Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Бухгалтерский учет в Украине: как будут воплощаться европейские стандарты

12.10.2017

Подписав договор об ассоциации с Евроcоюзом, Украина четко заявила о своем внешнем вектор экономического и социального развития. И взяла при этом на себя ряд дополнительных обязательств по гармонизации отечественного законодательства с европейским. Среди них - имплементация положений Директивы 2013/34/ЕС от 26 июня 2013 года «О ежегодной финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанные с ними отчеты определенных типов компаний».

Потребность в принятии Директивы № 2013/34/ЕС, которая частично дублирует положения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), связана с тем, что не все предприятия государств - членов ЕС перешли на МСФО (во многих странах существуют национальные бухгалтерские стандарты). Вместе с тем, несмотря на длительные экономико-интеграционные процессы в самом Евросоюзе, потребность в применении единых правил для подготовки финансовой отчетности только растет.

На прошлой неделе, 5 октября, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом закон о приведении бухгалтерского учета в Украине к стандартам Европейского союза. За принятие Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине (относительно усовершенствования некоторых положений)» № 4646-д проголосовали 253 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов.

Основные положительные негативные моменты закона

Плюсы

Новая градация и терминология. В законе установлены критерии отнесения предприятий к микропредприятий, малых, средних и крупных предприятий, а также усовершенствован порядок представления финансовой отчетности в едином электронном формате и ее обнародования вместе с аудиторским заключением.

Вводятся новые термины: субъекты общественного интереса, чистый оборот, материнская компания, «дочернее предприятие», «аффилированные предприятия», «расходы», «доходы», «отчетный период», «отчет о платежах в пользу государства», «отчет об управлении »,« собственный капитал »,« таксономия финансовой отчетности »и« чистый доход от реализации продукции »и другие.

Кого касается? В общем директива 213/34/ЕС предусматривает дополнительные обязанности по подготовке отчетной документации субъектов хозяйствования с целью повышения их прозрачности. Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия обязаны не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме). Ранее такое предполагалось только для финансовых компаний, как особые требования Нацкомфинуслуг.

Минусы

Несмотря на наличие, казалось бы, положительных для отечественного законодательного поля сдвигов, в документе можно увидеть ряд несогласованных между собой и с другими нормативными актами моментов. В частности, в законе используются выражения, которые не несут надлежащей правовой нагрузки и допускают неоднозначное толкование ( «риски и неопределенности его деятельности и т.д.»).

Дублирования полномочий. Не соответствуют требованиям изложения правовых норм положения статьи 6 закона о распределении компетенции в сфере методологического обеспечения бухгалтерского учета, которые допускают дублирование полномочий и несогласованность действий государственных органов. Это противоречит статье 19 Конституции Украины, согласно которой органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены законами.

Регламентные противоречия. Критерии отнесения предприятий к микропредприятий, малых, средних или крупных предприятий противоречат статье 55 Хозяйственного кодекса Украины. Вместо изменений в указанную статью, в «Заключительных и переходных положениях» нового закона содержится поручение Кабинету министров подготовить такие изменения. А это противоречит конституционному принципу верховенства права и части восьмой статьи 90 Регламента Верховной Рады Украины, согласно которой если для реализации положений представленного законопроекта после его принятия необходимы изменения в другие законы, такие изменения должны излагаться в разделе "Переходные положения" этого законопроекта или в одновременно внесенном его инициатором отдельном законопроекте.

Нехватка времени на подготовку. Этот закон вступает в силу с 1 января 2018 года, при этом в переходных положениях есть задача Кабинета министров в течение шести месяцев выполнить ряд подготовительных действий для внедрения этого закона, хотя до начала 2018 осталось менее шести месяцев.

Бюджетные противоречия. Хотя и прописано, что «Закон распространяется ... на операции по выполнению государственного и местных бюджетов и составления финансовой отчетности об исполнении бюджетов с учетом бюджетного законодательства», но он не согласуются с некоторыми нормами Бюджетного кодекса Украины.

Отсутствие ясности. Ряд положений закона не отвечает конституционным принципам верховенства права, определению Украина правовым государством (статьи 1 и 8 Конституции Украины) и не учитывает правовой позиции Конституционного Суда Украины. Напомним, в решениях КСУ неоднократно отмечалось, что определяющими элементами верховенства права являются принципы правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение. А положения законодательства, сформулированные с нарушением этого принципа, дают основания для произвольных толкований законодательных норм, усложняющих их правильное применение, а также создают почву для нарушения прав участников правоотношений.

Выводы

В целом это очень правильный документ, соответствующий политическом направлении государства. Но обидно, что он в некоторых довольно важных фундаментальных местах недоработанный. Возникает вопрос - почему? Если это результат нехватки времени, то хватит на приведение всего законодательства с требованиями этого закона даже «гарантированных» шести месяцев?

Процесс имплементации Украиной упомянутой Директивы ЕС требует определенного времени для внесения изменений в действующее национальное законодательство. Эти изменения неотвратимы в контексте евроинтеграции и законодательной гармонизации. Поэтому лицам, которые отвечают за составление и представление отчетности, управляющим, владельцам уже сегодня стоит ориентироваться, в каком направлении изменится национальное регуляторное поле, чтобы вовремя принять необходимые управленческие решения.

Источник: https://mind.ua/

Читайте также:

Изменения в Закон о бухучете: кого касаются и что делать

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
20.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят Закон о возобновлении течения исковой давности Минфин обнародовал проекты профессиональных стандартов «Главный бухгалтер бюджетного учреждения» и «Бухгалтер бюджетного учреждения» ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплате...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
21.05.2025
Научные парки – новые возможности для бизнеса
Science City – это часть Стратегии цифрового развития инноваций WINWIN 2030, которая объединяет науку, образование и бизнес. Министерство образования и науки совместно с Министерством цифровой трансформации разрабатывают новый правовой режим Science City, преследующий цель трансформировать нау...
21.05.2025
Каким был финансовый рынок в 2024 году: отчет НБУ
Основное внимание регулятор уделяет прежде всего системно важным и важным субъектам инфраструктуры финансового рынка, нарушение непрерывности деятельности которых может быть источником системного риска. Национальный банк, соблюдая принципы прозрачности выполнения функции с оверсайта, опубликовал оче...
21.05.2025
ГНС не удалось решить проблему роста остатка невозмещенных сумм НДС
Больше по теме: Вопросы об НДС: обзор письма ГНС Импорт товаров и основных средств: особенности уплаты НДС и отражение права на налоговый кредит К сожалению, финансовым органам не удалось решить проблему роста остатка невозмещенных сумм НДС. Рост продолжился. В январе – апреле 2025 года нал...
Лучшие материалы