Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Деловая цель – подтверждение реальности хозяйственной операции

Редакция

06.04.2017 1018 0 0

ГФС разъяснила, как применять концепцию деловой цели при проверках реальности хозяйственных операций.

Ключевая позиция налоговиков в этом вопросе хорошо известна: только реальные действия
или события, вызывающие изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия, можно назвать хозяйственной операцией. Первичные документы сами по себе не подтверждают, что хозяйственная операция имела место. «Бумажная» сделка может оказаться фиктивной. 

Но и с вполне реальными хозоперациями тоже не все просто. Налоговики хотят видеть за фасадом хозопераций реальную деловую цель (разумную экономическую причину), которую преследовало предприятие. И если такая цель не очевидна, у контролирующих органов вновь появляются подозрения.

И здесь возникает вечный вопрос: обязано ли предприятие каждую сделку проводить с прибылью?

Согласно предоставленным ГФС разъяснениям, это не обязательно. Важно, чтобы предприятие имело намерение получить экономический эффект, например в форме прироста или
сохранения активов или их стоимости. В целом это упрощает задачу для субъекта хозяйствования, который должен доказать реальность хозопераций. Дело в том, что понятие экономического эффекта не раскрыто в Налоговом кодексе. И этот факт налоговики признают в Письме Государственной фискальной службы Украины от 21.11.16 г. № 20011/5/99-99-10-01-16.

Чтобы подтвердить деловые намерения, можно предъявить проверяющим переписку с контр-
агентами, соглашения, приказы и распоряжения руководства, протоколы собраний собственников, отчеты маркетологов, работников отделов закупок и продаж и прочие внутренние
документы в дополнение к стандартному набору бухгалтерской первички (договор, спецификация, накладная, акт выполненных работ и т. п.).

Хозоперация, лишенная деловой цели, по мнению налоговиков, не считается осуществленной
в рамках хозяйственной деятельности. Значит, ее результат не отражается в налоговом учете
(со всеми вытекающими отсюда негативными налоговыми последствиями).

Кроме того, в Письме № 20011 налоговики рекомендуют при смене главного бухгалтера проверять бухгалтерскую документацию, чтобы на нового главбуха не возложили ответственность за действия его предшественника.

Хотя в общем случае новый главбух и так не должен отвечать за ошибки прежнего. Ведь ответственность за несвоевременное составление первичных документов (регистров бухгалтерского учета) и недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы (п. 8 ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV). Тем не менее передача дел
при смене бухгалтера – это очень важный момент, которым мы также не советуем пренебрегать.

 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы