• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Трудоустройство лиц с инвалидностью: админсанкции отменяются

17.12.2018 284 0 1

Стороны спора

Истец – Фонд социального страхования инвалидов (далее – Фонд); ответчик – Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО, общество).

Обстоятельства дела

Общество подало Фонду отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов за 2016 год (форма № 10-ПІ). Согласно этому отчету, среднеучетная численность штатных работников учетного состава ООО в 2016 году составила 23 человека, из них среднеучетная численность лиц с инвалидностью – 0 человек. Таким образом, согласно ст. 19 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII (далее – Закон № 875), общество должно было создать одно рабочее место для лица с инвалидностью. Это место было создано, но осталось незанятым. Поэтому Фонд наложил на ООО административно-хозяйственные санкции за невыполнение норматива рабочих мест по трудоустройству инвалидов в размере 24 412,17 грн. и пеню за задержку их оплаты в размере 58,56 грн. ООО отказалось погашать эту сумму, тогда Фонд обратился в суд. Суды первой и апелляционной инстанций отказали Фонду в удовлетворении его требований. После этого Фонд подал кассационную жалобу в ВСУ.

Позиции сторон

Истец. ООО не выполнило норматив по трудоустройству инвалидов, поэтому обязано уплатить сумму административно-хозяйственных санкций и пеню за задержку ее уплаты.

Ответчик. Обязанность работодателя создать рабочие места для лиц с инвалидностью не означает, что работодатель обязан самостоятельно искать кандидатов для трудоустройства на созданные рабочие места.

На чьей стороне суд

Суд оставил кассационную жалобу Фонда без удовлетворения, оставив в силе решения судов первой и апелляционной инстанций.

Аргументы суда

1. Согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 875, работодатели обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в т. ч. специальные рабочие места, создавать для таких лиц условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации, и обеспечивать другие социально экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

2. На основании п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона от 05.07.12 г. № 5067-VI работодатели обязаны своевременно и в полном объеме подавать в центр занятости информацию о спросе на рабочую силу (вакансиях) по форме № 3-ПН.

3. Ответчиком в центр занятости с января по декабрь 2016 ежемесячно подавалась информация о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) путем направления отчетов по форме № 3-ПН. Однако центром занятости кандидаты на трудоустройство к ответчику не направлялись, непосредственно к работодателю по вопросам трудоустройства лица с инвалидностью не обращались, а отказов со стороны работодателя в трудоустройстве направленных ему лиц установлено не было. Кроме того, ответчик в течение 2016 года подавал в районную информационную газету объявления о приглашении на работу лиц с инвалидностью, что свидетельствует о принятии ответчиком дополнительных мер, направленных на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов и недопущение правонарушений в сфере хозяйствования.

4. Основанием для возникновения хозяйственно-правовой ответственности участника хозяйственных отношений является совершенное им правонарушение в сфере хозяйствования (ч. 1 ст. 218 Хозяйственного кодекса, далее – ХК). Частью 2 ст. 218 ХК предусмотрено, что участник хозотношений отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозобязательства или нарушение правил ведения хоздеятельности, если не докажет, что им приняты все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения.

5. Ответчик выполнил норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью: создал рабочее место и уведомил о наличии такой вакансии центр занятости. Он не может быть привлечен к ответственности за то, что уполномоченные органы не направили к нему кандидатов для трудоустройства на созданное рабочее место, а также за отсутствие в населенном пункте по месту нахождения предприятия лиц с инвалидностью, желающих трудоустроиться на это предприятие. Поэтому у Фонда нет оснований для применения административно-хозяйственных санкций к ответчику.

Вывод

Если работодатель создал рабочие места для лиц с инвалидностью и подавал в центр занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства таких лиц, Фонд не может наложить на него административно-хозяйственные санкции.

Реквизиты решения: Постановление ВСУ
от 21.09.18 г., ЕГРСР, рег. № 76614548

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы