Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Может ли предприниматель уволить работника по сокращению штатов?

Предприниматель в собственном помещении занимался производством товаров. Спрос на производимые товары упал, и предприниматель решил сократить производство товаров, а часть помещения сдать в аренду под склад. В связи с этим необходимо уволить часть работников. Как предпринимателю лучше поступить: уволить работников по сокращению штатов либо по иным основаниям?

Мы расскажем, как можно уволить работников в такой ситуации. А затем предприниматель решит, какой вариант ему выбрать.

Трудовые отношения между наемным работником и работодателем (предприятием или предпринимателем) регулируются нормами КЗоТ (ст. 3 КЗоТ). Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную трудовым договором, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором, и соглашением сторон (ст. 21 КЗоТ).

Как видите, КЗоТ предусматривает одинаковые права и обязанности и для работодателя-предприятия и для работодателя-предпринимателя как стороны трудового договора.

Основания для прекращения трудового договора также установлены КЗоТ. В частности, трудовой договор между работником и работодателем может быть расторгнут по разным причинам, например:

  • по соглашению между работником и работодателем (п. 1 ст. 36 КЗоТ);
  • по инициативе работника (ст. 38 КЗоТ);
  • по инициативе работодателя (ст. 40 КЗоТ). Например, в связи с изменением в организации производства и труда, сокращения численности или штата работников (п. 1 ст. 40 КЗоТ).
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
11.11.2025
Прекращение трудовых отношений при ликвидации предприятия
Ликвидация предприятия – это основание для прекращения трудовых отношений с работниками предприятия. Рассмотрим, как должен действовать работодатель в таком случае и какие нормы трудового права должны быть учтены для предотвращения трудовых споров с работниками. Ликвидация предприятия – ...
14.10.2025
Коллективный договор: уточняем условия
В данной консультации рассмотрим общие правила, которые следует соблюдать при заключении коллективного договора. Срок действия коллективного договора законодательством не предусмотрен. Однако на практике колллективного договор заключают на один или два года. В конце года, даже если срок действия это...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
14.11.2025
В военный период предприятие меняет режим работы: как оформить отношения с работниками
В статье расскажем, как предприятию изменить режим работы и какими документами это оформить. Во время военного положения многие предприятия устанавливают для персонала режим неполного рабочего времени. Такой шаг, как правило, вызван экономическими факторами (например, сократилось количество заказов...
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
14.11.2025
Можно ли устанавливать дополнительные выходные дни вместо праздничных?
В статье мы выяснили, правомерно ли во время действия военного положения устанавливать на предприятии дополнительные выходные или праздничные дни и как это правильно сделать В период военного положения не действует норма ст. 73 КЗоТ, которая устанавливает праздничные и нерабочие дни в мирное время. ...
Лучшие материалы