Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Предприниматель хочет взять на работу директора: может ли он это сделать?


Предприниматель не обязан вести бизнес самостоятельно. Он может принимать на работу сотрудников, которые будут выполнять определенные функции. К примеру, предпринимателю можно не стоять за прилавком, а взять на работу продавца, который будет обслуживать клиентов. Ему не нужно самому вести бухгалтерский учет, достаточно поручить эту работу бухгалтеру. Но если предприниматель хочет полностью передать управление своим бизнесом, приняв на работу директора, то на практике это приводит к возникновению некоторых сложностей. Правда, это не значит, что он не может делегировать другому лицу часть своих обязанностей по управлению. Однако давайте разберемся во всем по порядку.


ФЛП и директор: делегирование управления

Может ли предприниматель создать исполнительный орган?

Ни в одном нормативном акте не сказано о том, что предприниматель может делегировать функции по управлению своей деятельностью наемному директору. В ГК и ХК речь идет исключительно о наемном директоре юридического лица. Эта должность имеет статус исполнительного органа. А предприниматель не имеет возможности создавать исполнительный орган. Обоснуем почему, оперируя законодательными нормами.

  1. Руководство предприятием может осуществляться через руководителя, который подотчетен собственнику, его уполномоченному органу или наблюдательному совету. Руководитель действует от имени предприятия без доверенности (ст. 65 ХК).
  2. Учредитель частного предприятия может осуществлять управление как самостоятельно, так и через руководителя. Директора в таком случае нанимают по контракту (ч. 4 ст. 128 ХК).
  3. Органами управления обществом является общее собрание участников и исполнительный орган. Общее собрание общества своим решением создает исполнительный орган и устанавливает его компетенцию и состав. Исполнительный орган общества может состоять из одного или нескольких лиц (ст. 97, 99 ГК).
  4. Согласно ст. 39 Закона от 06.02.18 г. № 2275-VIII в ООО единоличный исполнительный орган именуется директором, а коллегиальный – дирекцией. Однако ООО в своем уставе имеет право называть свой исполнительный орган и по-другому.
  5. На основании ст. 52 ГК предприниматель отвечает по обязательствам, связанным с предпри­нимательской деятельностью, всем своим имуществом, кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание. Возможности осуществлять управление через исполнительный орган (директора, руководителя) у предпринимателя нет. Он руководит своей деятельностью самостоятельно и берет на себя ответственность за все связанные с такой деятельностью риски.

Важный момент: даже если отбросить все теоретические моменты, с практической точки зрения предприниматель тоже не сможет назначить директора. Ведь согласно п. 13 ст. 9 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV данные о руководителе предприятия вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). А вот данные о директоре предпринимателя внести в ЕГР не представляется возможным, ведь в заявлении о госрегистрации предпринимателя (форма 10, утвержденная приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5, далее - Приказ № 3268/5) графа о директоре отсутствует.

С позиции трудового законодательства принять на работу директора у предпринимателя тоже не получится. Директору, как и другим наемным работникам, следует внести запись в трудовую книжку. Согласно п. 2.14 Инструкции, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58, в формулировке записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, используют наименования из Классификатора профессий ДК 003:2010 (далее – Классификатор). В нем такая должность, как директор предпринимателя, не предусмотрена. Есть только директор (начальник, другой руководитель) предприятия (код КП 1210.1).

Обратите внимание: если наименование должности не будет соответствовать Классификатору, предпринимателя могут оштрафовать органы Гоструда за нарушение, предусмотренное абзацем восьмым ст. 265 КЗоТ. Штраф за такое нарушение составляет 1 МЗП (сейчас это 4 173 грн).

То есть директор должен только лично управлять своей деятельностью?

Это не так. Мы выяснили, что предприниматель не может нанять директора, как ни крути. Однако это вовсе не означает, что предприниматель не может принять на работу помощников (или даже нескольких помощников). Как вариант – такого помощника можно принять на должность менеджера (управителя) (см. образец приказа).

Образец

Фізична особа – підприємець Копильченко Сергій Дмитрович

ІПН 8536547867

Наказ № 7

22.10.19 р.

