие участники компании оцениваете актив сами. А для сделки купли-продажи нужно сделать оценку (определить рыночную стоимость объекта) с регистрацией отчета оценщика на электронной площадке. Этого требует нотариус и налоговая. По расходам это: минимум 1400 грн за регистрацию на электронном портале + услуги оценщика минимум 500 грн + стоимость нотариального оформления сделки (1% от оценочной стоимости имущества и 1% в пенсионный фонд) + 18% налог с доходов физических лиц + 1,5% военный сбор. Т.е., если оценщик оценивает ваше имущество на 1 млн грн, вы заплатите за сделку больше 200 000 грн.

Если собственник – юридическое лицо, то сделка купли-продажи и внесение в уставной капитал практически равноценны и отличаются только налогом на прибыль. Взнос в уставной капитал считается инвестицией для владельца недвижимости/земли, а продажа породит налог на прибыль в размере 18%. НДС одинаковый.

Как распорядиться землей и недвижимостью? Когда вы владеете землей или недвижимостью, у вас есть возможность зарабатывать: сдавать ее в аренду или продать и получить за это деньги сразу. Если внести в уставной капитал компании, где вы будете участником, это даст возможность получить большие права на долю и на управление бизнесом. Но в таком случае вы уже не владеете этим активом, ею владеет ваша компания и распоряжается ею директор этой компании, если другие правила игры вы не зафиксируете в уставе или корпоративном договоре между участниками.

http://mind.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Правительство предлагает расширить категории граждан, имеющих право на отсрочку Гоструда будет проверять работодателей на предмет моббинга: законопроект подписан ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.06.2025 Какие налоги плани...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
10.07.2025
Минагрополитики запускает проект HONOR: агрокооперация малых производителей
Взят курс на интеграцию с европейским пространством и Совместной аграрной политикой ЕС. Кооперативы – одна из проверенных европейских практик устойчивого развития сельских территорий, которую мы стремимся адаптировать к украинским реалиям. Больше по теме: Создание и регистрация сельскохо...
10.07.2025
Аналитики открытых данных станет больше: подписан меморандум
Государственная служба статистики Украины, компания YouControl и ОО «Ассоциация открытых данных» (АСВИДА) заключили трехсторонний Меморандум о взаимодействии. Больше по теме: Будет ли штраф за несвоевременную подачу статистических отчетов? Меморандум открывает возможности для техническо...
10.07.2025
Как вернуться из загранкомандировки в случае потери документов
Если вы за границей и потеряли паспорт или срок его действия истек – вернуться в Украину поможет удостоверение личности на возвращение. Этот документ удостоверяет личность, подтверждает гражданство Украины и дает право на въезд в Украину. Больше по теме: Водитель предприятия сбежал во время з...
Лучшие материалы