Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Можно ли возместить работнику суточные, если нет билетов на проезд


Допустим, работника направили в командировку. Перед отъездом ему выплатили суточные, а билеты на проезд туда и обратно он приобретал сам за свои средства. Когда работник вернулся из командировки и стал оформлять авансовый отчет, выяснилось, что билеты на проезд он потерял. Имеет ли работник право на получение суточных от предприятия, если у него нет документов, подтверждающих проезд до места командировки и обратно? Не послужит ли отсутствие проездных билетов поводом для специалистов контролирующего органа считать, что командировка не состоялась, поэтому полученный им аванс будет являться дополнительным благом для такого работника?


Разберемся во всем по порядку.

При каких условиях командированному работнику выплачиваются суточные?

Суточные расходы – это расходы работника, связанные с финансированием его личных потребностей (например, расходы на питание), которые он несет за время пребывания в командировке (п. 15 разд. І Инструкции № 59). Суточные должны быть выплачены командированному за каждый день его командировки, включая дни выбытия и прибытия (п. 4 разд. ІІ, п. 16 разд. ІІІ Инструкции № 59).

Сумма суточных определятся согласно приказу о командировке и другим первичным документам (п. 4 разд. ІІ Инструкции № 59).

Имейте в виду! При отсутствии приказа о командировке суточные не выплачиваются (п. 4 разд. ІІ Инструкции № 59).

Что подразумевается под первичными документами для выплаты суточных?

Как следует из Письма Минфина от 04.05.11 г. № 31-07230-16-25/11433 (далее - Письмо № 11433), под такими первичными документами Минфин понимает документы, которые подтверждают пребывание работника в месте командировки: транспортные билеты, счета, полученные в гостиницах (мотелях) либо от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию командированного работника, и т. д.

А если вдруг какого-либо из этих документов у работника не окажется?

Тогда можно считать, что работник во время командировки просто не осуществлял соответствующих расходов, например, добирался на попутках, жил у родственников и т. д.

В таком случае Минфин разрешает предприятию выплачивать суточные только на основании приказа о командировке (см. Письмо № 11433).

Подытожим. Предприятие не должно выплачивать суточные только в одном случае – если нет приказа о командировке. Отсутствие какого-либо первичного документа, подтверждающего пребывание работника в командировке, не является основанием для невыплаты суточных.

Будут ли полученные суточные считаться дополнительным благом для командированного работника и облагаться НДФЛ, если отсутствуют проездные документы?

Согласно пп. «а» пп. 170.9.1 НК суточные не включаются в налогооблагаемый доход работника и не требуют документального подтверждения, если их сумма не превышает законодательно установленного уровня (см. подробнее «Когда командировка – рекламный тур»).

При этом сумма суточных определяется (пп. «а» пп. 170.9.1 НК):

  • согласно приказу о командировке и другим первичным документам – в случае командировки в пределах Украины и в страны, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд);
  • согласно приказу о командировке при наличии документальных доказательств пребывания работника в командировке – в случае командировки в страны, въезд граждан Украины на территорию которых осуществляется при наличии визы (разрешения на въезд). При этом такими доказательствами названы отметки пограничных служб о пересечении границы, проездные документы, счета на проживание и/или какие-либо другие документы, подтверждающие фактическое нахождение работника в командировке.

Если соответствующие подтверждающие документы отсутствуют, то суточные включаются в налогооблагаемый доход командированного работника (пп. «а» пп. 170.9.1 НК).

После командировки в страну, на территорию которой граждане Украины могут въезжать только при наличии визы, работник не смог представить проездные документы. Будут ли облагаться суточные НДФЛ, ведь наличие таких документов прямо предусмотрено нормой НК (см. выше)?

Считаем, что норму пп. «а» пп. 170.9.1 НК не следует понимать так буквально. Ведь той же Инструкцей № 59 предусмотрена поездка в зарубежную командировку на автомобиле. А в этом случае билетов у работника не будет, но никто не поставит под сомнение факт его пребывания в командировке.

В пп. «а» пп. 170.9.1 НК прямо сказано: чтобы какие-либо расходы на командировку не включались в налогооблагаемый доход работника, необходимо иметь:

  • приказ о командировке;
  • документы, подтверждающие связь такой командировки с хозяйственной деятельностью предприятия (командируемой стороны).

К таким подтверждающим документам НК, в частности (но не исключительно), относит:

  • приглашение стороны, которая принимает командированного работника и деятельность которой совпадает с деятельностью предприятия;
  • заключенный договор или контракт либо другие документы, устанавливающие или удостоверяющие желание установить гражданско-правовые отношения;
  • документы, свидетельствующие об участии командированного в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, которые проведены по тематике, совпадающей с хозяйственной деятельностью предприятия.

Подытожим. Полученные суточные не будут считаться дополнительным благом для командированного работника при отсутствии билетов на проезд, если в наличии будет приказ о командировке и другие документы, подтверждающие связь такой командировки с хозяйственной деятельностью предприятия.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
14.11.2025
В военный период предприятие меняет режим работы: как оформить отношения с работниками
В статье расскажем, как предприятию изменить режим работы и какими документами это оформить. Во время военного положения многие предприятия устанавливают для персонала режим неполного рабочего времени. Такой шаг, как правило, вызван экономическими факторами (например, сократилось количество заказов...
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
14.11.2025
Можно ли устанавливать дополнительные выходные дни вместо праздничных?
В статье мы выяснили, правомерно ли во время действия военного положения устанавливать на предприятии дополнительные выходные или праздничные дни и как это правильно сделать В период военного положения не действует норма ст. 73 КЗоТ, которая устанавливает праздничные и нерабочие дни в мирное время. ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
14.11.2025
В военный период предприятие меняет режим работы: как оформить отношения с работниками
В статье расскажем, как предприятию изменить режим работы и какими документами это оформить. Во время военного положения многие предприятия устанавливают для персонала режим неполного рабочего времени. Такой шаг, как правило, вызван экономическими факторами (например, сократилось количество заказов...
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
14.11.2025
Можно ли устанавливать дополнительные выходные дни вместо праздничных?
В статье мы выяснили, правомерно ли во время действия военного положения устанавливать на предприятии дополнительные выходные или праздничные дни и как это правильно сделать В период военного положения не действует норма ст. 73 КЗоТ, которая устанавливает праздничные и нерабочие дни в мирное время. ...
Лучшие материалы