Как будут проверять бизнес со следующего года
26.12.2016 369 0 0
Наверное, только ленивый не обвинял украинские контролирующие органы в коррупции и недобросовестности. Тем не менее, либерализацию системы госнадзора и мораторий на проверки депутаты едва не провалили. Как будет выглядеть система контроля и чего ждать бизнесу в течение ближайших лет?
Ежегодно предприниматели и государственные контролеры тратят друг на друга немало времени, усилий и средств, что, тем не менее, не приводит к сокращению количества нарушений со стороны бизнеса или, например, повышению качества продукции. То есть, система госнадзора работает неэффективно, да еще и содержит коррупционные риски.
Задавшись целью якобы решить эти вопросы и сделать регулирование системным с четкими правилами, депутаты приняли три закона — о либерализации системы госнадзора (№ 2418а), о временном моратории на проверки бизнеса (№3153), а также об ответственности контроллеров (№2531а). Два первых безотлагательно были заблокированы в парламенте народными депутатами Юрием Левченко, Виктором Чумаком и Натальей Новак, которые предложили их отменить, ссылаясь на нарушения регламента. Тем не менее, несколько дней назад Верховная Рада успела провалить постановления, дав зеленый свет созданию новой системы госнадзора.
Что меняется
Эти три документа, в первую очередь, ограничивают и сокращают сроки проведения проверок бизнеса. Во-вторых, уменьшают количество оснований для проведения внеплановых проверок. В-третьих, обязывают контроллеров выработать четкие чек-листы вопросов. То есть, предприниматель будет наверняка знать, когда и на сколько к нему придут, а также что намерены спрашивать.
Эти общие правила впредь распространяются и на проверки по вопросам занятости населения, контроль в сфере ядерной безопасности, в сфере гражданской авиации, архитектурно-строительный и даже фискальный контроль. Тем не менее, за скобками все же остаются ряд контролирующих органов.
В течение года также должна быть разработана единая интегрированная система проверок, куда контролеры будут вносить информацию о предпринимателях, которых намерены проверять, годовые планы контроля и даже отчеты об их выполнении и так далее. В Государственной регуляторной службе говорят, что создаваться система будет не за бюджетные средства, ведь на момент принятия госбюджета-2017 закон о системе еще не был подписан президентом.
Кроме того, один из принятых законов до 31 декабря 2017 года продлевает мораторий на проверки бизнеса. Тем не менее, он не воспрещает внеплановые проверки в нескольких случаях, но только после согласования с Государственной регуляторной службой. Кроме того, действие моратория не распространяется на ряд контролирующих органов.
Для всех остальных контролеров плановые проверки воспрещены, тем не менее, возможность проведения внеплановой гарантирована.
В чем претензии
Депутаты, которые пытались отменить законы о либерализации госнадзора и о моратории, в первую очередь жаловались на нарушения регламента во время голосования. Мол, заседание было продлено не на 15 минут, а на целых 25, а также якобы были зафиксированы факты неперсонального голосования.
Единственное замечание по существу касалось архитектурно-строительного контроля и его заведения под общие правила, которые сначала вводят мораторий, а в дальнейшем сокращают количество проверок.
Народный депутат остерегается, что с такими нормами невозможно будет уследить за незаконными стройками и безопасностью на них. Градостроительную деятельность передают под этот ультралиберальный закон. В результате провести любую проверку незаконной застройки будет просто невозможно. Ведь необходимо будет получать документы, на подготовку которых иногда уходит два года. Также без решения самого субъекта проверки нельзя будет получить никакой информации, и он за это не несет никакой ответственности.
Предостережения бизнеса
Из предпринимателей на такие изменения по большому счету жалуются только строители с производителями стройматериалов. И критика их созвучна с претензиями нардепа. Сетуют на то, что мораторий и либеральный закон оставит без защиты потребителей и позволит недобросовестным предпринимателям производить товары и предоставлять услуги низкого качества.
Раньше производитель как ни крути боялся проверок, а потому боялся производить некачественную продукцию. Сейчас же этими законами и мораторием вы фактически развязали руки бракоделам, тем, кто не ратует за качество, а наоборот стремится путем снижения себестоимости и качества завоевать долю рынка. В качестве критерия ухудшения ситуации после введения моратория приводится рост количества обращений в их Ассоциацию от конечных потребителей. Мол, они уже отчаялись, ибо не могут найти на рынке защиты в любом лице.
В регуляторной же службе говорят, что система контроля в том виде, в котором она существует в Украине, не решает эту проблему и точно не защищает права потребителя.
Сейчас контролеры с полным правом проверять всех и вся, в первую очередь, приходят к легальному бизнесу, который производит как раз качественную продукцию. Недобросовестные же предприниматели просто "отмазываются". Потому-то и нужен мораторий. Ведь он, с одной стороны, позволит проверять бизнес, но только по обоснованным жалобам, а с другой стороны, выиграет время и позволит за год создать более эффективную и прозрачную систему контроля.
Предприниматели все же сомневаются, говоря, что закон требует каждое физлицо предоставить подтверждающие нарушение прав документы. То есть человек, который купил, к примеру, окно, и построил дом, должен будет провести анализ установки окон, качество стеклопакета, проверить кирпич, цемент и их химический состав и прочие. Иначе жалоба не будет считаться обоснованной. Тем не менее, достаточно будет предоставить документы, которые подтверждают, что жалобщик приобрел эти материалы. А нарушен ли технологический цикл или характеристики, будет проверять орган. Если же жалобщик просто шел мимо и увидел, что вывеска висит неправильно, это будет считаться необоснованной жалобой.
Источник: https://delo.ua/
Комментарии к материалу