Проверки Гоструда: порядок проведения в период военного положения
Даже в условиях военного положения органы Гоструда могут проверять работодателей. В статье ответим на такие распространенные среди наших подписчиков вопросы, как:
- могут ли сейчас органы Гоструда проводить плановые проверки работодателей;
- по каким основаниям органы Гоструда могут проводить внеплановые проверки;
- осуществляют ли сейчас органы Гоструда инспекционные посещения;
- какая ответственность предусмотрена за недопуск к проверке инспекторов Гоструда и др.
Разрешенные и запрещенные виды трудовых проверок
Какие проверки могут проводить органы Гоструда в условиях военного положения?
Во время войны органы Гоструда вправе проводить только внеплановые проверки и только по определенным основаниям. А вот плановые проверки сейчас под запретом. Объясним это подробнее.
Согласно п. 1 постановления КМУ от 13.03.2022 № 303 «О прекращении мероприятий государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора в условиях военного положения» (далее – Постановление № 303) плановые проверки, в том числе и органами Гоструда, на время войны запрещены. Впрочем, внеплановые проверки могут проводиться при наличии угрозы, которая негативно влияет на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства, а также для выполнения международных обязательств (п. 2 Постановления № 303).
Как предусмотрено ч. 1 ст. 16 Закона от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее – Закон № 2136), в период действия военного положения Гоструда и ее территориальные органы по заявлению работника или профсоюза могут осуществлять внеплановые проверки по соблюдению законодательства о труде юрлицами независимо от формы собственности, вида деятельности, хозяйствования и физлицами, использующими наемный труд, в части соблюдения требований Закона № 2136, а также по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений и законности прекращения трудовых договоров.
Кроме того, в этот период внеплановые трудовые проверки проводятся в случае (ч. 3 ст. 16 Закона № 2136):
- обращения физлица о нарушении, повлекшем нанесение вреда его правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде или безопасности государства;
- поручения Премьер-министра Украины о проверке субъекта хозяйствования (далее – СХ) в соответствующей сфере в связи с выявленными системными нарушениями и/или наступлением события, что в значительной степени негативно влияет на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;
- наступления аварии, смерти потерпевшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, связанного с деятельностью предприятия;
- обращения должностных лиц органов местного самоуправления о нарушении СХ требований законодательства в случае, если право на такое обращение предусмотрено законом;
- обращения Киевской городской военной администрации или областной военной администрации;
- невыполнение предприятием предписаний органов Гоструда об устранении нарушений требований законодательных актов, выданных после 01.05.2022.
Напомним! Внеплановые проверки органов Гоструда были возобновлены с 19.07.2022. |
Гоструда утвердила план плановых проверок на 2025 год. Не противоречит ли это действующему законодательству?
Да, действительно, приказом Гоструда от 29.11.2024 № 200 утвержден Годовой план осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) на 2025 год. В перечень включено 18 747 СХ. Среди них субъекты с высокой, средней и незначительной степенью риска осуществления деятельности.
Еще раньше План осуществления комплексных мер государственного надзора (контроля) органов государственного надзора (контроля) на 2025 год утвердила Государственная регуляторная служба (далее – ГРС) приказом от 14.11.2024 № 257. План содержит более 32 000 записей.
В ГРС считают, что утверждение Плана на 2025 год не противоречит установленному КМУ мораторию на проверки во время военного положения, потому что планировать не запрещено.
Итак, утвержденные ГРС и Гоструда планы проверок на 2025 год не отменяют моратория на проведение плановых проверок, ведь нормы постановления КМУ имеют более высокую юридическую силу, чем приказы ГРС и Гоструда.
Планируется ли возобновление плановых проверок?
Совместный представительный орган объединений профсоюзов обнародовал для обсуждения проект постановления КМУ «Об утверждении Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и внесении изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 13 марта 2022 г. № 303». Им предлагается:
1. Утвердить Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде. Этот документ определяет процедуру осуществления госконтроля за исполнением норм трудового законодательства юрлицами (в частности, их структурными и обособленными подразделениями, не являющимися юрлицами) и физлицами, использующими наемный труд, в соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Законом от 08.09.2004 № 1985-IV, и Конвенции Международной организации труда № 129 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве, ратифицированной Законом от 08.09.2004 № 1986-IV.
2. Внести изменения в Постановление № 303. В частности, уточнить, что проверки по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, достоверного учета выполняемой работником работы и учета затрат на оплату труда будут осуществляться в период военного положения и в течение 12 месяцев со дня его прекращения или отмены по решению Гоструда в порядке, определенном КМУ.
См. об этом подробнее здесь.
Проводит ли сегодня Гоструда инспекционные посещения?
Постановление КМУ от 21.08.2019 № 823, которым утвержден Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее – Постановление № 823, Порядок № 823), 28.04.2021 признано противоправным и недействительным на основании решения Окружного административного суда г. Киева (ЕГРСР, рег. № 96650930). Однако ответчики (Гоструда и КМУ) воспользовались своим правом и подали апелляцию. Поэтому в апреле 2021 года решение суда первой инстанции не вступило в силу.
