Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

НСЛ при выплате аванса и переплата по НДФЛ и ВС

30.11.2020

На предприятии работает только одна работница на 0,25 ставки, поскольку ей установлено неполное рабочее время (2 часа в день). Полная ставка по штатному расписанию равна минимальной зарплате. Работница имеет троих детей в возрасте до 18 лет и подала соответствующее заявление и документы для получения 100% -ной налоговой социальной льготы (далее – НСЛ) в расчете на каждого ребенка. Поэтому из ее зарплаты за месяц налоги не удерживаются. Нужно ли удерживать НДФЛ и ВС при выплате аванса и как быть с переплатой, возникающей по итогам месяца?

Действительно, если работница работает на 0, 25 ставки и к ее доходу применяется 100%-ная НСЛ в расчете на каждого ребенка до 18 лет, НДФЛ и ВС из месячного дохода не удерживается. И вот почему.

Порядок применения НСЛ

Каждый наемный работник имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы (других приравненных к ней в соответствии с законодательством выплат, компенсаций и вознаграждений), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн (п. 169.1 Налогового кодекса, далее – НК). В 2020 году предельный размер для применения НСЛ составляет 2 940 грн. При превышении суммы месячной зарплаты над установленным граничным размером вопрос предоставления НСЛ не рассматривается независимо от категории налогоплательщика, который ее получает.

В рассматриваемой ситуации работница получает доход, например, в ноябре 2020 года, в сумме 1 250 грн (5 000 грн х 0, 25). Размер дохода, дающий право на применение к нему НСЛ, составляет 8 820 грн (2 940 грн х 3). То есть работодатель применяет к ее доходу НСЛ в сумме 3 153 грн (1 051 грн х 3). Следовательно, НДФЛ и ВС в таком случае составляет 0 грн.

Размер минимальной заработной платы

Налоговая социальная льгота (НСЛ) на детей в 2020 году

Применяется ли НСЛ к авансу

Однако НСЛ применяется ко всей зарплате за месяц, а не к ее части (ОИР, категория 103.08.01). Такой вывод налоговики делают, учитывая пп. 169.2.1 НК, в соответствии с которым НСЛ применяется к начисленному налогоплательщику месячному доходу в виде зарплаты.

То есть аванс нужно облагать налогом, даже несмотря на то, что по итогам месяца в результате применения НСЛ зарплата облагаться налогом не будет.

Налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать НДФЛ из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в ст. 167 НК. В то же время, лица, имеющие статус налоговых агентов, обязаны, в частности, своевременно и полностью начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) в бюджет налог с дохода, который выплачивается в пользу налогоплательщика и облагается налогом до или во время такой выплаты за ее счет (п. 176.2 НК). Исходя из указанных норм, аванс подлежит налогообложению при его выплате, и при этом НСЛ к сумме такой выплаты не применяется (ОИР, категория 103.26).

Возможность не относить аванс к налогооблагаемым доходам, поскольку такой вид дохода отдельно не указан в п. 164.2 НК, налоговиками никогда не рассматривалась ни в индивидуальных, ни в обобщающих налоговых консультациях.

Можно ли вернуть переплату по НДФЛ и ВС

Таким образом, получается, что по результатам месяца у работодателя возникает переплата по НДФЛ и ВС, которую можно возвратить как излишне уплаченные суммы налогов (ст. 43 НК). Такой возврат может быть осуществлен при отсутствии у работодателя налогового долга.

Для этого налогоплательщик в течение 1095 дней со дня возникновения переплаты должен подать в территориальный орган ГНС по месту администрирования (учета) ошибочно и/или излишне уплаченных сумм заявление о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени (далее – заявление) в произвольной форме с указанием направления перечисления средств:

  • на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка;
  • на погашение денежного обязательства и/или налогового долга по другим платежам, контроль за взимание которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета;
  • возврат в наличной форме денег по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке.

Дополнительно к заявлению плательщик может приложить копию платежного документа, во исполнение которого ошибочно и/или излишне уплаченный платеж перечислен в бюджет (п. 1 разд. ІІ Порядка информационного взаимодействия Государственной фискальной службы Украины, ее территориальных органов, Государственной казначейской службы Украины, ее территориальных органов, местных финансовых органов в процессе возврата налогоплательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени, утвержденного приказом Минфина от 11.02.19 г. № 60).

