Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Положение о табельном учете - нужно или нет

22.11.2018

Скользящий график (установление гибкого режима рабочего времени)

Немало споров между бухгалтерами ведется с поводу того - нужно на предприятии разрабатывать Положение о табельном учете. Тем более если на предприятии работает три работника, из них бухгалтер выполняет обязанности как свои, так и инспектора по кадрам. Вроде все понятно, никаких нюансов при составлении табеля учета рабочего времени при таком количестве работников быть не может. Но давайте все же рассмотрим чем может пригодиться Положение о табельном учете.

При составлении табеля учета рабочего времени все руководствуются приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489 «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда», далее - Приказ № 489. Утвержденные формы используются в целях дальнейшего совершенствования государственных статистических наблюдений предприятий, учреждений, организаций по учету личного состава, использования рабочего времени и расчетов с работниками по заработной плате. В примечаниях определено, что форма носит рекомендательный характер и состоит из минимального количества показателей, необходимых для заполнения форм государственных статистических наблюдений. При необходимости форма может быть дополнена другими показателями, необходимыми для учета. Кроме того отмечено, если не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени для отдельной категории работников, допускается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации расчет суммированного фонда рабочего времени за месяц, по каждому работнику.

То есть порядок заполнения табеля учета рабочего времени этим приказом не определен. Но, в деятельности предприятий в зависимости от специфики работы, может возникнуть необходимость применения дополнительных отметок элементов рабочего времени, не указанных в Приказе № 489.

Начнем, так сказать, с самого начала. Для организации учета прихода на работу сотрудников и их ухода с работы применяется книга учета прихода/ухода сотрудников или система электронного учета. Действующим законодательством не установлена ​​обязанность ее ведения, но давайте обратимся к Типовым правилам внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденным постановлением Госкомтруда от 20.07.84 г. № 213 (далее - Постановление № 213), которые продолжают действовать. В них в ч.2 п.14 указано следующее: «До начала работы каждый работник и служащий обязан отмечать свой приход на работу, а по окончании рабочего дня - уход с работы в порядке, установленном на предприятии». А в п.15 Правил сказано: «Администрация обязана организовать учет явки на работу и ухода с работы».

Каким образом установить такой порядок - или в Правилах внутреннего трудового распорядка или в Положении о табельном учете. Здесь же возникает вопрос - неужели это так важно. В ответ обращаемся к судебной практике. Постановлением Заводского районного суда г. Николаева по делу от 22.06.18 г. № 487/2424/18 указано: «В нарушение требований ч.2 ст.30 Закона от 24.03.95 р. № 108/95-ВР «Об оплате труда», (далее - Закон № 108) и ч.2 п.14 Постановления № 213 не обеспечено достоверный учет выполняемой работником работы, а именно на предприятии отсутствует журнал учета прихода/ухода с работы работников». Для начала уже есть нарушения ч.1 ст.41 КУоАП. Идем дальше.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
16.09.2025
Авансовый отчет: форма, сроки, порядок заполнения, образцы
В статье расскажем, когда нужно составлять Отчет об использовании средств/электронных денег, выданных на командировку или под отчет, каковы сроки его подачи и правила заполнения. Основные изменения, касающиеся авансового отчета, произошли еще в 2023 году: были обновлены его форма и случаи обязательн...
03.09.2025
Направление работника на базовую военную службу или общевойсковую подготовку: действия работодателя
Из статьи узнаете, что такое базовая военная служба и базовая общевойсковая подготовка и что должен сделать работодатель при направлении на них работников. Понятия «базовая общевойсковая подготовка» (далее – общевойсковая подготовка) и «базовая военная служба» на первый...
31.07.2025
Изменения в Критериях и порядке признания предприятий критически важными
Рассматриваем изменения в Критериях и порядке признания предприятий критически важными для экономики и территориальной общины, а также будет ли сохранен статус критически важного предприятия после реорганизации некоторых министерств, в частности Минагро. Постановлением КМУ от 14.07.2025 № 847 «...
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
18.07.2025
Какие документы должен иметь водитель для приема на работу
В статье рассмотрено, какие документы нужно требовать от водителя при приеме его на работу. При выполнении трудовых обязанностей водитель отвечает за транспортное средство (далее – ТС), пассажиров, груз. Поэтому работодатель, принимая человека на такую должность, должен проверить, есть ли у не...
Новое
30.09.2025
Варианты действий работодателя при повреждении предприятия
В статье рассмотрены 7 возможных вариантов действий работодателя в случае повреждения или уничтожения предприятия. Война всегда приводит к разрушительным последствиям, в частности и к повреждению предприятий или их производственных помещений. В связи с этим работники не могут выполнять свои трудовые...
29.09.2025
Нормы продолжительности рабочего времени и важные события в октябре 2025 года
Какова норма продолжительности рабочего времени в октябре 2025 года?В статье дадим ответы на вопросы касательно продолжительности рабочего времени в октябре 2025 года и подачи статотчетности.Какова норма продолжительности рабочего времени в октябре 2025 года?В октябре – 31 календарный день.Согл...
23.09.2025
Каковы действия работодателя в случае невозвращения забронированного работника из-за границы?
В ответе на вопрос выясняем, что делать работодателю, если забронированный работник не возвращается из заграничного отпуска. Практическая ситуация Забронированный работник не вернулся из заграничного отпуска, сообщив в месенджере, что не планирует возвращаться в Украину в ближайшее время, и просит ...
Лучшие материалы