Трудовые отношения с директором
Трудовые отношения с директором предприятия, учреждения, организации (далее – предприятие) – один из наиболее проблемных вопросов. Ведь руководитель – это ключевое лицо в компании и его полномочия стоят на грани корпоративного и трудового законодательства. Кроме того, законодательством четко не определены его права и обязанности, и по этому поводу есть разные мнения как у компетентных органов, так и у судов. Наиболее распространенные вопросы по трудовым отношениям с руководителем рассмотрим в статье.
Какими могут быть правоотношения с директором?
Руководить предприятием может как сам собственник (учредитель), так и наемный работник, что предусмотрено статьями 65 и 128 Хозяйственного кодекса (далее – ХК).
Если руководитель – учредитель, то правоотношения, как правило, являются корпоративными, то есть без заключения трудового договора. В таком случае учредитель исполняет не трудовые обязанности директора, а только управленческие функции, предусмотренные уставом предприятия.
В решении Конституционного суда Украины от 12.01.10 г. № 1-рп/2010 сказано, что реализация участниками общества корпоративных прав на участие в его управлении путем принятия компетентным органом решений об избрании, устранении, отстранении, отзыве членов исполнительного органа этого объединения касается также наделения или лишения их полномочий на управление обществом. Такие решения уполномоченного на это органа должны рассматриваться не в рамках трудовых, а в рамках корпоративных правоотношений, возникающих между обществом и лицами, которым доверены полномочия по управлению им.
Обратите внимание: если руководителем является учредитель, то на него не нужно разрабатывать должностную инструкцию, оформлять служебные командировки, отпуска, компенсировать ему расходы, оплачивать листки нетрудоспособности и т. п. Ведь эти документы могут свидетельствовать о факте трудовых правоотношений. И проверяющие будут квалифицировать такие правоотношения как скрытые, что может грозить предприятию штрафными санкциями.
Таким образом, директор может быть в одном из статусов:
- или как наемный работник, состоя в трудовых отношениях с предприятием;
- или как учредитель, и тогда полномочия его определяются уставом и нормами корпоративного права (ХК, Гражданским кодексом и т. п.).
Подчеркиваем, что никакие законодательные нормы не обязуют собственника предприятия заключать соглашение с самим собой, в том числе и трудовой договор.
Как правильно оформить трудовые отношения с директором?
Поскольку тема статьи – трудовые отношения с руководителем, то будем рассматривать именно этот вид правоотношений.
Руководитель предприятия является должностным лицом (ч. 3 ст. 65 ХК). Если директор – наемный работник, то в соответствии с трудовым законодательством его нужно обязательно трудоустроить (на это обращено внимание также в письме Минюста от 08.02.12 г. № 10-0-3-12/8.1).
Законодательством предусмотрена возможность заключения с директором трудового договора в форме контракта. Как известно, область применения трудового контракта определяется законами Украины (ч. 3 ст. 21 КЗоТ). В частности, контрактная форма трудового договора с руководителем предусмотрена ч. 4 ст. 65 ХК.
Таким образом, с наемным руководителем предприятия заключают трудовой договор – как правило, в форме контракта, в котором определяют срок найма, права, обязанности и ответственность, условия материального обеспечения, условия освобождения от должности, прочие условия по согласованию сторон.
Контракт может быть разработан индивидуально, но за основу берут Типовую форму контракта, утвержденную приказом Минтруда от 15.04.94 г. № 23.
Для приема директора на работу нужны следующие основные документы:
- заявление о приеме на работу на имя учредителей;
- приказ (распоряжение) о приеме на работу на должность директора;
- трудовой договор (контракт);
- трудовая книжка (до тех пор, пока полноценно не будет функционировать электронный реестр трудовой деятельности и сведения о таком работнике не будут внесены в него);
- военный билет (если лицо военнообязанно).
Обратите внимание, что с марта 2020 года уведомление о приеме на работу директора в ГНС уже не подается.
На основании решения общего собрания (решения собственников) о назначении директора, оформленного протоколом, издается приказ о приеме лица на работу. Издание приказа (распоряжения) о приеме на работу директора обязательно.
При назначении директора собранием учредителей приказ о вступлении на должность может издавать сам будущий директор, но лучше, чтобы об этом было сказано в протоколе собрания. Основанием для этого является протокол общего собрания.
Как правило, такой приказ подписывает директор, который увольняется, но так бывает не всегда по разным объективным причинам. Вообще, назначение директора – это прерогатива общего собрания (решения собственников). Поэтому, если руководствоваться нормами законодательства, подписывать такой приказ должен собственник или уполномоченный им орган. Ведь, как предусмотрено ст. 24 КЗоТ, работник может быть допущен к работе на предприятии по заключенному трудовому договору, оформленному приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа. Если у предприятия несколько собственников, такой приказ, по мнению автора, имеют право подписать все или один из них, например председатель общего собрания, глава наблюдательного совета. Поскольку эти особенности не предусмотрены законодательством, лучше определить такие полномочия уставом.