14.09.2021 Шестой апелляционный административный суд, рассмотрев апелляционную жалобу, оставил в силе решение суда первой инстанции (ЕГРСР, рег. № 99587459).
Окончательную точку в этом вопросе поставил Верховный Суд в постановлении от 09.11.2022 (ЕГРСР, рег. № 107217693), отметив, что суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска и признании Постановления № 823 противоправным и недействительным. Обратите внимание! Постановление № 823 утратило силу с 14.09.2021, дня принятия решения Шестым апелляционным административным судом (см. постановление Верховного Суда от 23.06.2023, ЕГРСР, рег. № 111785904).
Итак, пока инспекционные посещения Гоструда, которые регламентировались Порядком № 823, под запретом.
Особенности проведения внеплановых проверок
Должны ли органы Гоструда предупреждать СХ о проведении внеплановой проверки на основании ст. 16 Закона № 2136?
Нет, не должны. О внеплановых проверках СХ заранее не предупреждают, но их периодичность законодательством не ограничена. Главное, чтобы для проведения таких проверок были основания, установленные, в частности:
- ч. 1 ст. 6 Закона от 05.04.2007 № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 877) – действуют в мирное время;
- ст. 16 Закона № 2136 – на период военного положения.
Во время внеплановой проверки могут выясняться только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее проведения.
Каковы сроки проведения внеплановой проверки?
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона № 877 внеплановая проверка может длиться не более 10 рабочих дней (далее – р. д.), а проверки субъектов малого предпринимательства – 2 р. д. Продление срока проверки не допускается.
Какие документы должны предъявить инспекторы по труду перед проверкой?
Перед началом проверки инспекторы по труду обязаны показать СХ (ч. 5 ст. 7 Закона № 877):
- направление на проверку, оформленное в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 7 Закона № 877. Копия этого направления вручается СХ;
- служебные удостоверения по форме, утвержденной приказом Минэкономики от 11.11.2020 № 2305.
Предприятие имеет право не допускать должностных лиц органа Гоструда к проверке, если они не подали указанные документы (ч. 5 ст. 7 Закона № 877).
Также на основании ч. 12 ст. 4 Закона № 877 перед началом внеплановой проверки инспектор по труду должен внести запись в Журнал регистрации проверок (при наличии у СХ).
Полный перечень оснований для недопущения к проверке приведен в ст. 10 Закона № 877. Однако советуем быть очень осторожными, ведь за недопущение инспекторов Гоструда предусмотрена ответственность (см. об этом ниже).
Как оформляются результаты внеплановой проверки?
По результатам проверки инспекторы составляют акт по форме 1, утвержденной приказом Минэкономики от 27.10.2020 № 2161 (ч. 6 ст. 7 Закона № 877). Акт составляется не менее чем в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа Гоструда и передается на подпись СХ.
Помните! Если СХ не согласен с фактами, изложенными в акте, он может подписать его с возражениями, сделав возле подписи соответствующую от метку, и приложить к акту свои возражения, составленные в произвольной форме. Они будут считаться неотъемлемой частью акта. |
В случае необходимости орган Гоструда в течение 5 р. д. со дня завершения проверки составляет предписание об устранении нарушений. Напомним, предписание – обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица органа государственного надзора (контроля) по устранению СХ нарушений требований законодательства (ч. 8 ст. 7 Закона № 877).
Каковы последствия недопущения к проверке инспекторов по труду?
Если СХ решит не допустить инспекторов Гоструда к проверке, не имея на это достаточных оснований, ему грозит финансовая ответственность, а должностных лиц предприятия могут привлечь к административной ответственности (см. таблицу).
Штрафные санкции за недопущение к проверке инспекторов по труду
№ |
Суть правонарушения |
Размер штрафа |
Законодательная норма |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении |
3 размера |
Абзац седьмой |
2 |
Недопущение к проведению проверки (создание препятствий в ее проведении) по вопросам: – фактического допуска к работе без оформления трудового договора (контракта); – оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения им работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии; – выплаты зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов |
16 МЗП |
Абзац восьмой |
3 |
Невыполнение законных требований должностных лиц Гоструда или ее территориальных органов по устранению нарушений законодательства о труде, занятости населения и общеобязательном государственном социальном страховании или недопущение должностных лиц этих органов к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля), основания для которых определены законом |
От 50 до 100 НМДГ |
Ст. 1886 КУоАП |
* Штрафы, предусмотренные ст. 265 КЗоТ, исчисляются исходя из МЗП, действующей на момент выявления нарушения. |
Хорошие новости! В ч. 3 ст. 16 Закона № 2136 отмечено, что в период действия военного положения в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписаний об устранении нарушений, выявленных при проведении внеплановых проверок, не применяются штрафы, предусмотренные ст. 265 КЗоТ. Чтобы избежать таких штрафов, работодатель должен в письменном виде проинформировать орган Гоструда о выполнении распоряжения.
Впрочем, что касается административной ответственности, то здесь никаких послаблений на время войны нет.
Комментарии к материалу