Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату
Один из наиболее острых вопросов, который в настоящее время волнует работодателей, – бронирование работников. А особенно задевает неопределенность с расчетом средней зарплаты! В официальных разъяснениях – одно, на практике – другое, а нормативные документы данный вопрос не регулируют! Что не так в эпопее с определением средней зарплаты и как при таких обстоятельствах лучше действовать, выясним в данном материале.
Зарплатные критерии в бронировании
1. Зарплата в целом по предприятию.
Для того чтобы предприятие (учреждение, организацию) признали критически важным для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, нужно обеспечить соответствие как минимум трем требованиям (для определенных работодателей – двум требованиям, об этом немного далее) из перечисленных в п. 2 Критериев и порядка, по которым осуществляется определение предприятий, учреждений и организаций критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, а также критически важными для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, прочих военных формирований в особый период, утвержденных постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76 (далее – Постановление № 76, Критерии № 76).
Одно из этих условий – размер начисленной средней заработной платы застрахованных лиц – работников предприятия (учреждения, организации) за последний календарный квартал должен быть не ниже размера минимальной зарплаты, умноженной на коэффициент 2,5 (т. е. сейчас и в следующем году – 20 000 грн), что подтверждается справкой, предоставленной предприятием (учреждением, организацией).
А благодаря изменениям, вступившим в силу с 23 ноября 2024 года, указанный зарплатный критерий сделали обязательным для выполнения – собственно, как и критерий об отсутствии задолженности по налогам и ЕСВ (абзац второй п. 3 Критериев № 76). Соответственно, как бы там не складывалось у работодателя с другими требованиями, а зарплатный критерий необходимо будет выполнить – без него «критичность» не предоставят.
Исключение из всего сказанного предусмотрели для государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) принадлежат государству или находятся в коммунальной собственности, и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) которых принадлежат хозяйственным обществам, доля государства или коммунальной собственности в которых составляет 100 %. Для этих субъектов размер начисленной средней заработной платы застрахованных лиц за последний календарный квартал должен быть не меньше размера средней заработной платы в регионе за IV квартал 2021 года согласно данным Госстата. И при этом зарплатный критерий и критерий об отсутствии задолженности по налогам и ЕСВ обязательными для них не стали (см. формулировку абзаца второго п. 3 Критериев № 76)!
Также учитывайте, что для определенных предприятий достаточно соблюдать всего два, а не три требования (но формально условия относительно зарплаты и отсутствия налоговой задолженности для них все-же также будут обязательными).
Речь идет:
- предприятиях, учреждениях и организациях топливно-энергетического комплекса, управителях многоквартирных домов – юрлиц (субъектов хозяйствования), казенных предприятиях пробирного контроля и предприятиях, учреждениях, организациях, которые обеспечивают предоставление услуг и выполнение работ по эксплуатации и комплексному обслуживанию имущества органов госвласти;
- предприятиях, учреждениях и организациях, которые осуществляют деятельность в сфере здравоохранения, социальной защиты (с включением в Реестр предоставителей и получателей социальных услуг), ветеринарной медицины, образования и науки, физической культуры и спорта и относятся к государственной или коммунальной форме собственности с включением в Реестр неприбыльных учреждений и организаций или содержатся за счет средств государственного или местного бюджета, или предоставляют населению бесплатные услуги, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения, на постоянной основе;
- линейных аудиовизуальных медиа, которые осуществляют эфирное наземное многоканальное (цифровое) телевизионное вещание с использованием радиочастотного ресурса, программное наполнение которого состоит преимущественно из информационных и/или информационно-аналитических передач, или которые привлечены к системе оповещения, и их аффилированных лицах, а также государственных и коммунальных заведениях культуры;
- предприятиях, учреждениях и организациях, которые осуществляют международные перевозки пассажиров и/или грузов, предприятиях, учреждениях и организациях, которые осуществляют перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования и/или грузов, перевозчиках городского электрического транспорта.
2. Зарплата забронированного работника.
Здесь внимание на абзац третий п. 8 Порядка бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время, утвержденного Постановлением № 76 (далее – Порядок № 76). Согласно его нынешней редакции военнообязанным работникам критически важных предприятий, критически важных учреждений, которые включаются в списки, должна быть начислена ежемесячная заработная плата в течение срока, на который предоставлена отсрочка от призыва на военную службу во время мобилизации и на военное время, не ниже размера минимальной зарплаты, умноженной на коэффициент 2,5, то есть 20 000 грн. От этого требования освобождаются государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) принадлежат государству или находятся в коммунальной собственности, и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых принадлежат хозяйственным обществам, доля государства или коммунальной собственности в которых составляет 100 %, а также резиденты Дія Сіті.
