Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Деловая цель – подтверждение реальности хозяйственной операции

06.04.2017

ГФС разъяснила, как применять концепцию деловой цели при проверках реальности хозяйственных операций.

Ключевая позиция налоговиков в этом вопросе хорошо известна: только реальные действия
или события, вызывающие изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия, можно назвать хозяйственной операцией. Первичные документы сами по себе не подтверждают, что хозяйственная операция имела место. «Бумажная» сделка может оказаться фиктивной. 

Но и с вполне реальными хозоперациями тоже не все просто. Налоговики хотят видеть за фасадом хозопераций реальную деловую цель (разумную экономическую причину), которую преследовало предприятие. И если такая цель не очевидна, у контролирующих органов вновь появляются подозрения.

И здесь возникает вечный вопрос: обязано ли предприятие каждую сделку проводить с прибылью?

Согласно предоставленным ГФС разъяснениям, это не обязательно. Важно, чтобы предприятие имело намерение получить экономический эффект, например в форме прироста или
сохранения активов или их стоимости. В целом это упрощает задачу для субъекта хозяйствования, который должен доказать реальность хозопераций. Дело в том, что понятие экономического эффекта не раскрыто в Налоговом кодексе. И этот факт налоговики признают в Письме Государственной фискальной службы Украины от 21.11.16 г. № 20011/5/99-99-10-01-16.

Чтобы подтвердить деловые намерения, можно предъявить проверяющим переписку с контр-
агентами, соглашения, приказы и распоряжения руководства, протоколы собраний собственников, отчеты маркетологов, работников отделов закупок и продаж и прочие внутренние
документы в дополнение к стандартному набору бухгалтерской первички (договор, спецификация, накладная, акт выполненных работ и т. п.).

Хозоперация, лишенная деловой цели, по мнению налоговиков, не считается осуществленной
в рамках хозяйственной деятельности. Значит, ее результат не отражается в налоговом учете
(со всеми вытекающими отсюда негативными налоговыми последствиями).

Кроме того, в Письме № 20011 налоговики рекомендуют при смене главного бухгалтера проверять бухгалтерскую документацию, чтобы на нового главбуха не возложили ответственность за действия его предшественника.

Хотя в общем случае новый главбух и так не должен отвечать за ошибки прежнего. Ведь ответственность за несвоевременное составление первичных документов (регистров бухгалтерского учета) и недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы (п. 8 ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV). Тем не менее передача дел
при смене бухгалтера – это очень важный момент, которым мы также не советуем пренебрегать.

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
01.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (текст приказа от 16.06.2025) Денежная компенсация за неиспользованные ежегодные отпуска В Резерв+ появятся новые возможности получить автоматическую отсрочку Правительство утвердило изменения к...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
04.07.2025
Когда работник может потребовать введения для него дистанционной работы
Работник может потребовать от работодателя временный, сроком до двух месяцев, перевод на дистанционную работу, если на рабочем месте в отношении него были совершены действия, содержащие признаки дискриминации. Больше по теме: Изменения относительно дистанционной и надомной работы Может ли работник ...
04.07.2025
Государственное агентство по управлению резервами Украины начинает деятельность
Правительство дало «зеленый свет» началу деятельности Государственного агентства по управлению резервами Украины (ГАУР) как центрального органа исполнительной власти.  Его деятельность направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Первого вице-премьер-министра &nd...
04.07.2025
Судебная процедура санации должника: что это и как происходит
Когда предприятие не справляется с финансовыми обязательствами – это еще не приговор. Законом предусмотрен реальный инструмент для сохранения бизнеса – санация. Больше по теме: Ликвидация в связи с банкротством: правовые аспекты Когда предприятие не справляется с финансовыми обязательст...
Лучшие материалы