м. Одеса

Про прийняття на роботу

  1. Прийняти на роботу Доброву Анну Миколаївну на посаду управителя в готельному господарстві з 23 жовтня 2019 року з посадовим окладом 15 000,00 грн.
  2. Укласти з Добровою А. М. трудовий договір від 23.10.19 р. № 7.

Фізособа-підприємець     (підпис)     С. Д. Копильченко

З наказом ознайомлена:     (підпис)     А. М. Доброва

С учетом своей сферы деятельности предприниматель может выбирать следующие наименования должности согласно Классификатору:

  • менеджер (управляющий) в розничной торговле непродовольственными товарами (код КП 1453.2);
  • менеджер (управляющий) в розничной торговле продовольственными товарами (код КП 1454);
  • менеджер (управляющий) в отельном хозяйстве (код КП 1455.1);
  • менеджер (управляющий) по организации питания (код КП 1456) и др.

Нужно ли предпринимателю выдавать доверенность управляющему?

Если менеджер (управляющий) будет подписывать договоры, взаимодействовать с органами ГНС и другими контролирующими органами, то ему необходимо выдать доверенность. Причем такую доверенность следует удостоверить у нотариуса. Согласно ст. 246 ГК доверенность без нотариального удостоверения может выдавать только юрлицо.

Совет: чтобы менеджер (управляющий) мог действовать без доверенности, данные о нем надо внести в ЕГР. Для этого предприниматель должен включить информацию о таком лице (нескольких лицах) в заявление о госрегистрации предпринимателя (форма 10, утвержденная Приказом № 3268/5). Если это нужно сделать уже после госрегистрации, тогда предприниматель подает заявление о внесении изменений в ЕГР (форма 11, утвержденная Приказом № 3268/5).

Выводы. Оформление по трудовому договору управляющего

Предприниматель не может осуществлять управление своей деятельностью через директора. Директор имеет статус исполнительного органа юридического лица, а не предпринимателя. Однако предприниматель может взять себе помощника – оформить по трудовому договору менеджера (управляющего).

Наказ_директор.docx
Скачать
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
17.10.2025
Практика учащихся заведений профессионального образования на предприятии и ее оформление
Практику учащиеся заведений профессионального образования, как правило, проходят на предприятиях. Порядок оформления и условия прохождения такой практики имеют свои особенности, о которых мы рассказываем в статье.  Практика учащихся заведений профессионального образования является неотъемлемой ...
14.10.2025
Коллективный договор: уточняем условия
В данной консультации рассмотрим общие правила, которые следует соблюдать при заключении коллективного договора. Срок действия коллективного договора законодательством не предусмотрен. Однако на практике колллективного договор заключают на один или два года. В конце года, даже если срок действия это...
10.10.2025
Средняя зарплата для лицензиатов – розничных торговцев подакцизными товарами: (не)однозначные 16/12 тыс. грн
В статье рассмотрим, какой размер средней зарплаты должен быть у субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками, сидром или перри, табачными изделиями, жидкостями для электронных сигарет и горючим, а также как ее определять и какие нюансы учитывать. В с...
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
Новое
17.10.2025
Оплата практики учащихся заведений профессионального образования и руководителей практики
Практика учащихся учреждений профессионального образования в некоторых случаях оплачивается, и руководитель практики на предприятии также должен получить соответствующую оплату. Какие есть условия для оплаты практики и как это отразить в отчетности, расскажем в статье.  По поводу оплаты времени...
17.10.2025
Практика учащихся заведений профессионального образования на предприятии и ее оформление
Практику учащиеся заведений профессионального образования, как правило, проходят на предприятиях. Порядок оформления и условия прохождения такой практики имеют свои особенности, о которых мы рассказываем в статье.  Практика учащихся заведений профессионального образования является неотъемлемой ...
17.10.2025
Нужно ли предприятию вести воинский учет практикантов и стажеров?
В статье выясним, должно ли предприятие проверять наличие военно-учетного документа у практикантов и стажеров и ставить на воинский учет таких лиц. Как известно, юридические лица должны вести воинский учет своих военнообязанных работников. Но обязаны ли предприятия вести воинский учет лиц, которые п...
Лучшие материалы