Прежде всего отметим, что предприятия, имеющие статус критически важных для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период и получившие такой статус согласно Критериям и порядку, по которым осуществляется определение предприятий, учреждений и организаций, являющихся критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, а также критически важными для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других военных формирований в особый период, утвержденным постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76 (далее – Критерии и порядок № 76), и предприятия, относящиеся к объектам критической инфраструктуры, которым установлены категории критичности согласно Закону от 16.11.2021 № 1882-IX «О критической инфраструктуре» (далее – Закон № 1882), отличаются по своему статусу и нормативно-правовому обеспечению их деятельности.
В частности, к предприятиям, на которые возложено выполнение жизненно важных функций и/или предоставление услуг, нарушение которых приводит к негативным последствиям для национальной безопасности Украины, относятся предприятия в сфере: управления и предоставления важнейших публичных (административных) услуг, энергообеспечения (в том числе поставки тепловой энергии), водоснабжения и водоотведения, продовольственного обеспечения, здравоохранения, фармацевтической промышленности, изготовления вакцин, устойчивого функционирования биолабораторий, информационных услуг, электронных коммуникаций, финансовых услуг, транспортного обеспечения, обороны, государственной безопасности, правопорядка, осуществления правосудия, содержания под стражей, гражданской защиты населения и территорий, спасения, космической деятельности, космических технологий и услуг, химической промышленности, исследовательской деятельности и т. п. (ч. 4 ст. 9 Закона № 1882). Такие предприятия вносятся в Реестр объектов критической инфраструктуры согласно Порядку ведения Реестра объектов критической инфраструктуры, включения таких объектов в Реестр, доступа и предоставления информации из него, утвержденному постановлением КМУ от 28.04.2023 № 415.
Обращаем внимание! Некоторые предприятия могут одновременно иметь и статус критически важного для функционирования экономики согласно Критериям и порядку № 76, и статус объекта критической инфраструктуры в соответствии с Законом № 1882. |
Особенности установления и учета рабочего времени в период военного положения определены ст. 6 Закона от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее – Закон № 2136), которой, в частности, предусмотрена возможность увеличения нормальной продолжительности рабочего времени в период действия военного положения до 60 часов в неделю только для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры, определенных согласно Закону № 1882.
Вместе с тем ч. 8 ст. 6 Закона № 2136 установлено, что для несовершеннолетних работников, работающих на объектах критической инфраструктуры, увеличенная до 60 часов в неделю продолжительность рабочего времени в период военного положения не применяется.
Следовательно, для несовершеннолетних работников, в том числе тех, которые работают на предприятиях критической инфраструктуры и предприятиях, имеющих статус критически важных для функционирования экономики во время военного положения, должна быть установлена такая продолжительность рабочего времени:
Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 51 КЗоТ для лиц соответствующего возраста (об особенностях трудоустройства несовершеннолетних см. статью «Особенности трудоустройства несовершеннолетних»).