Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Положение о табельном учете - нужно или нет

22.11.2018

Скользящий график (установление гибкого режима рабочего времени)

Немало споров между бухгалтерами ведется с поводу того - нужно на предприятии разрабатывать Положение о табельном учете. Тем более если на предприятии работает три работника, из них бухгалтер выполняет обязанности как свои, так и инспектора по кадрам. Вроде все понятно, никаких нюансов при составлении табеля учета рабочего времени при таком количестве работников быть не может. Но давайте все же рассмотрим чем может пригодиться Положение о табельном учете.

При составлении табеля учета рабочего времени все руководствуются приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489 «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда», далее - Приказ № 489. Утвержденные формы используются в целях дальнейшего совершенствования государственных статистических наблюдений предприятий, учреждений, организаций по учету личного состава, использования рабочего времени и расчетов с работниками по заработной плате. В примечаниях определено, что форма носит рекомендательный характер и состоит из минимального количества показателей, необходимых для заполнения форм государственных статистических наблюдений. При необходимости форма может быть дополнена другими показателями, необходимыми для учета. Кроме того отмечено, если не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени для отдельной категории работников, допускается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации расчет суммированного фонда рабочего времени за месяц, по каждому работнику.

То есть порядок заполнения табеля учета рабочего времени этим приказом не определен. Но, в деятельности предприятий в зависимости от специфики работы, может возникнуть необходимость применения дополнительных отметок элементов рабочего времени, не указанных в Приказе № 489.

Начнем, так сказать, с самого начала. Для организации учета прихода на работу сотрудников и их ухода с работы применяется книга учета прихода/ухода сотрудников или система электронного учета. Действующим законодательством не установлена ​​обязанность ее ведения, но давайте обратимся к Типовым правилам внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденным постановлением Госкомтруда от 20.07.84 г. № 213 (далее - Постановление № 213), которые продолжают действовать. В них в ч.2 п.14 указано следующее: «До начала работы каждый работник и служащий обязан отмечать свой приход на работу, а по окончании рабочего дня - уход с работы в порядке, установленном на предприятии». А в п.15 Правил сказано: «Администрация обязана организовать учет явки на работу и ухода с работы».

Каким образом установить такой порядок - или в Правилах внутреннего трудового распорядка или в Положении о табельном учете. Здесь же возникает вопрос - неужели это так важно. В ответ обращаемся к судебной практике. Постановлением Заводского районного суда г. Николаева по делу от 22.06.18 г. № 487/2424/18 указано: «В нарушение требований ч.2 ст.30 Закона от 24.03.95 р. № 108/95-ВР «Об оплате труда», (далее - Закон № 108) и ч.2 п.14 Постановления № 213 не обеспечено достоверный учет выполняемой работником работы, а именно на предприятии отсутствует журнал учета прихода/ухода с работы работников». Для начала уже есть нарушения ч.1 ст.41 КУоАП. Идем дальше.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
04.07.2025
Можно ли исправить ошибку в Уведомлении о приеме на работу через длительное время?
Приняли на работу работника по основному месту работы, но в Уведомлении о приеме на работу ошибочно указали, что по совместительству. Ошибку выявили через два месяца. Как быть? Практическая ситуация Приняли на работу работника по основному месту работы, но в Уведомлении о приеме на работу ошибочно ...
02.07.2025
Оплата практики учащихся заведений профессионального образования и руководителей практики
Практика учащихся учреждений профессионального образования в некоторых случаях оплачивается, и руководитель практики на предприятии также должен получить соответствующую оплату. Какие есть условия для оплаты практики и как это отразить в отчетности, расскажем в статье.  По поводу оплаты времени...
02.07.2025
Практика учащихся заведений профессионального образования на предприятии и ее оформление
Производственную практику учащиеся заведений профессионального образования, как правило, проходят на предприятиях. Порядок оформления и условия прохождения такой практики имеют свои особенности, о которых мы рассказываем в статье.  Производственная практика учащихся заведений профессионального ...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
11.07.2025
Если задолженность по зарплате выплачивается в июле 2025 года
Компенсация гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты осуществляется в случае задержки выплаты доходов на один и более календарных месяцев в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 21.02.2001 № 159. Сумма компенсации исчисляется как произведение начис...
07.07.2025
Оплата больничного при увольнении работника
В консультации отвечаем на вопрос, оплачивается ли листок нетрудоспособности, если работник увольняется. Практическая ситуация Оплачивать ли работнику листок нетрудоспособности, если он увольняется с предприятия? Компенсирует ли соответствующие страховые выплаты ПФУ и с какого дня? Право на страхо...
07.07.2025
В июле 2025 года возобновляется индексация зарплаты
В статье изложены общие правила индексации зарплаты и особенности ее проведения в июле 2025 года. Как известно, с января 2025 года индексацию «обнулили», и для всех этот месяц стал «базовым» для проведения индексации (см. письмо Минсоцполитики от 10.12.2024 № 105/0/214-24). Э...
Лучшие материалы