Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Трудоустройство лиц с инвалидностью: админсанкции отменяются

Стороны спора

Истец – Фонд социального страхования инвалидов (далее – Фонд); ответчик – Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО, общество).

Обстоятельства дела

Общество подало Фонду отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов за 2016 год (форма № 10-ПІ). Согласно этому отчету, среднеучетная численность штатных работников учетного состава ООО в 2016 году составила 23 человека, из них среднеучетная численность лиц с инвалидностью – 0 человек. Таким образом, согласно ст. 19 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII (далее – Закон № 875), общество должно было создать одно рабочее место для лица с инвалидностью. Это место было создано, но осталось незанятым. Поэтому Фонд наложил на ООО административно-хозяйственные санкции за невыполнение норматива рабочих мест по трудоустройству инвалидов в размере 24 412,17 грн. и пеню за задержку их оплаты в размере 58,56 грн. ООО отказалось погашать эту сумму, тогда Фонд обратился в суд. Суды первой и апелляционной инстанций отказали Фонду в удовлетворении его требований. После этого Фонд подал кассационную жалобу в ВСУ.

Позиции сторон

Истец. ООО не выполнило норматив по трудоустройству инвалидов, поэтому обязано уплатить сумму административно-хозяйственных санкций и пеню за задержку ее уплаты.

Ответчик. Обязанность работодателя создать рабочие места для лиц с инвалидностью не означает, что работодатель обязан самостоятельно искать кандидатов для трудоустройства на созданные рабочие места.

На чьей стороне суд

Суд оставил кассационную жалобу Фонда без удовлетворения, оставив в силе решения судов первой и апелляционной инстанций.

Аргументы суда

1. Согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 875, работодатели обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в т. ч. специальные рабочие места, создавать для таких лиц условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации, и обеспечивать другие социально экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

2. На основании п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона от 05.07.12 г. № 5067-VI работодатели обязаны своевременно и в полном объеме подавать в центр занятости информацию о спросе на рабочую силу (вакансиях) по форме № 3-ПН.

3. Ответчиком в центр занятости с января по декабрь 2016 ежемесячно подавалась информация о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) путем направления отчетов по форме № 3-ПН. Однако центром занятости кандидаты на трудоустройство к ответчику не направлялись, непосредственно к работодателю по вопросам трудоустройства лица с инвалидностью не обращались, а отказов со стороны работодателя в трудоустройстве направленных ему лиц установлено не было. Кроме того, ответчик в течение 2016 года подавал в районную информационную газету объявления о приглашении на работу лиц с инвалидностью, что свидетельствует о принятии ответчиком дополнительных мер, направленных на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов и недопущение правонарушений в сфере хозяйствования.

4. Основанием для возникновения хозяйственно-правовой ответственности участника хозяйственных отношений является совершенное им правонарушение в сфере хозяйствования (ч. 1 ст. 218 Хозяйственного кодекса, далее – ХК). Частью 2 ст. 218 ХК предусмотрено, что участник хозотношений отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозобязательства или нарушение правил ведения хоздеятельности, если не докажет, что им приняты все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения.

5. Ответчик выполнил норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью: создал рабочее место и уведомил о наличии такой вакансии центр занятости. Он не может быть привлечен к ответственности за то, что уполномоченные органы не направили к нему кандидатов для трудоустройства на созданное рабочее место, а также за отсутствие в населенном пункте по месту нахождения предприятия лиц с инвалидностью, желающих трудоустроиться на это предприятие. Поэтому у Фонда нет оснований для применения административно-хозяйственных санкций к ответчику.

Вывод

Если работодатель создал рабочие места для лиц с инвалидностью и подавал в центр занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства таких лиц, Фонд не может наложить на него административно-хозяйственные санкции.

Реквизиты решения: Постановление ВСУ
от 21.09.18 г., ЕГРСР, рег. № 76614548

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
23.09.2025
Каковы действия работодателя в случае невозвращения забронированного работника из-за границы?
В ответе на вопрос выясняем, что делать работодателю, если забронированный работник не возвращается из заграничного отпуска. Практическая ситуация Забронированный работник не вернулся из заграничного отпуска, сообщив в месенджере, что не планирует возвращаться в Украину в ближайшее время, и просит ...
15.09.2025
Работники выполняют работу на дому: куда платить налоги с зарплаты?
По чьему адресу – работодателя или работника – платить налоги, если сотрудники работают удаленно? В статье объясним, как определить место уплаты зарплатных налогов в таких ситуациях. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Если работники субъекта хозяйствования работают удаленн...
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
Новое
17.10.2025
Оплата практики учащихся заведений профессионального образования и руководителей практики
Практика учащихся учреждений профессионального образования в некоторых случаях оплачивается, и руководитель практики на предприятии также должен получить соответствующую оплату. Какие есть условия для оплаты практики и как это отразить в отчетности, расскажем в статье.  По поводу оплаты времени...
17.10.2025
Практика учащихся заведений профессионального образования на предприятии и ее оформление
Практику учащиеся заведений профессионального образования, как правило, проходят на предприятиях. Порядок оформления и условия прохождения такой практики имеют свои особенности, о которых мы рассказываем в статье.  Практика учащихся заведений профессионального образования является неотъемлемой ...
17.10.2025
Нужно ли предприятию вести воинский учет практикантов и стажеров?
В статье выясним, должно ли предприятие проверять наличие военно-учетного документа у практикантов и стажеров и ставить на воинский учет таких лиц. Как известно, юридические лица должны вести воинский учет своих военнообязанных работников. Но обязаны ли предприятия вести воинский учет лиц, которые п...
Лучшие материалы