Следует заметить: поскольку по НДФЛ и ВС работодателями не проводится самостоятельное согласование налоговых обязательств, возникающих по результатам налогообложения выплачиваемых физическим лицам доходов, для вывода о правомерности возврата излишне уплаченных сумм налоговики вынуждены проводить документальные проверки правомерности налогообложения доходов, о выплате которых указано в заявлении на возврат. Обычно в таких случаях налоговые ревизоры требуют предоставить соответствующие документы для проведения невыездной документальной проверки.

Обращаем внимание на следующую особенность. Заявление подается в орган ГНС по месту администрирования (учета) ошибочно и/или излишне уплаченных сумм налогов. То есть, если сумма налогов излишне уплачена за работника обособленного подразделения, заявление на возврат излишне уплаченной суммы НДФЛ следует подать в орган ГНС по месту нахождения такого обособленного подразделения, где головное предприятие должно учитываться как неосновной плательщик (плательщик отдельных видов налогов), а заявление о возврате ВС – в ГНС по местонахождению головного предприятия.

В то же время, налогоплательщик может подать заявление в электронной форме с помощью средств информационно-телекоммуникационных систем и с соблюдением требований законодательства в сферах защиты информации, электронных доверительных услуг и электронного документооборота (вход в Электронный кабинет осуществляется по адресу, а также через официальный веб-портал ГНС). Таким способом подать заявление можно через приватную часть Электронного кабинета по идентификатору формы J/F 1302001 или в произвольной форме через меню «Переписки с ГНС» приватной части Электронного кабинета.

При создании заявления в режиме «Ввод отчетности» плательщик самостоятельно устанавливает фильтр по параметрам: «год», «период», «тип формы», в частности «J(F) 13 Запросы». Из перечня запросов выбирает необходимую форму Заявления («J/F 1302001»), а затем – соответствующий территориальный орган ГФС: «регион», «район» (по умолчанию установлен орган ГНС по месту основной регистрации).

В предложенной форме Заявления следует заполнить соответствующие поля электронного документа, подписать и отправить, а регистрационные данные налогоплательщика заполняются автоматически.

Дополнительно к заявлению плательщик может подать копию платежного документа, во исполнение которого ошибочно и/или излишне уплаченный платеж перечислен в бюджет. Для этого во вкладке «Приложения» он выбирает опцию «Приложить» документ произвольного формата (F/J 1360102) и заполняет обязательные поля формы.

Таким образом, при выплате аванса его сумму следует облагать налогами. В случае возникновения переплаты по НДФЛ и ВС за месяц налогоплательщик может подать заявление в орган ГНС по месту администрирования (учета) излишне уплаченных сумм налогов для возврата такой переплаты.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
14.11.2025
В военный период предприятие меняет режим работы: как оформить отношения с работниками
В статье расскажем, как предприятию изменить режим работы и какими документами это оформить. Во время военного положения многие предприятия устанавливают для персонала режим неполного рабочего времени. Такой шаг, как правило, вызван экономическими факторами (например, сократилось количество заказов...
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
14.11.2025
Можно ли устанавливать дополнительные выходные дни вместо праздничных?
В статье мы выяснили, правомерно ли во время действия военного положения устанавливать на предприятии дополнительные выходные или праздничные дни и как это правильно сделать В период военного положения не действует норма ст. 73 КЗоТ, которая устанавливает праздничные и нерабочие дни в мирное время. ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
23.10.2025
Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности
В статье расскажем об особенностях проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия. Инвентаризация расчетов предприятия является одним из этапов сплошной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой финансовой отчетности. Инвентаризация дебиторской и кредитор...
Новое
14.11.2025
В военный период предприятие меняет режим работы: как оформить отношения с работниками
В статье расскажем, как предприятию изменить режим работы и какими документами это оформить. Во время военного положения многие предприятия устанавливают для персонала режим неполного рабочего времени. Такой шаг, как правило, вызван экономическими факторами (например, сократилось количество заказов...
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
14.11.2025
Можно ли устанавливать дополнительные выходные дни вместо праздничных?
В статье мы выяснили, правомерно ли во время действия военного положения устанавливать на предприятии дополнительные выходные или праздничные дни и как это правильно сделать В период военного положения не действует норма ст. 73 КЗоТ, которая устанавливает праздничные и нерабочие дни в мирное время. ...
Лучшие материалы