Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Предприниматель хочет взять на работу директора: может ли он это сделать?


Предприниматель не обязан вести бизнес самостоятельно. Он может принимать на работу сотрудников, которые будут выполнять определенные функции. К примеру, предпринимателю можно не стоять за прилавком, а взять на работу продавца, который будет обслуживать клиентов. Ему не нужно самому вести бухгалтерский учет, достаточно поручить эту работу бухгалтеру. Но если предприниматель хочет полностью передать управление своим бизнесом, приняв на работу директора, то на практике это приводит к возникновению некоторых сложностей. Правда, это не значит, что он не может делегировать другому лицу часть своих обязанностей по управлению. Однако давайте разберемся во всем по порядку.


ФЛП и директор: делегирование управления

Может ли предприниматель создать исполнительный орган?

Ни в одном нормативном акте не сказано о том, что предприниматель может делегировать функции по управлению своей деятельностью наемному директору. В ГК и ХК речь идет исключительно о наемном директоре юридического лица. Эта должность имеет статус исполнительного органа. А предприниматель не имеет возможности создавать исполнительный орган. Обоснуем почему, оперируя законодательными нормами.

  1. Руководство предприятием может осуществляться через руководителя, который подотчетен собственнику, его уполномоченному органу или наблюдательному совету. Руководитель действует от имени предприятия без доверенности (ст. 65 ХК).
  2. Учредитель частного предприятия может осуществлять управление как самостоятельно, так и через руководителя. Директора в таком случае нанимают по контракту (ч. 4 ст. 128 ХК).
  3. Органами управления обществом является общее собрание участников и исполнительный орган. Общее собрание общества своим решением создает исполнительный орган и устанавливает его компетенцию и состав. Исполнительный орган общества может состоять из одного или нескольких лиц (ст. 97, 99 ГК).
  4. Согласно ст. 39 Закона от 06.02.18 г. № 2275-VIII в ООО единоличный исполнительный орган именуется директором, а коллегиальный – дирекцией. Однако ООО в своем уставе имеет право называть свой исполнительный орган и по-другому.
  5. На основании ст. 52 ГК предприниматель отвечает по обязательствам, связанным с предпри­нимательской деятельностью, всем своим имуществом, кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание. Возможности осуществлять управление через исполнительный орган (директора, руководителя) у предпринимателя нет. Он руководит своей деятельностью самостоятельно и берет на себя ответственность за все связанные с такой деятельностью риски.

Важный момент: даже если отбросить все теоретические моменты, с практической точки зрения предприниматель тоже не сможет назначить директора. Ведь согласно п. 13 ст. 9 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV данные о руководителе предприятия вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). А вот данные о директоре предпринимателя внести в ЕГР не представляется возможным, ведь в заявлении о госрегистрации предпринимателя (форма 10, утвержденная приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5, далее - Приказ № 3268/5) графа о директоре отсутствует.

С позиции трудового законодательства принять на работу директора у предпринимателя тоже не получится. Директору, как и другим наемным работникам, следует внести запись в трудовую книжку. Согласно п. 2.14 Инструкции, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58, в формулировке записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, используют наименования из Классификатора профессий ДК 003:2010 (далее – Классификатор). В нем такая должность, как директор предпринимателя, не предусмотрена. Есть только директор (начальник, другой руководитель) предприятия (код КП 1210.1).

Обратите внимание: если наименование должности не будет соответствовать Классификатору, предпринимателя могут оштрафовать органы Гоструда за нарушение, предусмотренное абзацем восьмым ст. 265 КЗоТ. Штраф за такое нарушение составляет 1 МЗП (сейчас это 4 173 грн).

То есть директор должен только лично управлять своей деятельностью?

Это не так. Мы выяснили, что предприниматель не может нанять директора, как ни крути. Однако это вовсе не означает, что предприниматель не может принять на работу помощников (или даже нескольких помощников). Как вариант – такого помощника можно принять на должность менеджера (управителя) (см. образец приказа).

Образец

Фізична особа – підприємець Копильченко Сергій Дмитрович

ІПН 8536547867

Наказ № 7

22.10.19 р.

