13 % годовых: НБУ сохранил учетную ставку
Правление НБУ приняло решение оставить учетную ставку на уровне 13 %. Данное решение в сочетании с поддержанием устойчивости валютного рынка позволит сохранить контроль над инфляционными ожиданиями, замедлить инфляцию в следующем году и в дальнейшем вернуть ее к цели 5 %.
В последние месяцы инфляция ожидаемо росла, но несколько более быстрыми темпами, чем прогнозировалось
В сентябре инфляция ускорилась до 8,6 % в годовом исчислении и, по оценкам НБУ, в дальнейшем росла в октябре. Ужесточение ценового давления во втором полугодии 2024 года было ожидаемым и предусматривалось предварительными прогнозами НБУ (Инфляционные отчеты за январь, апрель и июль 2024 года). В то же время рост показателей как потребительской, так и базовой инфляции (7,3 % г/г в сентябре) оказался выше прогнозируемого.
Весомый вклад в такую динамику имело удорожание продовольственных товаров в результате худших, чем ожидалось, урожаев различных сельскохозяйственных культур и связанного с этим роста стоимости сырья для пищевой промышленности. Ускорение инфляции также обусловливалось дальнейшим увеличением производственных расходов, в том числе электроэнергии и оплаты труда, и курсовыми эффектами вследствие ослабления гривни в предыдущие периоды.
Несмотря на рост инфляции за последние месяцы, инфляционные ожидания экономических агентов оставались достаточно устойчивыми и контролируемыми, хотя и маржинально ухудшились.
Ценовое давление будет сохраняться в последующие месяцы, однако весной 2025 года инфляция начнет замедляться
В последующие месяцы ценовое давление сохраняется из-за дальнейшего влияния факторов со стороны предложения продовольственных товаров, расширения бюджетных расходов, высоких темпов роста заработных плат и увеличения энергодефицита во время отопительного сезона. В результате инфляция достигнет 9,7 % к концу 2024 года.
В то же время весной 2025 года инфляция начнет снижаться. Замедлению темпов роста цен в следующем году будет способствовать взвешенная монетарная политика НБУ, ослабление внешнего ценового давления, улучшение ситуации в энергосекторе и увеличение урожаев. Прогноз НБУ предусматривает снижение инфляции до 6,9 % в конце 2025 года и ее приведение к цели 5 % в 2026 году.
Рост экономики продолжается, хотя и остается ограниченным из-за влияния войны
Волны атак россии на энергетическую инфраструктуру, оживление миграции и нехватка трудовых ресурсов тормозили восстановление экономики, однако реальный ВВП в дальнейшем рос – как во II, так и в III кварталах 2024 года. Причем меньше, чем ожидалось, дефицит электроэнергии и несколько более высокие урожаи ранних зерновых культур позволили НБУ повысить прогноз роста реального ВВП в 2024 году – до 4 %.
Значительные бюджетные стимулы, подкрепленные существенными объемами международного финансирования, увеличение доходов домохозяйств, а также наращивание выпуска в растениеводстве и устойчивый внешний спрос, будут способствовать дальнейшему росту украинской экономики – на 4,3–4,6 % в 2025–2026 годах.
Неопределенность по объемам международной помощи снизилась. Благодаря достаточным объемам внешней поддержки правительство сможет и дальше финансировать значительные расходы бюджета, а НБУ – обеспечивать устойчивость валютного рынка
В октябре МВФ выделил Украине очередной транш в размере 1,1 млрд долл. США по результатам пятого пересмотра программы расширенного финансирования (EFF). Около 300 млн долл. США льготное финансирование поступило от Канады. До конца года ожидается поступление более 15 млрд долл. США, из которых 4,8 млрд долл. США – по программе SPUR с Всемирным банком при поддержке финансирования США. Кроме того, достигнут значительный прогресс в подтверждении будущих объемов помощи. Международные партнеры существенно приблизились к предоставлению Украине безвозвратной ссуды, обеспеченной доходами от обездвиженных российских активов, объемом до 50 млрд долл. США в рамках программы Extraordinary Revenue Acceleration (ERA) Loans.
