Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Когда можно выплачивать зарплату в сумме меньше минимальной

22.12.2016

Верховной Радой принят закон о госбюджете на 2017 год, который сейчас готовится для передачи на подпись президенту. Одной из наиболее резонансных норм закона является повышение с 1 января 2017 года минимальной заработной платы (далее – МЗП) до 3 200 грн., то есть в два раза больше по сравнению с нынешним уровнем. У многих предприятий и предпринимателей, едва держащихся на плаву, возникает вполне закономерный вопрос: можно ли уменьшить расходы по начислению зарплаты и связанных с ней налогов законными способами?

Рассмотрим возможные варианты.


Ситуация 1. Предприятие время от времени простаивает (нет заказов). Как лучше оформить отношения с наемными работниками?

Вариант 1. Пересмотреть установленную на предприятии модель трудовых отношений с наемными работниками. Обычно их оформляют бессрочно (есть заявление работника и приказ о приеме на работу). Предлагаем заключить с работниками срочные трудовые договоры (ч. 1 ст. 23 КЗоТ) – на определенный срок или на период выполнения определенной работы. Тогда не придется оплачивать период простоя в размере 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (ч. 1 ст. 113 КЗоТ). Кроме того, это упрощает процедуру увольнения работников: это можно сделать по истечении срока действия трудового договора (п. 2 ст. 36 КЗоТ).
Также проверьте, нет ли у вас в штате физлиц, имеющих еще одно место работы. Возможно, именно оно является основным, а у вас физлицо работает совместителем. В этом случае совместителю можно платить пропорционально отработанному времени, то есть его зарплата может быть меньше МЗП.

Вариант 2. Договориться об изменении продолжительности рабочего времени наемных работников. Согласно ст. 56 КЗоТ для работников может быть установлен:

  • неполный рабочий день;
  • неполная рабочая неделя;
  • одновременно неполный рабочий день и неполная рабочая неделя.

Тогда на законных основаниях можно выплачивать работникам зарплату меньше минимальной, правда, налоги придется платить на уровне не менее минимально установленного.

Вариант 3. Оформить с физлицами не трудовые, а гражданско-правовые договоры (далее – ГПД). При этом важно, чтобы такой договор не имел признаков трудового. О том, как все сделать правильно, см. статью «Скрытые трудовые правоотношения: чем рискует работодатель».

Ситуация 2. ООО не ведет хозяйственную деятельность. В штате числится только директор. 

Можно ли не выплачивать директору зарплату?

Нет. Этого делать нельзя. Государство гарантирует наемным работникам право на оплату труда не ниже установленного минимума (ст. 95 КЗоТ). Эта гарантия распространяется на предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и физических лиц. Невыплата МЗП наемным работникам, к которым относится и директор, грозит штрафными санкциями в размере от 30 до 100 НМДГ (от 150 до 1 700 грн.), предусмотренными ч. 1 ст. 41 КУоАП.

Можно ли нанять директора по ГПД?

Прямого запрета законодательство не содержит. Однако делать так опасно. Дело в том, что директор – это должностное лицо предприятия, которое выполняет организационно-распорядительные функции, причем постоянно. То есть налицо – процесс труда. Поэтому с директором должен быть оформлен трудовой договор. При заключении с директором ГПД об оказании услуг по руководству предприятием он не будет иметь статус должностного лица, поэтому такой договор может квалифицироваться как скрытые трудовые отношения, что имеет чрезвычайно негативные последствия.

Как уволить директора?

Для этого надо выполнить ряд действий:

1. Выяснить, как прописана процедура увольнения директора в учредительных документах предприятия. Например, часто решение об увольнении руководителя отнесено к компетенции высшего органа предприятия. Так, для ООО – это собрание участников, на котором принимается и фиксируется в протоколе соответствующее решение, а уже затем оформляется увольнение. Если участник один, то документ обычно называется «Решение собственника» (ст. 41, 59 Закона от 19.09.91 г. № 1576-XII).

2. Издать приказ об увольнении с указанием оснований для увольнения и ссылкой на соответствующую статью КЗоТа. Например, директор может быть уволен на основании п. 8 ст. 36 КЗоТ, если в контракте с ним предусмотрена возможность увольнения в случае приостановления деятельности предприятия, либо по соглашению сторон – п. 1 ст. 36 КЗоТ, либо по другим основаниям.

3. Ознакомить работника с приказом под подпись.

4. Сделать запись в трудовой книжке на основании приказа об увольнении.

