Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

КСУ признал неконституционным один из штрафов в сфере государственного рыночного надзора и контроля непродовольственной продукции

03.11.2023

Второй сенат Конституционного Суда на пленарном заседании 1 ноября 2023 принял решение по делу по конституционной жалобе Тригуб Натальи Семеновны относительно конституционности п. 2 ч. 2 ст. 44 Закона от 02.12.2010 № 2735-VI «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции» (далее – Закон). 

Суть иска 

На основании оспариваемого предписания Закона на лицо, впервые совершившее правонарушение по введению в обращение товаров (продукции) или которое согласно Закону считают введенным в обращение товары (продукцию), не соответствующие установленным требованиям (кроме случаев, определенных ст. 28, ч. 3 ст. 29 Закона), должен быть наложен штраф в фиксированном размере 3 000 НМДГ, то есть 51 000 грн. 

Заявительница считает, что определенный в п. 2 ч. 2 ст. 44 Закона «размер ответственности является безальтернативным и не зависит от характера совершенного противоправного деяния, формы вины, характеристики лица, виновного в совершении правонарушения, возможности возмещения причиненного вреда, наличия смягчающих обстоятельств или отягчают ответственность и т. д.», поэтому применением «оспариваемого предписания не обеспечивается справедливый баланс между требованиями публичного интереса и защитой права собственности», не соответствующий ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 61 Конституции Украины, наложение на нее штрафа в размере 51 000 грн «есть вмешательство государства в гарантированное Основным Законом Украины право собственности». 

Что учел КСУ 

В своем решении Конституционный Суд заявляет, что действенная и эффективная защита прав потребителей является одним из способов выполнения государством его главного конституционного долга – утверждать и обеспечивать права и свободы человека. 

Меры по предотвращению нарушений законодательства о качестве и безопасности товаров, продукции, всех видов работ и услуг должны быть сдерживаемыми. Санкция, которая может быть применена к субъекту предпринимательской деятельности как мера юридической ответственности за нарушение прав потребителей, в частности по качеству и безопасности товаров, продукции, всех видов работ и услуг, должна быть эффективной и действенной в аспекте стимулирования субъектов предпринимательской деятельности к соблюдению требований законодательства, нормирующего качество и безопасность товаров, продукции, всех видов работ и услуг. 

Конституционный Суд отмечает, что установление в законе абсолютно определенных и/или безальтернативных санкций должно быть разумно сопряжено с предоставлением законом уполномоченному субъекту привлечения лица к юридической ответственности вариативности в вопросе избрания санкции к нарушителю, что позволило бы соблюдение таким образом принципов соразмерности и индивидуализации юридической ответственности Принципы соразмерности и индивидуализации юридической ответственности в случае привлечения лица к юридической ответственности могут быть обеспечены, в частности, способом установления в законе различных видов санкций за совершение одного и того же правонарушения или разных по размеру штрафов, которые могут быть наложены на нарушителей той же охранной нормы. 

Оспариваемое предписание Закона, определяющего безальтернативную санкцию, которая к тому же имеет признаки абсолютно определенной, не дает субъекту наложения административного взыскания возможности учесть то, что гипотезой п. 2 ч. 2 ст. 44 Закона охвачено большое и разнообразное проявление объективной и субъективной стороны этого правонарушения, а потому противоречит ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 61 Конституции. 

Конституционный Суд констатирует, что указанное предписание Закона не создает условий для достижения при правоприменении справедливого баланса между требованиями публичного интереса в обеспечении высокого уровня защиты прав потребителей и защитой права собственности личности, поскольку это предписание возлагает на личность индивидуальное и чрезмерное бремя, а следовательно основой для чрезмерного вмешательства государства в право собственности, в результате чего противоречит ч. 1, 4 ст. 41 Основного Закона Украины. 

Окончательное решение КСУ 

Учитывая изложенное, Конституционный Суд признал отдельное предписание п. 2 ч. 2 ст. 44 Закона від 02.12.2010 № 2735-VI «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции», а именно: «в размере трех тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан» не отвечающим Конституции Украины. Признанное неконституционным предписание Закона, утрачивает силу через шесть месяцев со дня принятия Конституционным Судом этого решения. 

Судья-докладчик по этому делу – Олег Первомайский. 

Текст решения и его резюме будут обнародованы на официальном веб-сайте Суда 2 ноября 2023 года. 

Отдел коммуникаций КСУ и правового мониторинга 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
24.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели В Украине возобновится обязательная подача статистической отчетности ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 13.06.2025 Внесены изменения в Правила организации статистической отчетности Изменены Критерии важных предприятий с целью ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
24.06.2025
В ГАР введен новый функционал
Минагрополитики ввело новый функционал в ГАР. Обновления направлены на улучшение функционала для пользователей и повышение эффективности администрирования в сфере сельского хозяйства. Министерство аграрной политики и продовольствия ввело новый функционал в информационно-коммуникационной системе &laq...
23.06.2025
Проверки ГНС в аптеках: какие нарушения чаще всего выявляют
Наиболее распространенные нарушения: проведение расчетных операций без применения РРО/ПРРО и без выдачи фискального чека; нарушение порядка учета товарных запасов; использование труда неоформленных работников С начала 2025 года ГНС провела 910 проверок в сфере здравоохранения, включая аптеки и други...
23.06.2025
Иностранные грузовые вагоны смогут снова курсировать по территории Украины
Укрзализныця утвердила процедуру определения иностранных грузовых вагонов технически совместимыми с инфраструктурой железных дорог Украины. Это решение позволяет упорядочить вопросы курсирования вагонов нерезидентов по территории Украины.  Специалисты компании согласовали с железнодорожными ад...
Лучшие материалы