Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Отображать ли выплату доходов ФЛПам в ф. № 1ДФ?

Относительно вопроса, вынесенного в заголовок, есть два противоположных варианта: отображать - не учитывать. Сторонники обоих вариантов в подтверждение своей позиции оперируют одним и тем же термином, но свои обязанности, вытекающие из него вытекают, понимают по-разному.

Сторонники каждого из вариантов имеют свои аргументы. И читатель уже с ними, наверное, знаком, потому что эта тема активно обсуждается как на страницах бухгалтерской прессы, в профессиональных группах в соцсетях и на форумах. Поэтому автор в статье некоторые из них будет повторять, но с предоставлением собственной им оценки.

Аргументы «не учитывать»

Сторонники варианта «не учитывать» информацию о выплаченных предпринимателям доходы в ф. № 1ДФ в пользу своей позиции приводят, среди прочего, следующие основные аргументы:

  • плательщик дохода предпринимателю не является налоговым агентом, а только налоговый агент должен отражать доходы в ф. № 1ДФ;
  • НК прямо не предусматривает такой обязанности;
  • наличие в Порядке заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом Минфина от 13.01.15 г. № 4 (далее - Порядок № 4) признака дохода «157» не является основанием для отражения дохода;
  • судебная практика в пользу компаний.

Аргументы «отражать»

Сторонники варианта «отражать» информацию о выплаченных предпринимателям доходы в ф. № 1ДФ в пользу своей позиции приводят следующие основные аргументы:

  • это обязанность налогового агента, предусмотренная в положениях НК;
  • в налоговых разъяснениях налоговый орган требует отображения;
  • наличие в Порядке № 4 признака дохода «157» является основанием для отражения дохода;
  • судебная волокита себя не оправдывает.

Обязанности налогового агента

В вопросе «отражать - не учитывать выплаты предпринимателям в ф. № 1 ДФ» обе стороны апеллируют к понятию «налоговый агент», но каждая трактует его по-своему.

Пунктом 18.1 НК определено, что налоговым агентом признается лицо, на которое настоящим Кодексом возлагается обязанность по исчислению, удержанию из доходов, начисляемых (выплачиваются, предоставляются) плательщику, и перечислению налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет средств налогоплательщика.

Поскольку на юридическое лицо, выплачивающее доходы предпринимателю, не возлагается обязанность по исчислению, удержанию из доходов, начисляемых (выплачиваются, предоставляются) плательщику, и перечислению налога в соответствующий бюджет от имени и за счет средств такого предпринимателя - получателя доходов1, то такие юридические лица не признаются налоговыми агентами. Логично. Поэтому сторонники варианта «не учитывать», ссылаясь на п. 51.1 НК, утверждают, что отражать выплаты предпринимателям в ф. № 1ДФ не нужно, поскольку подавать контролирующим органам в сроки, установленные настоящим Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков обязаны налоговые агенты.

В то же время в п. 18.2 НК сказано, что налоговые агенты приравниваются к налогоплательщикам и имеют права и выполняют обязанности, установленные настоящим Кодексом для налогоплательщиков. А п. 51.1 НК, если быть дословным, установлено, что «налогоплательщики, в т. ч. налоговые агенты обязаны подавать контролирующим органам в сроки, установленные настоящим Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков».

Иначе говоря, даже не будучи налоговым агентом по отношению к предпринимателю, предприятие, выплачивающее ему доход остается налогоплательщиком. Так если в п. 51.1 НК обязанность подавать ф. № 1ДФ закреплено и за налогоплательщиком, то почему предприятие не должно включать доходы предпринимателей в ф. № 1ДФ?

Сторонники отображения дополнительно апеллируют еще и пп. 14.1.180 НК, в котором дается определение понятия налогового агента именно по налогу на доходы физических лиц. Это юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента - юридического лица, инвестор (оператор) по соглашению о разделе продукции, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный разделом IV настоящего Кодекса, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, выплачиваемых акий лицу, вести налоговый учет, подавать налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и разделом IV настоящего Кодекса.