м. Одеса

Про прийняття на роботу

  1. Прийняти на роботу Доброву Анну Миколаївну на посаду управителя в готельному господарстві з 23 жовтня 2019 року з посадовим окладом 15 000,00 грн.
  2. Укласти з Добровою А. М. трудовий договір від 23.10.19 р. № 7.

Фізособа-підприємець     (підпис)     С. Д. Копильченко

З наказом ознайомлена:     (підпис)     А. М. Доброва

С учетом своей сферы деятельности предприниматель может выбирать следующие наименования должности согласно Классификатору:

  • менеджер (управляющий) в розничной торговле непродовольственными товарами (код КП 1453.2);
  • менеджер (управляющий) в розничной торговле продовольственными товарами (код КП 1454);
  • менеджер (управляющий) в отельном хозяйстве (код КП 1455.1);
  • менеджер (управляющий) по организации питания (код КП 1456) и др.

Нужно ли предпринимателю выдавать доверенность управляющему?

Если менеджер (управляющий) будет подписывать договоры, взаимодействовать с органами ГНС и другими контролирующими органами, то ему необходимо выдать доверенность. Причем такую доверенность следует удостоверить у нотариуса. Согласно ст. 246 ГК доверенность без нотариального удостоверения может выдавать только юрлицо.

Совет: чтобы менеджер (управляющий) мог действовать без доверенности, данные о нем надо внести в ЕГР. Для этого предприниматель должен включить информацию о таком лице (нескольких лицах) в заявление о госрегистрации предпринимателя (форма 10, утвержденная Приказом № 3268/5). Если это нужно сделать уже после госрегистрации, тогда предприниматель подает заявление о внесении изменений в ЕГР (форма 11, утвержденная Приказом № 3268/5).

Выводы. Оформление по трудовому договору управляющего

Предприниматель не может осуществлять управление своей деятельностью через директора. Директор имеет статус исполнительного органа юридического лица, а не предпринимателя. Однако предприниматель может взять себе помощника – оформить по трудовому договору менеджера (управляющего).

Наказ_директор.docx
Скачать
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
08.09.2025
Выходное пособие при увольнении: размер, расчет, налогообложение
Как известно, в день увольнения работника работодатель обязан выплатить все причитающиеся ему суммы, в частности зарплату за отработанное время и прочие выплаты за время работы, денежную компенсацию за неиспользованный отпуск и, конечно, выходное пособие, если это предусмотрено законодательством или...
03.09.2025
Направление работника на базовую военную службу или общевойсковую подготовку: действия работодателя
Из статьи узнаете, что такое базовая военная служба и базовая общевойсковая подготовка и что должен сделать работодатель при направлении на них работников. Понятия «базовая общевойсковая подготовка» (далее – общевойсковая подготовка) и «базовая военная служба» на первый...
20.08.2025
Проверки Гоструда во время военного положения: правила и новшества
В статье рассмотрено, какие проверки вправе проводить органы Гоструда во время военного положения и какие правила при этом они дожны соблюдать. Проверки соблюдения трудового законодательства – один из самых актуальных вопросов для работодателей, поскольку его нормы периодически меняются, услед...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
Новое
12.09.2025
Если задолженность по зарплате выплачивается в сентябре 2025 года
Компенсация гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты осуществляется в случае задержки выплаты доходов на один и более календарных месяцев в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 21.02.2001 № 159. Сумма компенсации исчисляется как произведение начис...
10.09.2025
Пособие по частичной безработице
В данной статье рассмотрено при каких условиях может получить работник, работодатель и ФЛП пособие по частичной безработице от государства. Законодательством предусмотрены различные виды помощи для работников и работодателей. Один из них – пособие по частичной безработице. Кто имеет на него пр...
10.09.2025
Документальное подтверждение расходов на командировку
В статье подробно рассказали о том, какие именно документы необходимы для подтверждения расходов в командировке. Расходы, понесенные подотчетным лицом в командировке, должны быть документально подтверждены. В противном случае или у работника возникнет налогооблагаемый доход, или просто работодатель ...
Лучшие материалы