Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Судебная процедура ликвидации банкрота

Разъяснение
15.07.2025

Признание должника банкротом – не только правовой статус, но и старт сложного процесса ликвидации. Ключевую роль в этом процессе играет ликвидатор, выбранный из числа арбитражных управляющих.

Согласно ст. 1 Кодекса по процедурам банкротства (далее – Кодекс) банкротство – признанная хозяйственным судом неспособность должника, кроме страховщика или кредитного союза, восстановить свою платежеспособность с помощью процедуры санации и реструктуризации и погасить установленные в порядке, определенном настоящим Кодексом, денежные требования кредиторов иначе, нежели через применение ликвидационной процедуры или процедуры погашения долгов должника, а также отнесение страховщика или кредитного союза в соответствии с решением НБУ к категории неплатежеспособных в соответствии с Законом от 07.03.1996 № 85/96-ВР «О страховании» или Законом от 14.07.2023 № 3254-IX «О кредитных союзах».

В соответствии с ч. 1 ст. 58 Кодекса в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственный суд в судебном заседании с участием сторон принимает постановление о признании должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру.

В постановлении о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры хозяйственный суд из числа арбитражных управляющих назначает ликвидатора банкрота.

Суд определяет срок, в течение которого ликвидатор обязан осуществить ликвидацию должника. Этот срок не может превышать 12 месяцев.

Официальное обнародование уведомления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры осуществляется хозяйственным судом на официальном веб-портале судебной власти Украины.

Согласно ч. 1 ст. 59 Кодекса со дня определения хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры:

  • хозяйственная деятельность банкрота завершается окончанием технологического цикла по изготовлению продукции в случае возможности ее продажи, кроме заключения и выполнения договоров, имеющих целью защиту имущества банкрота или обеспечение его сохранения (поддержания) в надлежащем состоянии, договоров аренды временно неиспользуемого имущества на период до его продажи в процедуре ликвидации и т. п.;
  • у банкрота не возникает никаких дополнительных обязательств, в том числе по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме расходов, непосредственно связанных с осуществлением ликвидационной процедуры;
  • продажа имущества банкрота допускается в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  • прекращаются полномочия органов управления банкрота относительно управления банкротом и распоряжения его имуществом, если это не было сделано ранее, члены исполнительного органа (руководитель) банкрота увольняются с работы в связи с банкротством предприятия, а также прекращаются полномочия собственника (органа, уполномоченного управлять имуществом) имущества банкрота.

После признания должника банкротом хозяйственный суд может принять решение о введении процедуры санации при условии наличия одобренного собранием кредиторов плана санации.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 Кодекса все виды имущественных активов (имущество и имущественные права) банкрота, принадлежащие ему на праве собственности или хозяйственного ведения, включаются в состав ликвидационной массы.

Арбитражный управляющий определяет условия продажи имущества по согласованию с комитетом кредиторов и обеспеченным кредитором (относительно имущества, являющегося предметом обеспечения).

После проведения инвентаризации и получения согласия на продажу имущества ликвидатор осуществляет продажу имущества банкрота на аукционе.

Денежные средства, поступающие при проведении ликвидационной процедуры, зачисляются на ликвидационный счет должника.

После оплаты расходов, связанных с проведением ликвидационной процедуры и уплаты основного и дополнительного вознаграждения арбитражного управляющего осуществляются выплаты кредиторам в порядке очередности, установленном настоящим Кодексом. После завершения всех расчетов с кредиторами ликвидатор подает в хозяйственный суд отчет и ликвидационный баланс.

Хозяйственный суд после заслушивания отчета ликвидатора и мнения кредиторов выносит определение об утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного баланса.

Если по результатам ликвидационной процедуры после удовлетворения требований кредиторов не осталось имущества или имущество не обнаружено или отсутствует, хозяйственный суд выносит определение о прекращении юридического лица – банкрота. Копия этого определения направляется государственному регистратору для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица – банкрота, а также собственнику имущества.

Если имущества банкрота хватило для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, он считается не имеющим долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

Выявление после закрытия производства по делу о банкротстве имущества банкрота, достаточного для покрытия расходов, связанных с производством по делу, является основанием для возобновления хозяйственным судом производства по делу по ходатайству участника дела.

Информация по состоянию на 14.07.2025.

Минюст

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
15.09.2025
Как военнообязанному восстановить утраченный военный билет
Военный билет может существовать в электронном и бумажном виде, но бумажный документ остается обязательным для многих процедур. Больше по теме: Заключение трудового договора между предпринимателем и работником: нужен ли военный билет? Военный билет может существовать в электронном и бумажном в...
15.09.2025
Программа действий Правительства на 2025 год: ключевые приоритеты
Программа действий на 2025 год определяет четкие цели, приоритеты и индикаторы исполнения. Это конкретный план, позволяющий отслеживать прогресс и делать государственные решения понятными гражданам. Кабмин одобрил Программу действий на 2025 год и передал ее Верховной Раде. Документ определяет четкие...
15.09.2025
Возможности от Дія.Бізнес: дайджест на 15.09.2025
Предлагаем ознакомиться с масштабными грантовыми программами для предпринимателей и стартапов, развивающих сферы цифровых технологий, ИИ, кибербезопасности, IoT, креативных и других индустрий, которые помогут привлечь финансирование, найти партнеров и выйти на новые рынки. Больше по теме: Предприят...
Лучшие материалы