Какая из норм НК является специальной в определении понятия налогового агента по НДФЛ: норма п. 18.1, в которой говорится лишь о удержание и уплату налога или норма пп. 14.1.180 НК, в которой еще идет и представления отчетности?

Подпункт 14.1.180 НК, в котором дополнительно говорится и об обязанности «вести налоговый учет, и об обязанности подавать налоговую отчетность контролирующим органам», как и п. 51.1 НК, не связывает вопрос содержания (и уплаты налога) и вопрос предоставления отчетности. Эти обязанности закреплены в пп. 14.1.180 НК по налоговым агентом через запятую «платить налог ... вести налоговый учет, подавать налоговую отчетность». И если отбросить обязанность налогового агента по удержанию и уплате налога, все равно остаются обязанности «вести налоговый учет, подавать налоговую отчетность».

Обязанность подавать отчетность налоговым агентом предусмотрена не только в ст. 51 НК, но и в пп. «б» п. 176.2 НК: «лица, которые в соответствии с настоящим Кодексом имеют статус налоговых агентов, обязаны подавать в сроки, установленные настоящим Кодексом для налогового квартала налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, а также суммы удержанного с них налога в контролирующий орган по месту своего расположения. Такой расчет подается только в случае начисления сумм указанных доходов плательщику налога налоговым агентом в течение отчетного периода».

Поскольку речь идет о НДФЛ, то автор склонен считать, что в п. 176.2 НК имеется в виду налоговый агент, определение которому дано в пп. 14.1.180 НК - лицо, которое должно вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность контролирующим органам.

Выше имеем как минимум два вопроса, которые требуют ответов, но не находим их у противников.

Как известно, в разделе IV НК приведен ряд доходов, которые или освобождаются от налогообложения, или не являются объектом налогообложения в момент выплаты. Поэтому вопрос встречный: если работодатель выплачивает (предоставляет) работнику необлагаемый доход, его следует включать в ф. № 1ДФ?

Например, нужно ли отражать материальную помощь в размере до 2240 грн? алименты? расходы на обучение и т.д.? Если предприятие с них налог не удерживает, то оно не является налоговым агентом, а затем и не должно их включать в ф. № 1ДФ. Логично? Почему нет? Понятие налогового агента, по логике противников, привязано не к лицу получателя дохода, а в доход: если с дохода необходимо удерживать налог - плательщик налоговый агент, не нужно - не агент. А если с одного дохода необходимо удерживать налог, а с другой нет (или части дохода)?

Порядок № 4

В пп. 1.1 Порядка № 4 сказано, что он определяет порядок заполнения и представления ф. № 1ДФ в соответствии с требованиями ст. 51, пп. 70.16.1, 70.4.2 и пп. «б» п. 176.2 НК. Нормы ст. 51 и пп. «б» п. 176.2 НК мы проанализировали.

Статья 70 НК определяет порядок ведения Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов и пп. 70.16.1 определено, что юридические лица и физические лица - предприниматели, налоговые агенты представляют в налоговый орган информацию о дате приема на работу или увольнение с работы физических лиц, а также информацию, предусмотренную ст. 51 этого Кодекса. Как видим, в числе подавальщиков - юридические лица и через запятую - налоговые агенты. Перефразируя поэта: «агентом можешь ты не быть, и отчитываться ты должен». И обязанность отчетности в этом случае привязана не к сумме удерживаемого налога, а к сумме выплачиваемого дохода.

Так, в п. 70.3 НК сказано, что в информационную базу Государственного реестра включаются следующие данные о физических лицах:

  • источники получения доходов;
  • объекты налогообложения;
  • сумма начисленных и/или полученных доходов;
  • сумма начисленных и/или выплаченных налогов;
  • информация о налоговой скидке и налоговых льготах налогоплательщика.

