Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Установление совмещения по разным должностям

Практическая ситуация

На работника предприятия, который занимает должность юриста, хотят дополнительно возложить обязанности менеджера по персоналу. Возможно ли совмещение по таким разным должностям и как правильно его оформить?

Напомним, что Порядок совмещения профессий (должностей) определен ст. 105 КЗоТ и все еще действующим на сегодняшний день постановлением Совета Министров СССР от 04.12.1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее – Постановление № 1145).

Совмещение профессий (должностей) устанавливается без освобождения от основной работы и допускается на одном и том же предприятии, в учреждении, организации (далее – предприятие) при согласии работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения (п. 2 Постановления № 1145).

То есть такое совмещение может быть установлено по заявлению работника или на основании решения работодателя, утвержденного приказом, с которым работник ознакомлен и согласен.

Работникам, выполняющим на том же предприятии наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) без увольнения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 105 КЗоТ).

Чтобы правильно оформить совмещение, в штатном расписании предприятия должна быть вакансия. Конечно, совмещение устанавливается при условии, что работник имеет достаточно опыта и определенную квалификацию, позволяющую ему качественно выполнять как основную, так и совмещаемую работу.

Совмещение может устанавливаться на определенный срок или без ограничения срока.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре (ч. 2 ст. 105 КЗоТ). Если нет колдоговора, то решение о конкретном размере доплаты принимает работодатель в зависимости от сложности, характера, объема выполняемых работ, затрат основного рабочего времени

В приказе об установлении совмещения нужно указать размер доплаты и объем дополнительной работы (обязанностей), которую должен выполнять работник.

Внимание! Совмещение не является отдельным трудовым договором (в отличие от совместительства), поэтому в табеле учета рабочего времени работник отдельно не отмечается.

Таким образом, совмещение допускается при согласии работника, если работодатель считает целесообразным установить такое совмещение по соответствующей должности и имеет основания считать, что работник справится с выполнением основных и дополнительных обязанностей.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
16.10.2025
Пребывание в командировке: как подтвердить фактическое количество дней
Требование о наличии одного или нескольких документальных доказательств пребывания лица в командировке часто является проблемой для бухгалтера. Особую остроту она приобретает, если работник направляется в командировку на автомобиле. Ведь в таком случае может не быть никаких документов, подтверждающи...
30.09.2025
Варианты действий работодателя при повреждении предприятия
В статье рассмотрены 7 возможных вариантов действий работодателя в случае повреждения или уничтожения предприятия. Война всегда приводит к разрушительным последствиям, в частности и к повреждению предприятий или их производственных помещений. В связи с этим работники не могут выполнять свои трудовые...
18.09.2025
Увольнение в связи с переводом работника на другое предприятие или переходом на выборную должность
Расторжение трудового договора по п. 5 ст. 36 КЗоТ происходит по двум отдельным основаниям, а именно: 1) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию; 2) переход работника на выборную должность. В статье рассмотрим условия и порядок увольнения работника по ...
Популярное
01.08.2025
Военное положение продлено: что нужно знать кадровику?
Продлено военное положение и мобилизация сроком на 90 суток: с 8 августа до 05:29 5 ноября 2025 года. Рассмотрим особенности организации трудовых отношений в условиях военного положения с учетом изменений в законодательстве. Продлено военное положение и мобилизация сроком на 90 суток: с 8 ...
31.07.2025
Нормы продолжительности рабочего времени – 2025
Нормы продолжительности рабочего времени в последние годы рассчитывают с учетом военного положения, срок действия которого пока продлен по 05:29 05.11.2025 (соответствующий Указ Президента утвержден Законом от 15.07.2025 № 4524-ІХ). Рассчитанные нормы продолжительности рабочего времени в условиях во...
10.09.2025
Имеет ли право работник отказаться от командировки?
Да, работник имеет право отказаться от поездки в командировку, но только в следующих случаях. Работник отказывается от командировки: возможно ли Да, работник имеет право отказаться от поездки в командировку, но только в следующих случаях. 1. Он относится к категории работников, которых запрещено н...
Новое
20.10.2025
Увольнение работника, который болеет свыше четырех месяцев подряд
В статье выясняем, допускается ли увольнение работника, который болеет свыше четырех месяцев, но листки нетрудоспособности выданы по разным страховым случаям. Практическая ситуация Работник болеет свыше четырех месяцев подряд, но это листки нетрудоспособности выданы по разным страховым случаям. Доп...
16.10.2025
Пребывание в командировке: как подтвердить фактическое количество дней
Требование о наличии одного или нескольких документальных доказательств пребывания лица в командировке часто является проблемой для бухгалтера. Особую остроту она приобретает, если работник направляется в командировку на автомобиле. Ведь в таком случае может не быть никаких документов, подтверждающи...
09.10.2025
Увольнение работницы во время отпуска по уходу за ребёнком и компенсация за неиспользованный дополнительный социальный отпуск
Ищем решения для практической ситуации, когда работница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, решила уволиться. Практическая ситуация Работница предприятия находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, но во время этого отпуска она решила уволиться по собств...
Лучшие материалы