Такая формулировка внесена с 30.11.2024 г. постановлением КМУ от 29.11.2024 № 1362 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 27 января 2023 г. № 76 и от 22 ноября 2024 г. № 1332» (далее - Постановление № 1362).
К тому же, со вступлением в силу упомянутого Постановления № 1362, в п. 61 Критериев № 76 должно появиться довольно неприятное правило: предприятия, учреждения, организации, которым отменен статус критически важных для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период в связи с невыполнением требований, определенных в абзаце третьем п. 8 Порядка № 76 (из-за несоблюдения требования к размеру зарплаты забронированного работника), не могут быть определены критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период раньше, чем через шесть месяцев после отмены указанного статуса.
Как исчислять среднюю зарплату по предприятию
Конечно, каждому работодателю хотелось бы услышать единый правильный, нормативно обоснованный алгоритм, к которому бы никто не мог придраться. Но, как ни досадно, пока о такой «роскоши» речь не идет.
В феврале 2023 года Минэкономики предложило, такой способ определения средней зарплаты для подтверждения «критичности»: сумму начисленного фонда оплаты труда штатных и внештатных работников наемных разделить на их среднее количество в эквиваленте полной занятости за соответствующий период (при этом лиц, которые выполняли работы по ГПД, не учитывать). Это указание звучит в унисон с последним абзацем п. 1.8 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286, где сказано, что для определения среднего уровня заработной платы используется показатель среднеучетного количества всех работников в эквиваленте полной занятости. Но применение такого показателя по «бронировочному» делу ну явно пробуксовывает! Дело в том, что сравнивать среднюю зарплату по предприятию должны были со средней зарплатой по региону в IV квартале 2021 года по данным Госстата (в дальнейшем это сравнение станет актуальным только для государственных и коммунальных предприятий, но все равно и для обычных предприятий корректность исчисления в эквиваленте полной занятость вызывает большие сомнения). А загвоздка в том, что Госстат определял показатель средней зарплаты в расчете на одного штатного работника. А величину средней зарплаты, рассчитанную в эквиваленте полной занятости, Госстат не обнародовал! Так неужели же можно сравнивать два несопоставимых показателя?! Это как сравнивать метры с килограммами! Но работодатели, привыкшие беспрекословно соблюдать указания госорганов, согласно этому разъяснению фиксировали в справке показатель средней зарплаты именно в эквиваленте полной занятости.
И все бы ничего, если бы не многочисленные случаи лишения статуса «критичности» именно из-за невыполнения зарплатного критерия – потому что, видите ли, исчисленный показатель средней зарплаты по предприятию не соответствует действительности. А как могли определить ваш показатель средней зарплаты в эквиваленте полной занятости, не пожаловав с проверкой? А никак! Потому что считали контролеры совершенно другой показатель – по данным объединенного Налогового расчета.
Так как же определить средний заработок по данным налоговой отчетности? Обратимся к п. 3.6 Методики проведения проверки общих положений налогового и другого законодательства Украины, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, утвержденной приказом ГНС от 09.06.2023 № 444. Там зафиксировано, что начиная с 01.01.2021 целесообразно определять общую сумму начисленного дохода наемным работникам в соответствии с данными ежеквартальных налоговых расчетов сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного ЕСВ как суммарное значение колонок 1, 2 и 3 (номер месяца в отчетном квартале) строки 1 «Нарахування доходу та єдиного внеску за найманих працівників у розрізі місяців звітного кварталу» (R0101G3 + R0101G4 + R0101G5). А среднее количество наемных работников определяется по данным ежеквартальных налоговых расчетов сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного ЕСВ (J05001), как суммарное значение колонок 1, 2 и 3 (номер месяца в отчетном квартале) строки 105 (R105G3 + R105G4 + R105G5) за все отчетные кварталы года, поделенное на количество месяцев, за которые заполнены строки R105G3, R105G4 и R105G5 в представленной ежеквартальной отчетности.
Кстати, указанный подход согласуется с тем, что в пп. 6 п. 2 Критериев № 76 использована формулировка «средней заработной платы застрахованных лиц – работников».
