Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Положение о табельном учете - нужно или нет

22.11.2018

Скользящий график (установление гибкого режима рабочего времени)

Немало споров между бухгалтерами ведется с поводу того - нужно на предприятии разрабатывать Положение о табельном учете. Тем более если на предприятии работает три работника, из них бухгалтер выполняет обязанности как свои, так и инспектора по кадрам. Вроде все понятно, никаких нюансов при составлении табеля учета рабочего времени при таком количестве работников быть не может. Но давайте все же рассмотрим чем может пригодиться Положение о табельном учете.

При составлении табеля учета рабочего времени все руководствуются приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489 «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда», далее - Приказ № 489. Утвержденные формы используются в целях дальнейшего совершенствования государственных статистических наблюдений предприятий, учреждений, организаций по учету личного состава, использования рабочего времени и расчетов с работниками по заработной плате. В примечаниях определено, что форма носит рекомендательный характер и состоит из минимального количества показателей, необходимых для заполнения форм государственных статистических наблюдений. При необходимости форма может быть дополнена другими показателями, необходимыми для учета. Кроме того отмечено, если не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени для отдельной категории работников, допускается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации расчет суммированного фонда рабочего времени за месяц, по каждому работнику.

То есть порядок заполнения табеля учета рабочего времени этим приказом не определен. Но, в деятельности предприятий в зависимости от специфики работы, может возникнуть необходимость применения дополнительных отметок элементов рабочего времени, не указанных в Приказе № 489.

Начнем, так сказать, с самого начала. Для организации учета прихода на работу сотрудников и их ухода с работы применяется книга учета прихода/ухода сотрудников или система электронного учета. Действующим законодательством не установлена ​​обязанность ее ведения, но давайте обратимся к Типовым правилам внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденным постановлением Госкомтруда от 20.07.84 г. № 213 (далее - Постановление № 213), которые продолжают действовать. В них в ч.2 п.14 указано следующее: «До начала работы каждый работник и служащий обязан отмечать свой приход на работу, а по окончании рабочего дня - уход с работы в порядке, установленном на предприятии». А в п.15 Правил сказано: «Администрация обязана организовать учет явки на работу и ухода с работы».

Каким образом установить такой порядок - или в Правилах внутреннего трудового распорядка или в Положении о табельном учете. Здесь же возникает вопрос - неужели это так важно. В ответ обращаемся к судебной практике. Постановлением Заводского районного суда г. Николаева по делу от 22.06.18 г. № 487/2424/18 указано: «В нарушение требований ч.2 ст.30 Закона от 24.03.95 р. № 108/95-ВР «Об оплате труда», (далее - Закон № 108) и ч.2 п.14 Постановления № 213 не обеспечено достоверный учет выполняемой работником работы, а именно на предприятии отсутствует журнал учета прихода/ухода с работы работников». Для начала уже есть нарушения ч.1 ст.41 КУоАП. Идем дальше.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
21.10.2025
Отпуск в связи с беременностью и родами: оформление и перенос
В этой статье рассматриваем порядок предоставления и оформления отпуска в связи с беременностью и родами, а также при каких условиях можно делить такой отпуск, переносить на другой период и как это оформить. Вопросы предоставления и оформления отпуска в связи с беременностью и родами (иногда его все...
17.10.2025
Оплата практики учащихся заведений профессионального образования и руководителей практики
Практика учащихся учреждений профессионального образования в некоторых случаях оплачивается, и руководитель практики на предприятии также должен получить соответствующую оплату. Какие есть условия для оплаты практики и как это отразить в отчетности, расскажем в статье.  По поводу оплаты времени...
17.10.2025
Практика учащихся заведений профессионального образования на предприятии и ее оформление
Практику учащиеся заведений профессионального образования, как правило, проходят на предприятиях. Порядок оформления и условия прохождения такой практики имеют свои особенности, о которых мы рассказываем в статье.  Практика учащихся заведений профессионального образования является неотъемлемой ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
07.11.2025
Номенклатура дел структурного подразделения: как оформить
В статье рассказываем как разработать и оформить номенклатуру дел структурного подразделения. Каждое структурное подразделение юридического лица должно разработать номенклатуру дел. На основе таких номенклатур формируется и утверждается сводная номенклатура дел юрлица. Читайте в статье, что такое но...
04.11.2025
Учитывается ли при исчисления больничных материальная помощь, начисленная в месяце, который исключается из расчетного периода?
Учитывается ли при исчисления больничных материальная помощь, начисленная в месяце, который исключается из расчетного периода? Практическая ситуация Работник не работал по уважительной причине (временная нетрудоспособность) в течение всего августа 2025 года (с первого по последний день месяца), кот...
31.10.2025
Нормы продолжительности рабочего времени – 2025
Нормы продолжительности рабочего времени в последние годы рассчитывают с учетом военного положения, срок действия которого пока продлен по 05:29 03.02.2026 (соответствующий Указ Президента утвержден Законом от 21.10.2025 № 4643-ІХ). Рассчитанные нормы продолжительности рабочего времени в условиях во...
Лучшие материалы