Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Деловая цель – подтверждение реальности хозяйственной операции

06.04.2017

ГФС разъяснила, как применять концепцию деловой цели при проверках реальности хозяйственных операций.

Ключевая позиция налоговиков в этом вопросе хорошо известна: только реальные действия
или события, вызывающие изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия, можно назвать хозяйственной операцией. Первичные документы сами по себе не подтверждают, что хозяйственная операция имела место. «Бумажная» сделка может оказаться фиктивной. 

Но и с вполне реальными хозоперациями тоже не все просто. Налоговики хотят видеть за фасадом хозопераций реальную деловую цель (разумную экономическую причину), которую преследовало предприятие. И если такая цель не очевидна, у контролирующих органов вновь появляются подозрения.

И здесь возникает вечный вопрос: обязано ли предприятие каждую сделку проводить с прибылью?

Согласно предоставленным ГФС разъяснениям, это не обязательно. Важно, чтобы предприятие имело намерение получить экономический эффект, например в форме прироста или
сохранения активов или их стоимости. В целом это упрощает задачу для субъекта хозяйствования, который должен доказать реальность хозопераций. Дело в том, что понятие экономического эффекта не раскрыто в Налоговом кодексе. И этот факт налоговики признают в Письме Государственной фискальной службы Украины от 21.11.16 г. № 20011/5/99-99-10-01-16.

Чтобы подтвердить деловые намерения, можно предъявить проверяющим переписку с контр-
агентами, соглашения, приказы и распоряжения руководства, протоколы собраний собственников, отчеты маркетологов, работников отделов закупок и продаж и прочие внутренние
документы в дополнение к стандартному набору бухгалтерской первички (договор, спецификация, накладная, акт выполненных работ и т. п.).

Хозоперация, лишенная деловой цели, по мнению налоговиков, не считается осуществленной
в рамках хозяйственной деятельности. Значит, ее результат не отражается в налоговом учете
(со всеми вытекающими отсюда негативными налоговыми последствиями).

Кроме того, в Письме № 20011 налоговики рекомендуют при смене главного бухгалтера проверять бухгалтерскую документацию, чтобы на нового главбуха не возложили ответственность за действия его предшественника.

Хотя в общем случае новый главбух и так не должен отвечать за ошибки прежнего. Ведь ответственность за несвоевременное составление первичных документов (регистров бухгалтерского учета) и недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы (п. 8 ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV). Тем не менее передача дел
при смене бухгалтера – это очень важный момент, которым мы также не советуем пренебрегать.

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
01.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (текст приказа от 16.06.2025) Денежная компенсация за неиспользованные ежегодные отпуска В Резерв+ появятся новые возможности получить автоматическую отсрочку Правительство утвердило изменения к...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
03.07.2025
Правительство расширило перечень товаров, подлежащих локализации во время публичных закупок
Правительство расширило перечень товаров перерабатывающей промышленности, которые будут подлежать требованию относительно минимальной степени локализации во время публичных закупок. Правительство расширило перечень товаров перерабатывающей промышленности, которые будут подлежать требованию относител...
03.07.2025
Работник требует ввести дистанционную работу: действия работодателя
В случае введения дистанционной работы, работник самостоятельно определяет рабочее место и несет ответственность за обеспечение безопасных и безвредных условий труда на нем. Больше по теме: Направление в командировку работника-дистанционщика Изменения относительно дистанционной и надомной работы М...
03.07.2025
Э-уведомление об ошибочной уплате платежей: разъяснение ГНС
С целью повышения уровня информирования налогоплательщиков о суммах ошибочно уплаченных налоговых платежей, единого взноса в Электронном кабинете плательщика разработан и внедрен новый сервис «Е-повідомлення». Больше по теме: Заблокирована ошибочно оформленная НН: можно ли не подавать д...
Лучшие материалы