Существуют разные варианты формулировки содержания приказа о приеме на работу директора и его подписания. Бывает, что приказ подписывает одно и то же лицо дважды: как руководитель (который одновременно является собственником) и как наемный работник, ознакомленный с приказом. Часто директор (не являющийся собственником) сам назначает себя на должность. Также встречается, что негосударственное предприятие издает приказ о приеме на работу со следующей формулировкой: «Вступаю на посаду директора» или «Приступаю до виконання обов’язків директора». В таком случае приказ подписывается лично директором, а в трудовую книжку вносится запись: «Вступив на посаду директора» или «Приступив до виконання обов’язків директора». Такой подход, как и другие варианты, в целом имеет право на жизнь, поскольку данный вопрос не урегулирован законодательством.
Вопрос, кто подписывает контракт с директором с другой стороны, также неоднозначен. По мнению автора, здесь можно поступить по аналогии с визированием приказа, но лучше такие особенности определить внутренними документами предприятия.
Что касается заявления о приеме руководителя, то, по мнению автора, оно должно быть написано только на имя собственника (общего собрания). Но писать его отдельно при издании приказа об оформлении трудовых отношений нецелесообразно, поскольку непонятно, на чье имя его писать.
Образец 1
Образец приказа о назначении на должность директора
ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ДАХ» НАКАЗ 15.03.2021 м. Київ № 5-К Про призначення на посаду директора Бойченка О. І. ПРИЗНАЧИТИ БОЙЧЕНКА Олега Івановича на посаду директора ТОВ «ДАХ» з 16 березня 2021 р. з оплатою праці згідно зі штатним розписом. Підстави:
Власник (голова загальних зборів) Грецишин І. С. Грецишин |
По поводу записей в трудовой книжке заметим следующее.
Нормами п. 2.4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58 (далее – Инструкция № 58), предусмотрено, что все записи о приеме на работу вносятся в трудовую книжку работодателем после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Согласно п. 2.14 Инструкции № 58 сведения о работе следует вносить в трудовую книжку с формулировкой «принят» или «назначен».
Таким образом, в нашей ситуации в трудовую книжку вносится запись: «призначено на посаду директора підприємства». Существует мнение, что эту запись нужно продолжить еще и названием предприятия. Однако считаем, что это не обязательно, так как название предприятия указывается в шапке приказа.
Может ли директор работать по совместительству?
Работник имеет право реализовать свои способности к производительному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях (ч. 2 ст. 21 КЗоТ). Но при условии, что иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.
В целом ограничений по приему на должность директора по совместительству на предприятии негосударственной формы собственности законодательство не содержит. Поэтому, если таких ограничений нет и в локальных документах (например, в уставе) предприятия, его директор имеет право заключить трудовой договор по совместительству на другом предприятии, а то и несколько таких договоров. Директор негосударственного предприятия имеет право также работать по внутреннему совместительству, имея основное место работы на том же предприятии по другой должности или же наоборот.
В то же время, условия работы по совместительству работников государственных предприятий (учреждений, организаций) определяются КМУ (ст. 1021 КЗоТ). В частности, в п. 4 постановления КМУ от 03.04.93 г. № 245 «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» определено, что не имеют права работать по совместительству руководители государственных предприятий (учреждений и организаций), их заместители, руководители структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий и т. п.) и их заместители (за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности).
Такое же требование содержит и Положение об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденное совместным приказом Минтруда, Минюста, Минфина Украины от 28.06.93 г. № 43.
Кроме того, упомянутые нормативно-правовые акты распространяются не только на государственные, но и на коммунальные предприятия, учреждения и организации (письмо Минсоцполитики от 16.09.10 г. № 294/13/116-10).
Ограничение на совместительство (и совмещение с другими видами деятельности) также установлено для лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции».
Таким образом, ограничение на совместительство на законодательном уровне предусмотрено только для руководителей государственной, коммунальной собственности и не касается негосударственных предприятий таких ограничений нет.
Поэтому все права, обязанности и гарантии, определенные трудовым законодательством, в частности КЗоТ, коллективным (трудовым) договором и правилами внутреннего трудового распорядка негосударственного предприятия распространяются и на директора-совместителя.
Оформление трудовых отношений с директором-совместителем производится на тех же условиях, что и директора по основному месту работы, за исключением трудовой книжки, которая оформляется только по желанию работника.
