Что делать украинцу, если в магазине или ресторане не принимают карточки
14.11.2017 24710 7 0
Нацбанк недавно отчитался о том, что доля безналичных расчетов в стране достигла почти 40%, и если магазины продолжат и дальше расставлять POS-терминалы, то она продолжит увеличиваться и дальше. Тем не менее в городах и селах все еще предостаточно мест, где нельзя рассчитаться картой.
Права украинцев по части платежей защищены действующим законодательством. Согласно закону «О защите прав потребителей» (п 2 ст. 17), человек имеет право свободно выбирать как товары или услуги, так и способы их оплаты. В удобное для себя время, но с учетом режима работы предприятия торговли, общепита и прочих компаний, оказывающих услуги.
Покупатель имеет право выбора способа расчета. И магазин должен предоставить ему такое право, а принуждение к совершению покупки определенным образом – это нарушение.
За нарушение права рассчитаться картой ст. 23 закона о защите прав потребителей предусматривает штраф в 8,5 тыс. грн (500 налогонеоблагаемых минимумов). Отдельно может быть наложен админштраф на руководство торговой точки 17-170 грн, в случае повторного совершения нарушения — 85-429 грн (согласно ст. 155 КоАП).
Но здесь есть важный нюанс — штраф полагается за отсутствие POS-терминала там, где он должен быть.
Эти места определены постановлением КМУ №878 от 29 сентября 2010 года. Например, платежные карты могут не принимать магазины и кафе, оборудованные кассовыми аппаратами, если их торговая площадь меньше 20 кв.м (кроме заправок) или если они находятся в населенных пунктах, где проживает меньше 25 тыс. чел. Также платежные терминалы могут не иметь столовые на предприятиях, в учебных заведениях и воинских частях.
Однако, по словам защитников прав потребителей, закон не устанавливает никаких санкций за нарушение права выбора, если терминал не работает по техническим причинам.
Если POS-терминал сломался — это одно, а если его нет вовсе, то это уже нарушение, за которое положен штраф в размере 8,5 тыс. грн. Важно, чтобы потребителя не обманывали, что терминал не работает.
Часто не хотят проводить оплату через терминалы физлица-предприниматели, которым невыгодно показывать большие обороты, чтобы сохранить льготный режим налогообложения. В супермаркетах и крупных магазинах — это редкое явление и чаще всего отказ в приеме карт связан с техническими проблемами. Бывает, например, что не на всех кассах работают терминалы. Но в таком случае возможность безналичной оплаты все равно есть.
Если вдруг в заведении говорят, что у них не работает терминал, можно уточнить, в чем именно проблема. К примеру, когда нет интернета, можно попытаться рассчитаться картой в оффлайн-режиме. Но это сработает только для чипованных карт, которые могут накапливать сумму проведенных в оффлайне операций и синхронизировать их с банком при следующем подключении. Возможность таких платежей, и лимиты по ним устанавливают сами банки.
Как утверждают юристы, важно понимать, что если в магазине не работает терминал, то покупку можно забрать и оплатить, когда он заработает. Однако это совсем не значит, что можно уйти из магазина с неоплаченным товаром.
До момента расчета за товар он является собственностью магазина. Потому просто забрать товар и уйти нельзя, так как такие действия могут быть квалифицированы как кража. По большому счету, даже пить и есть продукты в супермаркете до прохождения кассы тоже нельзя. Так как покупатель, даже намереваясь оплатить товар на кассе, портит собственность магазина.
По закону «Об охранной деятельности» персонал охраны супермаркета имеет право противодействовать правонарушителям и уведомлять полицию о совершении уголовного или административного правонарушения. А также проводить досмотр вещей граждан только с их добровольного согласия.
Если вам отказали в расчете банковской картой, факт отказа нужно зафиксировать, прежде всего, в книге жалоб (это документ строгой отчетности), написав, что отказали в проведении безналичного расчета.
По закону о защите прав потребителей вам не могут отказать в продаже товара. Другой вопрос, что форма оплаты законом не регулируется, и вам не отказываются продать товар.
В течение трех дней руководство торговой точки должно рассмотреть жалобы и в течение пяти дней написать в книге, какие приняты меры. А если покупатель оставил свои контактные данные, то отдельно проинформировать самого потребителя. Кто наказан и как устранен недостаток.
Можно написать претензию руководству магазина (если позволяет время) и сдать ее под роспись в получении. Заявление пишется в двух экземплярах на субъекта хозяйствования, где сообщается о нарушении права потребителя с требованием предоставить такую возможность.
В любом случае при возникновении сложностей с покупкой надо сначала обращаться к руководству торговой точки, а если нет реакции — жаловаться в Госпродпотребслужбу. Так как государственные инспекторы должны вмешиваться, если покупателю будет неправомерно отказано в покупке.
Для этого на сайте службы нужно заполнить шаблон жалобы, указав всю информацию о заведении (эта информация находится в уголке потребителя, часто в фискальном чеке). Надо помнить, что без личной подписи обращение не действительно. После согласования инспекторы выйдут на внеплановую проверку. По словам Андрея Лыги, госорган может дать предписание об устранении нарушения права потребителя и в случае отказа, оштрафовать на 20 не облагаемых налогом минимумов доходов.
Полицию вызывать бесполезно. Можно пожаловаться в Госпродпотребслужбу, а еще лучше в ГФС, так как именно налоговики призваны следить за кассовой дисциплиной. Для этого надо писать жалобы, чтобы контролеры пришли в магазин с проверкой.
Например, можно оставить обращение к ГФС на правительственном контакт-центре по телефону 1545.
Можно представить себе ситуацию, когда наличных нет, а нужно срочно купить лекарство или подарок перед отъездом в другой город (страну). Тогда теоретически можно попытаться взыскать через суд с магазина ущерб или упущенную выгоду. Судебный сбор по делам о защите прав потребителей не взимается. Но для этого придется собрать доказательную базу и заниматься судебной тяжбой.
Аналогичные правила действуют и в Сети. Покупки через интернет регламентируются Гражданским кодексом, законом «О защите прав потребителей», а также специальным законом «Об электронной коммерции».
Покупка товаров в интернете от обычной купли-продажи практически ничем не отличаются. Требования о предоставлении информации о своей хоздеятельности идентичны требованиям к продавцам, которые не занимаются электронной коммерцией, что позволяет покупателю оспаривать неправомерные действия продавца в судебном порядке в случае возникновения спора.
Доказательством оплаты в случае купли-продажи через интернет будет электронный документ, квитанция, товарный или кассовый чек, билет, талон или другой документ, подтверждающий факт получения средств, с указанием даты осуществления расчета.
Права потребителя при онлайн торговле имеют небольшие преимущества перед обычной торговлей, к примеру потребитель имеет право расторгнуть договор в течении 14 дней как при условии, что товар качественный так и при условии, что нет (в обычной торговле вначале предусмотрен только ремонт). Однако реализовать эти права на практике значительно сложнее чем в обычном магазине из-за несовершенства работы госорганов и законодательства в этой сфере.
Источник: http://hvylya.net/
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 7