Учитывая это, перед работодателями вырисовался следующий алгоритм расчета показателя средней зарплаты по данным объединенного Налогового расчета.
Шаг 1. Из основной таблицы отчета за последний квартал сложить помесячные цифры из колонок 1, 2 и 3 строки «Загальна сума нарахованого доходу (р. 1.1 + р. 1.2 + р. 1.3 + р. 1.4 + р. 1.5». Полученный суммарный квартальный заработок (точнее, это будет подЕСВшный доход) делим на 3 – получим средний показатель заработка за месяц по предприятию.
Шаг 2. Суммируем помесячные показатели в колонках 1, 2 и 3 по строке 105 «Кількість застрахованих осіб у звітному періоді, яким нараховано заробітну плату/ (крім осіб, яким у звітному періоді нараховано грошове забезпечення)» и результат делим на 3, – получаем среднемесячное количество застрахованных лиц в определенном квартале.
Шаг 3. Делим среднемесячную зарплату (из шага 1) на среднемесячное количество застрахованных лиц (из шага 2).
Разумеется, данный подход не безукоризненный, ведь, в частности, оперирует показателями, включающие информацию о лицах, которые выполняли работы или предоставляли услуги по гражданско-правовым договорам (ГПД). Но, по крайней мере, учет доходов хоть как-то балансировался учетом количества таких лиц.
В свете этого мы ожидали уже новое, актуальное разъяснению, в котором компетентное ведомство высказалось бы относительно исчисления средней зарплаты по данным объединенного Налогового расчета. И вот недавно увидело свет письмо Минэкономики от 11.12.2024 № 2704-25/89101-01 И, к сожалению, утешение от этого оказалось небольшим... Вот какой алгоритм в нем предложен: «Расчет средней заработной платы рекомендуем осуществлять <…> путем деления суммы строк 1.1 «сума нарахованої заробітної плати», 1.3 «сума оплати перших п’яти днів тимчасової непрацездатності, що здійснюється за рахунок коштів платників податків», 1.4 «сума допомоги по тимчасовій непрацездатності, яка виплачується за рахунок коштів Пенсійного фонду України» на строку 105 «Кількість застрахованих осіб у звітному періоді, яким нараховано заробітну плату».
Как видим, в отличие от изложенного выше подхода, следует учитывать только зарплату и больничные, а вот вознаграждения за работы и услуги по ГПД и пособие по беременности и родам остаются «за бортом» расчета. Но проблема в том, что в составе показателя строки 105, на который мы должны делить, фигурируют все застрахованные лица, которым начисляли выплаты, в том числе и ГПД-шники! А значит, получаем необоснованно заниженный показатель средней зарплаты! Возможно, этот нюанс просто случайно остался вне поля зрения специалистов Минэкономики (особенно, учитывая что название строки 105 «Кількість застрахованих осіб у звітному періоді, яким нараховано заробітну плату» не соответствует ее наполнению).
Как бы там ни было, но очень надеемся, что на этот нюанс обратят внимание и проблема будет оперативно решена. В частности, определить количество лиц, работающих по ГПД для исключения их из расчета средней зарплаты, можно было бы, сделав выборку из Приложения 1 по кодам категории застрахованного лица «26». Разумеется, если по ГПД никто не работает и декретниц нет или же если учет их количества все равно дает достаточный показатель средней зарплаты, можно не беспокоиться.
Бесспорно, оптимальным выходом из данной ситуации должно было бы стать надлежащее нормативное урегулирование – чтобы черным по белому прописали, как работодателям определять среднюю зарплату для подтверждения «критичности».
Продление ранее полученной «критичности»
Обращаем внимание на норму, которая заработала благодаря Постановлению № 1362: решение о признании предприятий, учреждений, организаций критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, а также критически важными для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других воинских формирований в особый период, которые действуют по состоянию на 1 декабря 2024 года, сохраняют свое действие в течение срока, на который они приняты, но не дольше, чем до 28 февраля 2025 года.
Также в силе правило: срок действия решений по признанию предприятий, учреждений, организаций критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, а также критически важными для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других воинских формирований в особый период, которые действуют по состоянию на 23.11.2024, но срок действия которых истекает до 30 ноября 2024 года (включительно), продлевается до 31 декабря 2024 года (пп. 5 п. 2 постановления КМУ от 22.11.2024 № 1332 «Некоторые вопросы бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время»).
Комментарии к материалу