Следовательно, международная поддержка Украины будет оставаться существенной. Учитывая ожидаемые поступления, НБУ улучшил предположение о внешней финансовой помощи на 2024–2026 годы. Ожидается, что в текущем году общая сумма международного финансирования достигнет 41,5 млрд долл. США, а в следующем – 38,4 млрд долл. США. Сохранение внешней поддержки вместе с достаточным объемом внутренних рыночных привлечений позволит правительству и дальше покрывать значительный дефицит бюджета без обращения к эмиссионному финансированию.
Со своей стороны, НБУ сможет поддерживать надлежащий уровень международных резервов для сохранения устойчивости валютного рынка. Их прогнозные объемы были пересмотрены в сторону повышения по сравнению с июльскими оценками – до 43,6 млрд долл. США и 41 млрд долл. США по итогам 2024 и 2025 годов соответственно.
Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается ход полномасштабной войны
Война продолжается. Соответственно сохраняются риски дальнейшего снижения экономического потенциала, в частности из-за потерь людей, территорий и производств. Скорость возврата экономики в нормальные условия функционирования будет зависеть от характера и продолжительности войны. Кроме того, российская агрессия и дальше генерирует следующие риски:
- возникновение дополнительных бюджетных нужд, прежде всего для поддержания обороноспособности;
- возможно дополнительное повышение налогов, что в зависимости от параметров может усиливать ценовое давление;
- дальнейшее повреждение инфраструктуры, прежде всего энергетической и портовой, что будет ограничивать экономическую активность и давить на цены со стороны предложения;
- углубление отрицательных миграционных тенденций и дальнейшее расширение дефицита рабочей силы на внутреннем рынке труда.
Сохраняется также риск усиления геополитической напряженности в мире на фоне войны на Ближнем Востоке, электоральных циклов в отдельных странах и попыток россии сформировать коалицию государств для конфронтации с демократическим миром.
В то же время сохраняется вероятность реализации ряда положительных сценариев, связанных, в частности, с последующим ускорением евроинтеграционных процессов и восстановительных работ в энергетике.
С целью поддержания устойчивости валютного рынка, приведения инфляции к цели в течение следующих лет и сохранения контроля за инфляционными ожиданиями Правление НБУ решило оставить учетную ставку на уровне 13 %
Учитывая, что пик инфляции еще не пройден, а проинфляционные риски на ближайшие месяцы даже усилились, НБУ считает целесообразным оставаться осторожным в процентной политике, а также принимать взвешенные меры для обеспечения устойчивости валютного рынка.
Для противодействия ценовому давлению НБУ с июля приостановил смягчение процентной политики. Это поддержало интерес к гривневым сбережениям, ставки по которым сейчас обеспечивают надлежащую защиту от инфляционного обесценения. В частности, осенью возобновился приток срочных депозитов населения в гривне, в дальнейшем увеличивались вложения в ОВГЗ в национальной валюте.
Политика защиты гривневых сбережений от инфляции и дальше будет способствовать ограничению давления на валютном рынке и сохранению международных резервов. Используя режим управляемой гибкости курса, НБУ будет компенсировать структурный дефицит валюты в частном секторе и сглаживать чрезмерные курсовые колебания. Курс будет умеренно колебаться в обе стороны, реагируя на изменение рыночных условий, что и дальше будет усиливать адаптивность валютного рынка и экономики. Динамика курса будет согласовываться с задачами НБУ по сохранению под контролем инфляционных ожиданий, замедлению инфляции в следующем году и возвращению к цели 5 % на горизонте политики.
В случае дальнейшей реализации проинфляционных рисков Национальный банк будет готов реагировать всеми имеющимися мерами монетарной политики
Обновленный прогноз НБУ предусматривает более длительное удержание учетной ставки на уровне 13 % – по меньшей мере, до лета 2025 года. В случае дальнейшего роста ценового давления сверх прогноза и угрозы разбалансирования инфляционных ожиданий НБУ будет готов усилить процентную политику и применять дополнительные монетарные меры.
Сохранение учетной ставки на уровне 13 % годовых утверждено решением Правления НБУ от 31.10.2024 № 391-рш «О размере учетной ставки», которое вступает в силу с 1 ноября 2024 года.
Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением НБУ этого решения, будут обнародованы 11 ноября 2024 года.
Следующее заседание Правления НБУ по вопросам монетарной политики состоится 12 декабря 2024 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
НБУ
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу