Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Трудоустройство лиц с инвалидностью: админсанкции отменяются

Стороны спора

Истец – Фонд социального страхования инвалидов (далее – Фонд); ответчик – Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО, общество).

Обстоятельства дела

Общество подало Фонду отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов за 2016 год (форма № 10-ПІ). Согласно этому отчету, среднеучетная численность штатных работников учетного состава ООО в 2016 году составила 23 человека, из них среднеучетная численность лиц с инвалидностью – 0 человек. Таким образом, согласно ст. 19 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII (далее – Закон № 875), общество должно было создать одно рабочее место для лица с инвалидностью. Это место было создано, но осталось незанятым. Поэтому Фонд наложил на ООО административно-хозяйственные санкции за невыполнение норматива рабочих мест по трудоустройству инвалидов в размере 24 412,17 грн. и пеню за задержку их оплаты в размере 58,56 грн. ООО отказалось погашать эту сумму, тогда Фонд обратился в суд. Суды первой и апелляционной инстанций отказали Фонду в удовлетворении его требований. После этого Фонд подал кассационную жалобу в ВСУ.

Позиции сторон

Истец. ООО не выполнило норматив по трудоустройству инвалидов, поэтому обязано уплатить сумму административно-хозяйственных санкций и пеню за задержку ее уплаты.

Ответчик. Обязанность работодателя создать рабочие места для лиц с инвалидностью не означает, что работодатель обязан самостоятельно искать кандидатов для трудоустройства на созданные рабочие места.

На чьей стороне суд

Суд оставил кассационную жалобу Фонда без удовлетворения, оставив в силе решения судов первой и апелляционной инстанций.

Аргументы суда

1. Согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 875, работодатели обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в т. ч. специальные рабочие места, создавать для таких лиц условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации, и обеспечивать другие социально экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

2. На основании п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона от 05.07.12 г. № 5067-VI работодатели обязаны своевременно и в полном объеме подавать в центр занятости информацию о спросе на рабочую силу (вакансиях) по форме № 3-ПН.

3. Ответчиком в центр занятости с января по декабрь 2016 ежемесячно подавалась информация о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) путем направления отчетов по форме № 3-ПН. Однако центром занятости кандидаты на трудоустройство к ответчику не направлялись, непосредственно к работодателю по вопросам трудоустройства лица с инвалидностью не обращались, а отказов со стороны работодателя в трудоустройстве направленных ему лиц установлено не было. Кроме того, ответчик в течение 2016 года подавал в районную информационную газету объявления о приглашении на работу лиц с инвалидностью, что свидетельствует о принятии ответчиком дополнительных мер, направленных на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов и недопущение правонарушений в сфере хозяйствования.

4. Основанием для возникновения хозяйственно-правовой ответственности участника хозяйственных отношений является совершенное им правонарушение в сфере хозяйствования (ч. 1 ст. 218 Хозяйственного кодекса, далее – ХК). Частью 2 ст. 218 ХК предусмотрено, что участник хозотношений отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозобязательства или нарушение правил ведения хоздеятельности, если не докажет, что им приняты все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения.

5. Ответчик выполнил норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью: создал рабочее место и уведомил о наличии такой вакансии центр занятости. Он не может быть привлечен к ответственности за то, что уполномоченные органы не направили к нему кандидатов для трудоустройства на созданное рабочее место, а также за отсутствие в населенном пункте по месту нахождения предприятия лиц с инвалидностью, желающих трудоустроиться на это предприятие. Поэтому у Фонда нет оснований для применения административно-хозяйственных санкций к ответчику.

Вывод

Если работодатель создал рабочие места для лиц с инвалидностью и подавал в центр занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства таких лиц, Фонд не может наложить на него административно-хозяйственные санкции.

Реквизиты решения: Постановление ВСУ
от 21.09.18 г., ЕГРСР, рег. № 76614548

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
08.05.2025
Изменения относительно дистанционной и надомной работы
С 02.05.2025 вступил в силу Закон от 27.03.2025 № 4339-IX «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины относительно усовершенствования правового регулирования отдельных вопросов надомной и дистанционной работы» (далее – Закон № 4339). Рассмотрим, какие именно изменен...
06.05.2025
Принимаем на работу лиц с инвалидностью: правила, льготы, нюансы
Многие работодатели заключают трудовые договоры с лицами, имеющими инвалидность. Прием на работу таких лиц в необходимом количестве позволяет работодателю выполнить норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью (далее – норматив), установленный Законом от 21.03.1991 № 875-XII &...
04.04.2025
Как обжаловать расчет санкций от Фонда соцзащиты лиц с инвалидностью в административном порядке
В настоящее время многие работодатели получили от ПФУ расчет суммы административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива по созданию рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, (далее – норматив, санкции). Если работодатель не согласен с применением санкций, есть возможност...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
27.06.2025
Какие документы должен иметь водитель для приема на работу
В статье рассмотрено, какие документы нужно требовать от водителя при приеме его на работу. При выполнении трудовых обязанностей водитель отвечает за транспортное средство (далее – ТС), пассажиров, груз. Поэтому работодатель, принимая человека на такую должность, должен проверить, есть ли у не...
23.04.2025
Бесплатное получение ОС от резидента
Предприятие может получить объект основных средств (далее – ОС) как за плату, так и бесплатно. В последнем случае бухгалтеров обычно интересует, как определить стоимость объекта, по которой его нужно оприходовать и каким документом подтвердить такую стоимость. В статье расскажем, как документа...
Новое
27.06.2025
Какие документы должен иметь водитель для приема на работу
В статье рассмотрено, какие документы нужно требовать от водителя при приеме его на работу. При выполнении трудовых обязанностей водитель отвечает за транспортное средство (далее – ТС), пассажиров, груз. Поэтому работодатель, принимая человека на такую должность, должен проверить, есть ли у не...
27.06.2025
Производственная практика студентов заведений высшего образования и ее оформление
Из статьи вы узнаете, как должна проходить производственная практика студентов высшего образования и можно ли оформить трудовые отношения со студентом-практикантом. Прохождение практики студентами заведений высшего образования несколько отличается от прохождения практики учащимися заведений професси...
26.06.2025
Оплата практики студентов и руководителей практики
В статье рассмотрены особенности оплаты практики студентов высших учебных заведений и руководителей практики. Оплата производственной практики студентов заведений высшего образования и руководителей такой практики имеет свои особенности. В статье расскажем о том, как и при каких условиях оплачиваетс...
Лучшие материалы