Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Трудоустройство лиц с инвалидностью: админсанкции отменяются

Стороны спора

Истец – Фонд социального страхования инвалидов (далее – Фонд); ответчик – Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО, общество).

Обстоятельства дела

Общество подало Фонду отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов за 2016 год (форма № 10-ПІ). Согласно этому отчету, среднеучетная численность штатных работников учетного состава ООО в 2016 году составила 23 человека, из них среднеучетная численность лиц с инвалидностью – 0 человек. Таким образом, согласно ст. 19 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII (далее – Закон № 875), общество должно было создать одно рабочее место для лица с инвалидностью. Это место было создано, но осталось незанятым. Поэтому Фонд наложил на ООО административно-хозяйственные санкции за невыполнение норматива рабочих мест по трудоустройству инвалидов в размере 24 412,17 грн. и пеню за задержку их оплаты в размере 58,56 грн. ООО отказалось погашать эту сумму, тогда Фонд обратился в суд. Суды первой и апелляционной инстанций отказали Фонду в удовлетворении его требований. После этого Фонд подал кассационную жалобу в ВСУ.

Позиции сторон

Истец. ООО не выполнило норматив по трудоустройству инвалидов, поэтому обязано уплатить сумму административно-хозяйственных санкций и пеню за задержку ее уплаты.

Ответчик. Обязанность работодателя создать рабочие места для лиц с инвалидностью не означает, что работодатель обязан самостоятельно искать кандидатов для трудоустройства на созданные рабочие места.

На чьей стороне суд

Суд оставил кассационную жалобу Фонда без удовлетворения, оставив в силе решения судов первой и апелляционной инстанций.

Аргументы суда

1. Согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 875, работодатели обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в т. ч. специальные рабочие места, создавать для таких лиц условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации, и обеспечивать другие социально экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

2. На основании п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона от 05.07.12 г. № 5067-VI работодатели обязаны своевременно и в полном объеме подавать в центр занятости информацию о спросе на рабочую силу (вакансиях) по форме № 3-ПН.

3. Ответчиком в центр занятости с января по декабрь 2016 ежемесячно подавалась информация о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) путем направления отчетов по форме № 3-ПН. Однако центром занятости кандидаты на трудоустройство к ответчику не направлялись, непосредственно к работодателю по вопросам трудоустройства лица с инвалидностью не обращались, а отказов со стороны работодателя в трудоустройстве направленных ему лиц установлено не было. Кроме того, ответчик в течение 2016 года подавал в районную информационную газету объявления о приглашении на работу лиц с инвалидностью, что свидетельствует о принятии ответчиком дополнительных мер, направленных на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов и недопущение правонарушений в сфере хозяйствования.

4. Основанием для возникновения хозяйственно-правовой ответственности участника хозяйственных отношений является совершенное им правонарушение в сфере хозяйствования (ч. 1 ст. 218 Хозяйственного кодекса, далее – ХК). Частью 2 ст. 218 ХК предусмотрено, что участник хозотношений отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозобязательства или нарушение правил ведения хоздеятельности, если не докажет, что им приняты все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения.

5. Ответчик выполнил норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью: создал рабочее место и уведомил о наличии такой вакансии центр занятости. Он не может быть привлечен к ответственности за то, что уполномоченные органы не направили к нему кандидатов для трудоустройства на созданное рабочее место, а также за отсутствие в населенном пункте по месту нахождения предприятия лиц с инвалидностью, желающих трудоустроиться на это предприятие. Поэтому у Фонда нет оснований для применения административно-хозяйственных санкций к ответчику.

Вывод

Если работодатель создал рабочие места для лиц с инвалидностью и подавал в центр занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства таких лиц, Фонд не может наложить на него административно-хозяйственные санкции.

Реквизиты решения: Постановление ВСУ
от 21.09.18 г., ЕГРСР, рег. № 76614548

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
06.05.2025
Принимаем на работу лиц с инвалидностью: правила, льготы, нюансы
Многие работодатели заключают трудовые договоры с лицами, имеющими инвалидность. Прием на работу таких лиц в необходимом количестве позволяет работодателю выполнить норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью (далее – норматив), установленный Законом от 21.03.1991 № 875-XII &...
27.03.2025
Трудоустройство лиц с инвалидностью: как работодателю получить компенсацию?
Трудоустройство лиц с инвалидностью позволяет работодателю не только избежать применения административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива, но и получить от государства компенсацию за создание такого рабочего места. В 2025 году правила получения такой компенсации изменились. В этой ста...
27.03.2025
Когда норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью считается выполненным?
Ситуация. В конце февраля 2025 года с предприятия уволился работник, имеющий инвалидность. Исходя из среднесписочной численности работников норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью (далее – норматив) для нашего предприятия – одно рабочее место. Вопрос. Будет ли считаться, что но...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
10.03.2025
Списание ГСМ: оформление документов и учет
Для того чтобы обеспечить грамотный учет списания горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), бухгалтер должен иметь первичные документы, фиксирующие транспортную работу (пробег) и фактические расходы ГСМ. Типовые формы этих документов законодательно не утверждены, так что их можно разработать ...
Новое
30.05.2025
Трудовые отношения с внутренне перемещенными лицами
Термин «внутренне перемещенное лицо» появился еще в 2014 году после первого вторжения рф на территорию Украины. А с начала полномасштабной войны в Украине многим украинцам пришлось покинуть свои дома, прячась от войны или российской оккупации. О том, как получить статус и каковы права вн...
29.05.2025
Нормы продолжительности рабочего времени и важные события в июне 2025 года
Какая норма продолжительности рабочего времени в июне 2025 года? Важные кадровые действия июня Обратите внимание, что 6 июня – последний день представления Отчета по труду по форме № 1-ПВ (месячная) за май 2025 года в территориальный орган Госстата. О порядке представления и форме такого отче...
27.05.2025
Средняя зарплата для бронирования работников: как определять
Для того чтобы получить статус критически важного, предприятие должно соответствовать установленным критериям, один из которых касается размера средней зарплаты. Как определить этот показатель и какие выплаты учитываются при его исчислении, читайте в статье. Для того чтобы получить статус критически...
Лучшие материалы