5. Произвести полный расчет с работником в день его увольнения и выдать ему трудовую книжку.

6. Уведомить об увольнении директора госрегистратора (подать заявление о госрегистрации изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГР, по форме 3, утвержденной приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5). 

Кто может управлять предприятием, если все наемные работники уволены, в том числе и директор?

В этом случае предприятием управляет его собственник (ч. 2 ст. 65 Хозяйственного кодекса; ч. 3 ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-ХIV). Он ведет учет и представляет отчетность. В протоколе общего собрания ООО (в решении собственника, если участник – один) следует указать, что обязанности директора выполняет учредитель без заключения трудового договора. Не возражает против такого подхода и ГФС. В разъяснении в ОИР (категория 135.02) сказано, что в случае отсутствия руководителя и главного бухгалтера налоговая декларация может быть подписана другими лицами, которые уполномочены выполнять обязанности руководителей (пп. 48.5.1 Налогового кодекса, далее – НК), при условии, что такие полномочия подтверждены соответствующими документами.

О смене руководителя предприятия необходимо уведомить госрегистратора и орган ГФС (замена справки о постановке на учет по форме № 4-ОПП, см. п. 9.4 и приложение 2 к Порядку, утвержденному приказом Минюста от 09.12.11 г. № 1588).

Кстати, неуведомление ГФС о смене лица, ответственного за ведение учета и представление отчетности, грозит предприятию штрафом в размере 510 грн. согласно п. 117.1 НК, а за неустранение нарушения либо повторное нарушение в течение года штраф увеличивается вдвое. 

Не забудьте заменить карточку с образцами подписи в учреждении банка (этого требуют нормы Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492).

Может ли бухгалтер-физлицо (не наемный работник) представлять интересы предприятия в органах ГФС?

Да, это возможно при наличии доверенности, в которой будут определены полномочия такого физлица (п. 19.2 НК). Причем налоговики настаивают на нотариальном удостоверении такой доверенности (письмо ГФС от 28.09.15 г. № 9033/Б/99-99-17-02-02-14). Кроме того, с бухгалтером нужно заключить ГПД об оказании услуг по ведению налогового и бухгалтерского учета и составлению отчетности. О том, что учесть при составлении договора, чтобы контролирующие органы не посчитали его трудовым, читайте статью «Скрытые трудовые правоотношения: чем рискует работодатель».

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
05.06.2025
Как оформить на работу директора: правила и нюансы
В статье рассмотрено, какие законодательные требования нужно соблюдать при назначении директора предприятия, а также приведен алгоритм действий при оформлении трудовых отношений с директором. Если функции руководителя предприятия будет выполнять наемный работник, то при назначении такого лица на дол...
27.05.2025
Возможны ли отношения с директором общества по гражданско-правовому договору
В статье рассмотрено, можно ли с директором предприятия заключить не трудовой, а гражданско-правовой договор, а также какими могут быть последствия, если такой договор при проверке будет признан трудовым.  В этой статье мы расскажем, можно ли заключить гражданско-правовой договор (далее –...
27.05.2025
Директор мобилизован: как организовать работу предприятия
В статье рассмотрена ситуация, когда директор предприятия, являющийся его единственным учредителем, мобилизован, а других работников на предприятии нет. Даны ответы на вопросы, кто во время отсутствия директора может осуществлять руководство предприятием и как следует поступить в отношении договора ...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
02.07.2025
Оплата практики учащихся заведений профессионального образования и руководителей практики
Практика учащихся учреждений профессионального образования в некоторых случаях оплачивается, и руководитель практики на предприятии также должен получить соответствующую оплату. Какие есть условия для оплаты практики и как это отразить в отчетности, расскажем в статье.  По поводу оплаты времени...
02.07.2025
Практика учащихся заведений профессионального образования на предприятии и ее оформление
Производственную практику учащиеся заведений профессионального образования, как правило, проходят на предприятиях. Порядок оформления и условия прохождения такой практики имеют свои особенности, о которых мы рассказываем в статье.  Производственная практика учащихся заведений профессионального ...
01.07.2025
Действующее предприятие начинает формировать резерв отпускных: каковы последствия
В статье даны рекомендации, как начать формировать резерв в случае его неформирования из-за ошибки и при переходе из микропредприятий в малые. Часто предприятия, которые ранее пренебрегали своей обязанностью создавать резерв, принимают решение сделать это с начала отчетного года. Но стартовать нужно...
Лучшие материалы