Законодательством прямо не предусмотрено обязательное условие о письменной форме трудового договора в случае совместительства (т. е. достаточно приказа). Впрочем, с практической точки зрения, стоит заключать письменный договор, в частности в форме контракта. В большинстве случаев это оправданно – и работник, и предприятие будут иметь письменный документ, подтверждающий статус и обязательства директора и устанавливающий условия работы по совместительству, а именно продолжительность рабочего времени (дня, недели), график работы, условия увольнения с работы по совместительству, обязательства сторон по оплате труда, отдыху, предоставлению отпусков и т. п.
Имеет ли право директор на отпуск и прочие гарантии?
Да, если с ним заключен трудовой договор (контракт). Как сказано выше, в случае заключения трудового договора на директора распространяются все льготы и гарантии, предусмотренные законодательством о труде.
Оформление отпуска директору будет отличаться от оформления для обычных работников. Ведь возникает необходимость замещения директора, в частности для подписания документации. Если у директора есть заместитель, то нет вопросов – эти полномочия будет осуществлять заместитель директора (обычно это предусмотрено уставом). В таком случае заместитель не получает доплаты за исполнение полномочий директора.
На малых предприятиях, как правило, нет штатных заместителей. Поэтому возникают некоторые спорные моменты, в частности, по поводу подписания документов во время отпуска директора. Здесь возможен вариант возложения исполнения обязанностей директора на другое лицо по временному заместительству (образец 2).
Напомним, что временное заместительство предусмотрено по более ответственной должности и регламентируется разъяснением Госкомтруда СССР от 29.12.65 г. № 30/39 «О порядке оформления и оплаты временного заместительства» (далее – Разъяснение № 30/39). Это разъяснение на сегодняшний день имеет силу в соответствии с постановлением ВРУ от 12.09.91 г. № 1545-XII «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР»).
В случае временного заместительства исполнитель обязанностей на этот период освобождается от исполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором по основному месту его работы. В этом состоит отличие от исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.
Порядок оплаты временного заместительства (исполнения обязанностей временно отсутствующего работника) по более ответственной должности) необходимо определить в локальных документах предприятия, например в колдоговоре.
Как правило, работнику, который замещает, выплачивается разница между фактическим окладом и должностным окладом работника, которого он замещает. Так предусмотрено Разъяснением №30/39. Доплаты и надбавки, установленные работнику, который временно исполняет обязанности по более ответственной должности, выплачиваются в том размере, в котором выплачивались до назначения на временное заместительство (письмо Минсоцполитики от 21.07.11 г. № 590/13/84-11).
Подробнее читайте в материале «Временное замещение директора: пять практических ситуаций».
Также случается, что директор по определенным причинам не может (не желает) возлагать на другое лицо обязанности подписи документов во время своего отпуска.
По мнению автора, учитывая современное состояние диджитализации, директор, находясь где угодно, может подписывать документы, используя электронную (квалифицированную) цифровую подпись. В то же время, налоговики и инспекторы Гоструда отмечают, что это неправомерно, поскольку отпуск является гарантированным правом на отдых.
В частности, в письме Минсоцполитики от 17.10.16 г. № 376/06/186-16 сказано, что в период отпуска руководитель не может исполнять должностные обязанности, поскольку отпуск является формой отдыха, гарантируемого всем работникам согласно ст. 45 Конституции Украины. Но, как известно, письма носят рекомендательный характер, и, к тому же, Минсоцполитики не указывает, в какой законодательной норме есть такой запрет.
Однако никакие нормы законодательства прямо не предусматривают необходимости передавать полномочия на исполнение функций директора на период его отсутствия, а также тратить несколько минут на подписание документов. Кроме того, в таком случае также отсутствуют основания для наложения штрафных санкций.
Заметим, что единого четкого решения проблемы соотношения корпоративных полномочий руководителя и его полномочий как работника до сих пор нет, как и соответствующей судебной практики.
Поэтому в каждом случае лучше действовать в зависимости от ситуации. И если директор физически в состоянии подписывать документы во время отпуска и аргументировать свое мнение перед проверяющим, то он может и оставить за собой право подписи на время отпуска.
Обратите внимание, что по аналогии можно рассматривать и ситуацию с направлением директора в командировку.
Образец 2
Образец приказа о предоставлении отпуска директору
ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ДАХ» НАКАЗ 15.07.2021 м. Київ № 15-К Про надання відпустки директору Я, Бойко Олег Іванович, відбуваю у щорічну відпустку на 14 календарних днів з 16.07.2021 р. На період моєї відпустки надаю право підпису кадрової, бухгалтерської документації та договорів директору фінансовому Кличку Валерію Віталійовичу. Директор Бойченко О. І. Бойченко З наказом ознайомлений Кличко В. В. Кличко |
Можно ли перевести директора на неполное рабочее время и изменить ему заработную плату?
