Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Работники на простое – беженцы в другой стране

17.03.2022

Директор предприятия и часть сотрудников выехали за границу и оформили статус беженца с выплатой социальной помощи в другой стране. Что делать в таких ситуациях? Может ли человек продолжать быть директором в Украине и получать зарплату (предприятие на простое)? Тот же вопрос касается остальных выехавших сотрудников (весь штат без исключения – на простое).


Сразу заметим, что выезд работника за границу и получение статуса беженца не влияет на трудовые отношения с работодателем. Если, конечно, они не были расторгнуты.

В рассматриваемой ситуации всем работникам предприятия объявлен простой. Это приостановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или иными обстоятельствами (ч. 1 ст. 34 Кодекса законов о труде; далее – КЗоТ).

И именно целесообразность введения простоя подчеркивалась в п. 4 разъяснения Минэкономики от 05.03.2022. Ведь в этом пункте дан ответ на вопрос: «Что делать с работниками в случае, если предприятие не может функционировать или если невозможна работа части структурных подразделений?».

И пока наемные работники, в том числе и директор, находятся в простое, они получают соответствующую оплату. Ведь согласно ч. 1 ст. 113 КЗоТ время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

В то же время, не следует забывать, что оплата простоев не по вине работника считается оплатой за неотработанное время. Это прямо предусмотрено последним абзацем пп. 2.2.12 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 № 5. То есть при простое работники физически не работают и не могут выполнять трудовые обязанности.

Что касается директора, то это исполнительный орган предприятия, права и обязанности которого прописаны, прежде всего, в Гражданском кодексе и других актах гражданского законодательства. Однако в них нет ни слова о приостановке полномочий директора на время простоя.

В аналогичной ситуации с отпуском в письме Госпредпринимательства от 17.10.2014 № 8361 сказано, что в этом промежутке времени директор может продолжать исполнять свои обязанности. По нашему мнению, это возможно только в случае, если функции по управлению предприятием выполняет лично собственник без оформления трудового договора.

Если же трудовой договор с директором заключен, то на него, как на наемного работника, распространяются общие положения трудового законодательства. К последним относится и невозможность выполнения трудовых обязанностей в период пребывания в простое. Аналогичный подход, правда в ситуации с отпуском, поддерживает и Минсоцполитики в письме от 17.10.2016 № 376/06/186-16.

При этом закономерно возникает еще один вопрос: может ли директор на время простоя сохранить за собой право подписания э-подписью налоговой отчетности?

Встречаются случаи, когда налоговики «цепляются» к аналогичным ситуациям (подписание отчетности директором, находящимся в отпуске). Но суды не согласны с таким подходом ГНС и отмечают, что пребывание директора в отпуске само по себе не свидетельствует о дефектности подписанных им документов (см., в частности, постановление ВС от 07.12.2018 по делу № 810/3765/18, решение Киевского окружного админсуда от 13.08.2018 № 810/3765/18, решение Одесского окружного админсуда от 26.09.2019 по делу № 420/5042/19). Правовое значение имеет только принадлежность подписи лицу, уполномоченному трудовым договором на осуществление соответствующей хозоперации.

А значит, признать недействительной отчетность, подписанную директором во время простоя, нельзя. Ведь пока полномочия директора как исполнительного органа не прекращены, он имеет право их реализовывать когда-либо и где угодно. Однако будьте готовы отстаивать свою позицию в суде.

Но в любом случае к этой ситуации (подписание отчетности во время простоя), конечно, может придираться еще и Гоструда. Поэтому в идеале, конечно, для того чтобы директор и другие работники полноценно выполняли свои функции, нужно прекратить простой. Ведь отзывать из простоя нельзя.

Если приказом по предприятию простой был объявлен до окончания военного положения, введенного Указом Президента от 24.04.2022 № 64/2022, а сейчас есть возможность возобновить работу, то издается приказ о прекращении простоя. Однако в рассматриваемой ситуации все работники вместе с директором находятся в простое. Поэтому физически такой приказ, к сожалению, директор подписать не сможет. И нужно ждать, когда окончится военное положение и простой прекратится автоматически, то есть без каких-либо дополнительных приказов.

К тому же, не следует забывать, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ Налогового кодекса. В частности, налогоплательщик освобожден от ответственности за несвоевременное представление отчетности по какому-либо налогу и сбору.

Однако налоговую отчетность нужно будет обязательно представить в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине. Это лишний раз подтверждает позицию, что, находясь в простое, директору лучше не использовать свою э-подпись.

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации возникает еще одна проблема – начисление и выплата зарплаты во время простоя. Оплата простоев не по вине работников, по мнению Минэкономики (письмо от 02.04.2021 № 4711-06/20380-07), должна проводиться в сроки, установленные колдоговором или нормативным актом работодателя, не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней, и не позднее семи дней после окончания периода, за который производится выплата. Что касается минимального размера оплаты за первую половину месяца простоя, то размер такой оплаты должен определяться на основании табеля учета рабочего времени, который заполняется за отчетный месяц (с 1-го по 15-е число), с учетом условий оплаты труда, установленных работнику на период простоя.

