Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Положение о табельном учете - нужно или нет

22.11.2018

Скользящий график (установление гибкого режима рабочего времени)

Немало споров между бухгалтерами ведется с поводу того - нужно на предприятии разрабатывать Положение о табельном учете. Тем более если на предприятии работает три работника, из них бухгалтер выполняет обязанности как свои, так и инспектора по кадрам. Вроде все понятно, никаких нюансов при составлении табеля учета рабочего времени при таком количестве работников быть не может. Но давайте все же рассмотрим чем может пригодиться Положение о табельном учете.

При составлении табеля учета рабочего времени все руководствуются приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489 «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда», далее - Приказ № 489. Утвержденные формы используются в целях дальнейшего совершенствования государственных статистических наблюдений предприятий, учреждений, организаций по учету личного состава, использования рабочего времени и расчетов с работниками по заработной плате. В примечаниях определено, что форма носит рекомендательный характер и состоит из минимального количества показателей, необходимых для заполнения форм государственных статистических наблюдений. При необходимости форма может быть дополнена другими показателями, необходимыми для учета. Кроме того отмечено, если не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени для отдельной категории работников, допускается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации расчет суммированного фонда рабочего времени за месяц, по каждому работнику.

То есть порядок заполнения табеля учета рабочего времени этим приказом не определен. Но, в деятельности предприятий в зависимости от специфики работы, может возникнуть необходимость применения дополнительных отметок элементов рабочего времени, не указанных в Приказе № 489.

Начнем, так сказать, с самого начала. Для организации учета прихода на работу сотрудников и их ухода с работы применяется книга учета прихода/ухода сотрудников или система электронного учета. Действующим законодательством не установлена ​​обязанность ее ведения, но давайте обратимся к Типовым правилам внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденным постановлением Госкомтруда от 20.07.84 г. № 213 (далее - Постановление № 213), которые продолжают действовать. В них в ч.2 п.14 указано следующее: «До начала работы каждый работник и служащий обязан отмечать свой приход на работу, а по окончании рабочего дня - уход с работы в порядке, установленном на предприятии». А в п.15 Правил сказано: «Администрация обязана организовать учет явки на работу и ухода с работы».

Каким образом установить такой порядок - или в Правилах внутреннего трудового распорядка или в Положении о табельном учете. Здесь же возникает вопрос - неужели это так важно. В ответ обращаемся к судебной практике. Постановлением Заводского районного суда г. Николаева по делу от 22.06.18 г. № 487/2424/18 указано: «В нарушение требований ч.2 ст.30 Закона от 24.03.95 р. № 108/95-ВР «Об оплате труда», (далее - Закон № 108) и ч.2 п.14 Постановления № 213 не обеспечено достоверный учет выполняемой работником работы, а именно на предприятии отсутствует журнал учета прихода/ухода с работы работников». Для начала уже есть нарушения ч.1 ст.41 КУоАП. Идем дальше.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
14.11.2025
В военный период предприятие меняет режим работы: как оформить отношения с работниками
В статье расскажем, как предприятию изменить режим работы и какими документами это оформить. Во время военного положения многие предприятия устанавливают для персонала режим неполного рабочего времени. Такой шаг, как правило, вызван экономическими факторами (например, сократилось количество заказов...
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
10.11.2025
Восстановление уничтоженных вследствие обстрела кадровых документов
В статье разъясняем, как восстановить уничтоженные бумажные кадровые документы, сгоревшие после обстрела. Война, к сожалению, продолжается. А вследствие обстрелов и разрушений происходит утеря или уничтожение документов, в том числе и кадровых. Выясним, как действовать работодателю в таком случае и ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
14.11.2025
В военный период предприятие меняет режим работы: как оформить отношения с работниками
В статье расскажем, как предприятию изменить режим работы и какими документами это оформить. Во время военного положения многие предприятия устанавливают для персонала режим неполного рабочего времени. Такой шаг, как правило, вызван экономическими факторами (например, сократилось количество заказов...
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
14.11.2025
Можно ли устанавливать дополнительные выходные дни вместо праздничных?
В статье мы выяснили, правомерно ли во время действия военного положения устанавливать на предприятии дополнительные выходные или праздничные дни и как это правильно сделать В период военного положения не действует норма ст. 73 КЗоТ, которая устанавливает праздничные и нерабочие дни в мирное время. ...
Лучшие материалы