Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как осуществить государственную регистрацию ФЛП – инструкция от Минюста

Разъяснение

09.08.2024 15 0 0

Хотите открыть собственное дело? Тогда Вам нужно зарегистрировать будущую предпринимательскую деятельность. ФЛП – это идеальная организационно-правовая форма для небольшого бизнеса, в том числе, если вы планируете предоставлять услуги или продавать товары конечным потребителям – физическим лицам.

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса (далее – ГК) право на осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, имеет физическое лицо с полной гражданской дееспособностью, то есть лицо, достигшее 18 лет. Однако согласно ст. 35 ГК полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу, достигшему 16 лет и желающему заниматься предпринимательской деятельностью. При наличии письменного согласия на это родителей (усыновителей), попечителя или органа опеки и попечительства такое лицо может быть зарегистрировано в качестве предпринимателя. В этом случае физическое лицо приобретает полную гражданскую дееспособность с момента государственной регистрации его как предпринимателя.

Итак, регистрация ФЛП доступна:

  • для лиц от 16 до 18 лет только по нотариально заверенному письменному согласию родителей (усыновителей) или попечителя или органа опеки и попечительства;
  • для лиц, которые достигли 18 лет и приобрели полную гражданскую дееспособность.

Физическое лицо осуществляет свое право на предпринимательскую деятельность при его государственной регистрации в порядке, установленном Законом от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755).

Информация о государственной регистрации физических лиц – предпринимателей является открытой.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 755 документы для государственной регистрации могут подаваться в бумажной и электронной форме.

В бумажной форме документы подаются лично заявителем или почтовым отправлением.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации физического лица – предпринимателем, определяется в соответствии со ст. 18 Закона № 755 и включает:

  • заявление о государственной регистрации физического лица – предпринимателя, в котором может указываться просьба о регистрации такого лица плательщиком НДС и/или об избрании упрощенной системы налогообложения или информация о приобретении лицом статуса электронного резидента (э-резидента);
  • нотариально заверенное письменное согласие родителей (усыновителей) или попечителя или органа опеки и попечительства – для физического лица, достигшего 16 лет и желающего заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеющего полной гражданской дееспособности;
  • договор (декларация) о создании семейного фермерского хозяйства – в случае государственной регистрации физического лица, самостоятельно или с членами семьи создающего семейное фермерское хозяйство в соответствии с Законом от 19.06.2003 № 973-IV «О фермерском хозяйстве».

Если документы подаются лично, заявитель предъявляет свой паспорт гражданина Украины или другой документ, удостоверяющий личность, предусмотренный Законом от 20.11.2012 № 5492-VI «О Едином государственном демографическом реестре и документах, которые подтверждают гражданство Украины, удостоверяют личность или ее специальный статус».

При подаче документов представителем дополнительно подается экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) документа, удостоверяющего его полномочия.

Подать документы для государственной регистрации ФЛП в бумажной форме можно путем обращения:

  • непосредственно к государственному регистратору (в т. ч. нотариусу);
  • в центр предоставления административных услуг.

Государственная регистрация ФЛП производится независимо от места нахождения.

Порядок проведения государственной регистрации ФЛП включает:

  • заполнение формы заявления о государственной регистрации – в случае подачи документов лично заявителем (по желанию заявителя);
  • прием документов по описи – в случае подачи документов в бумажной форме;
  • изготовление копий документов в электронной форме – при подаче документов в бумажной форме;
  • внесение копий документов в электронной форме в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – Единый государственный реестр);
  • проверку сведений Единого государственного реестра на наличие запрета на совершение регистрационных действий;
  • проверку документов на наличие оснований отказа в государственной регистрации;
  • проведение регистрационного действия (в т. ч. с учетом принципа молчаливого согласия) при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации путем внесения записи в Единый государственный реестр;
  • формирование и обнародование на портале электронных сервисов юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований или с использованием Единого государственного веб-портала электронных услуг (далее – портал «Дія») выписки, результатов предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации и учредительных документов;
  • выдача по желанию заявителя выписки из Единого государственного реестра в бумажной форме по результатам проведенного регистрационного действия (при подаче заявления о государственной регистрации в бумажной форме).

Выписка из Единого государственного реестра в бумажной форме предоставляется с проставлением подписи и печати государственного регистратора.

Рассмотрение документов, поданных для государственной регистрации ФЛП, осуществляется в течение 24 часов после поступления документов, поданных для государственной регистрации, кроме выходных и праздничных дней.

Регистрация ФЛП в электронной форме

Наиболее простой способ регистрации ФЛП – в электронном виде с помощью портала «Дія».

В этом случае государственная регистрация ФЛП производится без участия государственного регистратора, в автоматическом режиме с использованием портала «Дія».

Для государственной регистрации физическое лицо использует средства электронной идентификации с высоким уровнем доверия. Таким образом, регистрация ФЛП через портал «Дія» требует получения квалифицированной электронной подписи.

Итак, чтобы зарегистрировать ФЛП через портал «Дія» нужно выполнить следующие шаги:

  • зарегистрируйтесь или авторизуйтесь (если уже зарегистрированы) в кабинете гражданина на портале «Дія»;
  • заполните онлайн-форму на получение услуги и подпишите заявление квалифицированной электронной подписью физического лица;
  • заявление будет направлено в Единый государственный реестр для государственной регистрации ФЛП онлайн без участия регистратора.

Статус заявления можно проверить в кабинете гражданина в разделе «Услуги»/«Заказанные услуги». Уведомление о результате также поступит на электронную почту и кабинет гражданина на портале «Дія».

Обратите внимание! При проведении государственной регистрации соответственно в режиме реального времени программным обеспечением Единого государственного реестра устанавливается наличие (отсутствие) запрета на совершение регистрационных действий и/или в случае государственной регистрации физического лица предпринимателем – отсутствие в Едином государственном реестре сведений о таком физическом лице – предпринимателе. При отсутствии таких сведений программное обеспечение Единого государственного реестра обеспечивает проведение государственной регистрации.

При наличии соответствующих сведений в Едином государственном реестре физическое лицо, информируется об этом.

Регистрационное действие в Едином государственном реестре, проведенное в автоматическом режиме, считается действием технического администратора Единого государственного реестра и может быть обжаловано в суд или Министерство юстиции в порядке, предусмотренном ст. 34 Закона № 755.

Минюст


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы