Что такое лоббирование и чем оно отличается от коррупции?
26.03.2018 94907 0 1
Часто люди соотносят понятие лоббизма с коррупцией, однако лоббизм далеко не всегда предполагает подкуп чиновников. В развитых странах деятельность лоббистов регламентирована законом. В Украине легализовать лоббизм пока не удалось.
ФАКТ. Лоббирование – это практика продвижения интересов различных финансово-промышленных групп, неправительственных организаций или этнических сообществ для достижения определенного решения. Лоббисты могут отстаивать государственные интересы на международной арене или общественные или частные интересы внутри страны.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ? Деятельность лоббистов чаще всего направлена на достижение цели, поставленной заинтересованной группой. Это может быть принятие необходимого законопроекта или же, наоборот, отмена каких-то нормативно-правовых актов.
Субъектами лоббирования могут выступать различные ассоциации (например, Всеукраинская ассоциация финансовых компаний, Ассоциация юристов Украины, Ассоциация предприятий информационных технологий Украины или Украинская Зерновая Ассоциация). Но субъектами лоббирования далеко не всегда является большой бизнес, который пытается принять выгодный для себя закон.
Задача лоббистов заключается в работе с государственными органами, группами влияния и медиа. Результат этой работы – достижение поставленной цели (принятие необходимого решения).
В той или иной форме лоббизм существует во всех странах мира. В США закон о лоббировании был принят еще в 1946 году. Он регулирует процессы, связанные с деятельностью лоббистов, фиксирует их вознаграждение. В стране действует реестр лоббистов, представляющих интересы той или иной компании или группы.
ЛОББИЗМ В УКРАИНЕ. Политический консультант Екатерина Одарченко в комментарии Idealist.media отметила, что субъекты, которые инициируют развитие лоббизма в Украине, уже пять лет проводят просветительскую работу в этом направлении.
По словам эксперта, лоббирование не означает незаконный подкуп или давление на власть для принятия необходимого решения. Она приводит в пример работу различных ассоциаций, которые добиваются поставленных целей абсолютно прозрачно: аналитика, написание законопроектов и нормативно-правовых актов, коммуникация с властью, медиа-коммуникации. Одарченко отмечает, что в таком процессе нет взяток. Он длинный, но прозрачный и доступный каждому.
ИНСТИТУЦИЯ ЛОББИРОВАНИЯ. Екатерина Одарченко считает, что развитие института лоббирования в Украине происходит, хотя и не закреплено законом. По ее словам, подобные институты могут развиваться десятилетиями. По финансированию субъектов лоббирования эксперт объясняет, что решение и продвижение различных вопросов стоит по-разному.
Есть ассоциации, которые тратят 5-10 тыс. долларов в год и продвигают свои интересы. Другие тратят до миллиона долларов на работу. Например, когда необходимо наладить работу с внешним вектором, работать с Европарламентом и Еврокомиссией, работать с лоббированием в Америке, регистрируя лоббистскую активность. Кто-то организует общественные движения исключительно на волонтерских началах.
ВЫВОД. Лоббирование в развитых странах является инструментом сотрудничества и коммуникации, который приводит к принятию прогрессивных решений, выгодных как бизнесу, так и обществу. Его узаконивание имеет реальные шансы повлиять на сокращение коррупции, ведь вопрос можно будет решать дешевле и законно.
https://etcetera.media/chto-takoe-lob...
Комментарии к материалу