Изменение размера заработной платы и установление неполного рабочего времени считается изменением существенных условий труда согласно ст. 32 КЗоТ. Как известно, об изменении существенных условий труда необходимо предупреждать за два месяца.
В то же время, в соответствии со ст. 56 КЗоТ собственник или уполномоченный им орган может установить неполное рабочее время по заявлению работника, и в таком случае соблюдать двухмесячный срок предупреждения не нужно.
При неполном рабочем времени оплата труда будет осуществляться пропорционально отработанному времени. То есть зарплата будет меньшей. Возникает вопрос: как правильно оформить это и может ли директор сам себе установить такой режим работы? За ответом на данный вопрос, прежде всего, следует обратиться к контракту (трудовому договору) и к учредительным документам (уставу). Если в них предусмотрена необходимость согласовывать вопросы условий труда с учредителями, то директору, безусловно, необходимо будет написать заявление на имя учредителей и только после их согласия руководитель может издать приказ об изменении режима работы или других существенных условий труда.
Если же в контракте и/или в учредительных документах о такой обязанности согласования ничего не сказано, то директор на основании приказа может изменить условия труда (такая ситуация больше возможна, если директор является собственником).
Приказ может быть сформулирован подобно образцу 2, только в первом варианте основанием будет решение (протокол) учредителей, а во втором основания не будет, поскольку писать заявление на самого себя нет смысла.
Может ли директор выполнять свои полномочия без зарплаты?
Нет, не может, если он – наемный работник и с ним заключен трудовой договор. Директору, который является наемным работником, должна выплачиваться заработная плата с соблюдением минимальных гарантий в оплате труда, отказаться от которой он не может. Ведь согласно ст. 21 КЗоТ трудовой договор предусматривает обязательное условие – выплату заработной платы.
Однако если директор не является наемным работником и его отношения строятся на корпоративном праве, то нормы КЗоТ не применяются. Но это уже тема для отдельной статьи.
Каков порядок увольнения директора?
Вопрос увольнения руководителя также часто бывает сложнее, чем в случае прекращения трудовых отношений с обычным работником.
Увольнение директора как наемного работника возможно только по основаниям, предусмотренным КЗоТ. Главное – что при увольнении руководителя необходимо решение учредителей или общего собрания участников хозяйственных обществ, или иных органов в соответствии с учредительными документами предприятия и в зависимости от организационно-правовой формы. Такое решение обязательно, ведь на его основании издается приказ об увольнении руководителя, согласно которому пока еще вносится запись в трудовую книжку.
Полномочия руководителя прекращаются, как правило, по решению наблюдательного совета акционерных обществ (п. 1 ст. 61 Закона от 17.09.08 г. № 514-VI «Об акционерных обществах»).
В соответствии со ст. 30 Закона от 06.02.18 г. № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон № 2275) в обществах решение вопросов увольнения отнесено к полномочиям общего собрания участников общества. Руководителя государственного или коммунального предприятия увольняет орган, уполномоченный управлять имуществом.
Таким образом, при увольнении руководителя собственник, прежде всего, принимает решение, которое должно быть надлежащим образом зафиксировано, в частности, протоколом, а затем на основании этого решения издается приказ об увольнении. Приказ об увольнении подписывается лицом, наделенным соответствующими полномочиями, например от имени общества подписывает лицо, уполномоченное на такое подписание общим собранием участников (п. 12 ст. 39 Закона № 2275).
По общему правилу, которое касается и руководителя, в день увольнения с работником-директором проводят расчеты при увольнении:
- производится выплата всех сумм, положенных ему от предприятия;
- выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
- выдают копию приказа об увольнении;
- выдают должным образом оформленную трудовую книжку.
В случае если невозможно собрать учредителей или если собственник не желает (а, возможно, исчез) принимать заявление на увольнение, следует обратиться в суд с требованием о признании трудовых отношений прекращенными. Такую позицию выразил Верховный Суд Первой судебной палаты Кассационного гражданского суда по делу № 758/1861/18 от 24.
Обратите внимание! Одновременно с принятием решения о прекращении трудовых отношений с руководителями или их заместителями целесообразно принять решение о порядке приема-передачи дел.
Образец 3
Образец распорядительной части приказа об увольнении руководителя
Підстави:
Голова Наглядової ради: Тарасенко В. І. Тарасенко |
Вывод
Если директор является наемным работником, то с ним заключается трудовой договор (контракт) и ему выплачиваться заработная плата с соблюдением минимальных гарантий в оплате труда, отказаться от которой директор не может. На директора распространяются трудовые гарантии, в частности выплата больничных, предоставление отпуска и прочие льготы, предусмотренные трудовым законодательством и нормативно-правовыми актами по социальному страхованию.
Комментарии к материалу