И если все работники без исключения находятся в простое, то кто физически будет начислять и осуществлять такие выплаты? Конечно, так можно накопить зарплатный долг.

Минэкономики (п. 6 разъяснения от 05.03.2022) считает, что в условиях военного положения нормы Гражданского кодекса по освобождению от ответственности за нарушение обязательства должны применяться и к обязательствам по трудовым отношениям. При этом профильное министерство обращает внимание, что освобождение от ответственности за нарушение обязательства в результате форс-мажорных обстоятельств (непреодолимой силы) не освобождает от выполнения самого обязательства.

Такимобразом, после устранения вышеупомянутых обстоятельств лицо обязано выполнить все свои обязательства перед другой стороной. То есть после прекращения простоя предприятие должно погасить все обязательства по начислению и выплате зарплаты перед своими работниками.

В свою очередь, после прекращения простоя работники, которые находятся за границей и еще намерены продолжать трудовые отношения, могут работать дистанционно (п. 3 разъяснения Минэкономики от 05.03.2022). В таком случае следует учитывать все особенности, предусмотренные профильной ст. 602 КЗоТ.

В завершение отметим, что, отвечая на вопрос, мы исходили из реальной ситуации, сложившейся на предприятии, – абсолютно все работники вместе с директором находятся в простое. Однако мы не советуем этого делать. Ведь, как сами видите, предприятие до окончания простоя не может выполнять своих обязательств по своевременному начислению и выплате зарплаты.

Поэтому советуем для работников, начисляющих зарплату, не объявлять простой, а ввести дистанционную работу. Также лучше ввести дистанционную работу и директору. Хотя бы для возможности досрочного прекращения простоя, формирования распорядительных документов и выполнения других управленческих функций, которые, возможно, нужно будет выполнять во время военного положения.

В таком случае, учитывая нормы ст. 56 КЗоТ, дистанционным работникам можно установить неполное рабочее время. Если работник желает работать неполное рабочее время, он подает работодателю соответствующее заявление. На его основании формируют приказ об установлении неполного рабочего времени.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
12.06.2025
Прекращение отпуска без сохранения зарплаты для оформления ежегодного отпуска
Можно ли предоставить ежегодный основной отпуск работнику в период пребывания его в отпуске без сохранения зарплаты, предоставленном на период действия военного положения? Практическая ситуация Можно ли предоставить ежегодный основной отпуск работнику в период пребывания его в отпуске без сохранени...
05.06.2025
Как оформить на работу директора: правила и нюансы
В статье рассмотрено, какие законодательные требования нужно соблюдать при назначении директора предприятия, а также приведен алгоритм действий при оформлении трудовых отношений с директором. Если функции руководителя предприятия будет выполнять наемный работник, то при назначении такого лица на дол...
27.05.2025
Средняя зарплата для бронирования работников: как определять
Для того чтобы получить статус критически важного, предприятие должно соответствовать установленным критериям, один из которых касается размера средней зарплаты. Как определить этот показатель и какие выплаты учитываются при его исчислении, читайте в статье. Для того чтобы получить статус критически...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
23.04.2025
Бесплатное получение ОС от резидента
Предприятие может получить объект основных средств (далее – ОС) как за плату, так и бесплатно. В последнем случае бухгалтеров обычно интересует, как определить стоимость объекта, по которой его нужно оприходовать и каким документом подтвердить такую стоимость. В статье расскажем, как документа...
31.03.2025
Как избежать рисков при оформлении путевого листа
Операция по списанию горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) должна быть правильно оформлена документально. И казалось бы, что на практике отработаны уже свои правила, а сомнения в правильности документирования все равно возникают. И причины этому – опыт налоговых проверок, новые судеб...
Новое
13.06.2025
Если задолженность по зарплате выплачивается в июне 2025 года
Компенсация гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты осуществляется в случае задержки выплаты доходов на один и более календарных месяцев в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 21.02.2001 № 159. Сумма компенсации исчисляется как произведение начис...
12.06.2025
Штрафоопасные ошибки по ЕСВ в Объединенном отчете
В статье рассмотрены наиболее распространенные случаи применения штрафных санкций именно после исправления ошибок в приложениях Д1 и Д5 Объединенного отчета. За некоторые ошибки в Объединенном отчете по ЕСВ можно поплатиться штрафом. Выясним, за какие именно, а также рассмотрим наиболее распростране...
12.06.2025
Штрафы за неначисление, неуплату ЕСВ и ошибки в отчетности
В статье подробно рассмотрены вопросы ответственности налогоплательщиков за нарушения, связанные с начислением, уплатой и отчетностью по ЕСВ, а также меры, которые могут быть применены контролирующими органами за такие нарушения. Неначисление, неуплата ЕСВ или ошибки в отчетности по единому взносу &...
Лучшие материалы