Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Бухгалтерский учет в Украине: как будут воплощаться европейские стандарты

12.10.2017

Подписав договор об ассоциации с Евроcоюзом, Украина четко заявила о своем внешнем вектор экономического и социального развития. И взяла при этом на себя ряд дополнительных обязательств по гармонизации отечественного законодательства с европейским. Среди них - имплементация положений Директивы 2013/34/ЕС от 26 июня 2013 года «О ежегодной финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанные с ними отчеты определенных типов компаний».

Потребность в принятии Директивы № 2013/34/ЕС, которая частично дублирует положения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), связана с тем, что не все предприятия государств - членов ЕС перешли на МСФО (во многих странах существуют национальные бухгалтерские стандарты). Вместе с тем, несмотря на длительные экономико-интеграционные процессы в самом Евросоюзе, потребность в применении единых правил для подготовки финансовой отчетности только растет.

На прошлой неделе, 5 октября, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом закон о приведении бухгалтерского учета в Украине к стандартам Европейского союза. За принятие Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине (относительно усовершенствования некоторых положений)» № 4646-д проголосовали 253 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов.

Основные положительные негативные моменты закона

Плюсы

Новая градация и терминология. В законе установлены критерии отнесения предприятий к микропредприятий, малых, средних и крупных предприятий, а также усовершенствован порядок представления финансовой отчетности в едином электронном формате и ее обнародования вместе с аудиторским заключением.

Вводятся новые термины: субъекты общественного интереса, чистый оборот, материнская компания, «дочернее предприятие», «аффилированные предприятия», «расходы», «доходы», «отчетный период», «отчет о платежах в пользу государства», «отчет об управлении »,« собственный капитал »,« таксономия финансовой отчетности »и« чистый доход от реализации продукции »и другие.

Кого касается? В общем директива 213/34/ЕС предусматривает дополнительные обязанности по подготовке отчетной документации субъектов хозяйствования с целью повышения их прозрачности. Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия обязаны не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме). Ранее такое предполагалось только для финансовых компаний, как особые требования Нацкомфинуслуг.

Минусы

Несмотря на наличие, казалось бы, положительных для отечественного законодательного поля сдвигов, в документе можно увидеть ряд несогласованных между собой и с другими нормативными актами моментов. В частности, в законе используются выражения, которые не несут надлежащей правовой нагрузки и допускают неоднозначное толкование ( «риски и неопределенности его деятельности и т.д.»).

Дублирования полномочий. Не соответствуют требованиям изложения правовых норм положения статьи 6 закона о распределении компетенции в сфере методологического обеспечения бухгалтерского учета, которые допускают дублирование полномочий и несогласованность действий государственных органов. Это противоречит статье 19 Конституции Украины, согласно которой органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены законами.

Регламентные противоречия. Критерии отнесения предприятий к микропредприятий, малых, средних или крупных предприятий противоречат статье 55 Хозяйственного кодекса Украины. Вместо изменений в указанную статью, в «Заключительных и переходных положениях» нового закона содержится поручение Кабинету министров подготовить такие изменения. А это противоречит конституционному принципу верховенства права и части восьмой статьи 90 Регламента Верховной Рады Украины, согласно которой если для реализации положений представленного законопроекта после его принятия необходимы изменения в другие законы, такие изменения должны излагаться в разделе "Переходные положения" этого законопроекта или в одновременно внесенном его инициатором отдельном законопроекте.

Нехватка времени на подготовку. Этот закон вступает в силу с 1 января 2018 года, при этом в переходных положениях есть задача Кабинета министров в течение шести месяцев выполнить ряд подготовительных действий для внедрения этого закона, хотя до начала 2018 осталось менее шести месяцев.

Бюджетные противоречия. Хотя и прописано, что «Закон распространяется ... на операции по выполнению государственного и местных бюджетов и составления финансовой отчетности об исполнении бюджетов с учетом бюджетного законодательства», но он не согласуются с некоторыми нормами Бюджетного кодекса Украины.

Отсутствие ясности. Ряд положений закона не отвечает конституционным принципам верховенства права, определению Украина правовым государством (статьи 1 и 8 Конституции Украины) и не учитывает правовой позиции Конституционного Суда Украины. Напомним, в решениях КСУ неоднократно отмечалось, что определяющими элементами верховенства права являются принципы правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение. А положения законодательства, сформулированные с нарушением этого принципа, дают основания для произвольных толкований законодательных норм, усложняющих их правильное применение, а также создают почву для нарушения прав участников правоотношений.

Выводы

В целом это очень правильный документ, соответствующий политическом направлении государства. Но обидно, что он в некоторых довольно важных фундаментальных местах недоработанный. Возникает вопрос - почему? Если это результат нехватки времени, то хватит на приведение всего законодательства с требованиями этого закона даже «гарантированных» шести месяцев?

Процесс имплементации Украиной упомянутой Директивы ЕС требует определенного времени для внесения изменений в действующее национальное законодательство. Эти изменения неотвратимы в контексте евроинтеграции и законодательной гармонизации. Поэтому лицам, которые отвечают за составление и представление отчетности, управляющим, владельцам уже сегодня стоит ориентироваться, в каком направлении изменится национальное регуляторное поле, чтобы вовремя принять необходимые управленческие решения.

Источник: https://mind.ua/

Читайте также:

Изменения в Закон о бухучете: кого касаются и что делать

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
14.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят новый закон об организации трудовых отношений в условиях военного положения Обновлен Справочник условных кодов товаров Аванс и зарплата: сроки выплаты ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 06.10.2025 Обновлен перечень код...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
17.10.2025
С начала года ГНС провела 24 тысячи фактических проверок в сфере оборота табака и алкоголя: на чем концентрируется служба
Среди вопросов, на которых в первую очередь концентрируется ГНС: цифровизация, налоговая медиация, трансфертное ценообразование и аграрный сектор, международное сотрудничество. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Проведение внеплановой проверки в связи с требованием налогоплател...
17.10.2025
Какие реформы ожидают управление жилищным фондом
Реформа должна обеспечить безопасное, энергоэффективное и продолжительное содержание жилья.  Больше по теме: Может ли предприниматель-единщик управлять жилым домом? Реформа должна обеспечить безопасное, энергоэффективное и продолжительное содержание жилья.  В Киеве состоялся Всеукраински...
16.10.2025
Комитет Верховной Рады по экономике представил обновленный каталог «Украинская техника для общин»
Каталог «Украинская техника для общин» создан в рамках политики развития украинских производителей «Сделано в Украине» в сотрудничестве с Федерацией работодателей Украины, Ассоциацией городов Украины и Министерством экономики, окружающей среды и сельского хозяйства «Укр...
Лучшие материалы