Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

КСУ признал неконституционным один из штрафов в сфере государственного рыночного надзора и контроля непродовольственной продукции

03.11.2023

Второй сенат Конституционного Суда на пленарном заседании 1 ноября 2023 принял решение по делу по конституционной жалобе Тригуб Натальи Семеновны относительно конституционности п. 2 ч. 2 ст. 44 Закона от 02.12.2010 № 2735-VI «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции» (далее – Закон). 

Суть иска 

На основании оспариваемого предписания Закона на лицо, впервые совершившее правонарушение по введению в обращение товаров (продукции) или которое согласно Закону считают введенным в обращение товары (продукцию), не соответствующие установленным требованиям (кроме случаев, определенных ст. 28, ч. 3 ст. 29 Закона), должен быть наложен штраф в фиксированном размере 3 000 НМДГ, то есть 51 000 грн. 

Заявительница считает, что определенный в п. 2 ч. 2 ст. 44 Закона «размер ответственности является безальтернативным и не зависит от характера совершенного противоправного деяния, формы вины, характеристики лица, виновного в совершении правонарушения, возможности возмещения причиненного вреда, наличия смягчающих обстоятельств или отягчают ответственность и т. д.», поэтому применением «оспариваемого предписания не обеспечивается справедливый баланс между требованиями публичного интереса и защитой права собственности», не соответствующий ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 61 Конституции Украины, наложение на нее штрафа в размере 51 000 грн «есть вмешательство государства в гарантированное Основным Законом Украины право собственности». 

Что учел КСУ 

В своем решении Конституционный Суд заявляет, что действенная и эффективная защита прав потребителей является одним из способов выполнения государством его главного конституционного долга – утверждать и обеспечивать права и свободы человека. 

Меры по предотвращению нарушений законодательства о качестве и безопасности товаров, продукции, всех видов работ и услуг должны быть сдерживаемыми. Санкция, которая может быть применена к субъекту предпринимательской деятельности как мера юридической ответственности за нарушение прав потребителей, в частности по качеству и безопасности товаров, продукции, всех видов работ и услуг, должна быть эффективной и действенной в аспекте стимулирования субъектов предпринимательской деятельности к соблюдению требований законодательства, нормирующего качество и безопасность товаров, продукции, всех видов работ и услуг. 

Конституционный Суд отмечает, что установление в законе абсолютно определенных и/или безальтернативных санкций должно быть разумно сопряжено с предоставлением законом уполномоченному субъекту привлечения лица к юридической ответственности вариативности в вопросе избрания санкции к нарушителю, что позволило бы соблюдение таким образом принципов соразмерности и индивидуализации юридической ответственности Принципы соразмерности и индивидуализации юридической ответственности в случае привлечения лица к юридической ответственности могут быть обеспечены, в частности, способом установления в законе различных видов санкций за совершение одного и того же правонарушения или разных по размеру штрафов, которые могут быть наложены на нарушителей той же охранной нормы. 

Оспариваемое предписание Закона, определяющего безальтернативную санкцию, которая к тому же имеет признаки абсолютно определенной, не дает субъекту наложения административного взыскания возможности учесть то, что гипотезой п. 2 ч. 2 ст. 44 Закона охвачено большое и разнообразное проявление объективной и субъективной стороны этого правонарушения, а потому противоречит ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 61 Конституции. 

Конституционный Суд констатирует, что указанное предписание Закона не создает условий для достижения при правоприменении справедливого баланса между требованиями публичного интереса в обеспечении высокого уровня защиты прав потребителей и защитой права собственности личности, поскольку это предписание возлагает на личность индивидуальное и чрезмерное бремя, а следовательно основой для чрезмерного вмешательства государства в право собственности, в результате чего противоречит ч. 1, 4 ст. 41 Основного Закона Украины. 

Окончательное решение КСУ 

Учитывая изложенное, Конституционный Суд признал отдельное предписание п. 2 ч. 2 ст. 44 Закона від 02.12.2010 № 2735-VI «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции», а именно: «в размере трех тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан» не отвечающим Конституции Украины. Признанное неконституционным предписание Закона, утрачивает силу через шесть месяцев со дня принятия Конституционным Судом этого решения. 

Судья-докладчик по этому делу – Олег Первомайский. 

Текст решения и его резюме будут обнародованы на официальном веб-сайте Суда 2 ноября 2023 года. 

Отдел коммуникаций КСУ и правового мониторинга 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
24.12.2025
Путь развития профессиональных стандартов в Украине: качественные изменения и европейская интеграция
Профессиональное бухгалтерское сообщество работает в условиях постоянных изменений, жестких сроков, высокой ответственности и недостаточного внимания со стороны государства и работодателей. Но, вероятно, уже в 2026 году нас ожидают изменения, которые следует воспринимать как новые возможности, а не...
23.12.2025
С 1 января 2026 года господдержка будет предоставляться через Национальное учреждение развития
Основная цель Национального учреждения развития – содействовать экономическому и социальному развитию и восстановлению Украины путем поддержки бизнеса, внедрения программ развития и финансовой помощи целевым группам. Больше по теме: Учет грантов и международной технической помощи Бюджетные г...
18.12.2025
Минразвития не планирует вводить налог на восстановление: официальное заявление
Будут ли вводить налог на восстановление разрушенного имущества и бизнеса? Больше по теме: Получение средств на финансирование капитальных инвестиций: как обложить налогом и отразить в учете? Учет инвестиций по методу участия в капитале Министерство развития общин и территорий не планирует разрабо...
Лучшие материалы