Для этого в Справочнике признаков доходов в Порядке № 4 и предусмотрен признак дохода «157». Но противники отображения Порядок № 4 во внимание предлагают не брать, так как он является подзаконным актом и противоречит НК, а потому не может быть основанием для привлечения предприятия к ответственности.

Ответственность

Если предприятие не отражает в ф. № 1ДФ доходы, выплаченные предпринимателям, то в ходе проверок налоговики, как правило, накладывают штраф по п. 119.2 НК как за представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммы удержанного с них налога в сумме 510 грн.

Именно вокруг этого штрафа «крутится» вся судебная практика, с которой делается вывод, что отражать доходы предпринимателей в ф. № 1ДФ не нужно, поскольку суды отменяют эти штрафные санкции по тем мотивам, что предприятие «не является налоговым агентом в отношении субъектов хозяйствования и не имеет обязанности представлять в налоговый орган отчет 1ДФ» (см., Например, решение в деле К/800/51452/14 от 08.06.2016 г.). И подобных судебных решений можно найти еще несколько.

Как действовать

Выше автор задал несколько вопросов, на которые не может найти ответы в законодательстве и которые, по его мнению, указывают на то, что доходы предпринимателей в ф. № 1ДФ отражать нужно. Не могут дать ответы на эти вопросы и противники отображения, поскольку их основными аргументами остаются п.18.1 НК и судебная практика.

В то же время автор считает, что обязанность отражать доходы предпринимателей в ф. № 1ДФ зависит не столько от статуса (не) налогового агента, как от обязанности каждого налогоплательщика - предприятия и предпринимателя - предоставлять налоговым органам информацию для ведения информационной базы Государственного реестра в соответствии со ст. 70 НК. А налоговикам, поскольку они проигрывают суды по п. 119.2 НК, стоит обратить внимание на п. 119.1 НК. Им установлена ответственность за непредставление или нарушение порядка представления налогоплательщиком информации для формирования и ведения Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов, предусмотренного настоящим Кодексом, в размере 85 грн. (За повторное нарушение - 170 грн.). Здесь у них больше шансов.

_________________________

1При условии подтверждения им своего статуса, как это требует п. 177.8 НК.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
28.02.2025
Исправление ошибок в приложении 4ДФ к Налоговому расчету
С января 2025 года изменился отчетный период для представления Налогового расчета и приложения 4ДФ. Но общие правила исправления ошибок за предыдущие отчетные периоды остались почти те же. Главное – не запутаться в отчетных периодах, за которые исправляем ошибки. Поэтому рассмотрим наиболее ра...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
21.02.2025
Приложение 5 декларации по НДС: порядок заполнения и исправления ошибок
Приложение 5 к декларации по НДС (далее – декларация) заполняется плательщиками НДС, которые обязаны распределять входной НДС в соответствии с п. 199.1 Налогового кодекса (далее – НК) (заполняют таблицы 1 и 2) и плательщиками, применяющими кассовый метод учета НДС (заполняют таблицу 3). ...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
Новое
08.05.2025
Возвращение работника на работу после военной службы: действия работодателя
В статье рассмотрим, как работодателю оформить возвращение работника на работу после его увольнения с военной службы. На сегодняшний день учащаются случаи, когда мобилизованный работник увольняется с военной службы и возвращается на работу. Так что в этой статье расскажем: как действовать работод...
06.05.2025
Правомерность продления действия срочного трудового договора
На период отпуска по беременности и родам основной работницы на ее должность была принята другая работница по срочному трудовому договору. После окончания этого отпуска основной работнице был предоставлен неиспользованный ежегодный отпуск, а затем – отпуск по уходу за ребенком до достижения им...
06.05.2025
Включать ли в стаж для ежегодного отпуска период, когда работодатель выплачивал средства мобилизованному работнику?
Во время военного положения многие работодатели продолжают поддерживать своих мобилизованных работников, выплачивая им средства, например, средний заработок или другие компенсации. При таких обстоятельствах возникает вопрос: засчитывается ли период, когда работодатель выплачивал средства мобилизован...
Лучшие материалы