«Карпатские зори» радуют не всех...
29.10.2014 696 0 0
Закон о детских путевках подменили подзаконными актами
Чтобы получить льготные путевки для оздоровления своих детей, необходимые документы следует готовить заранее. Прежде чем отдавать определенную часть своих средств, родителям нужно четко выяснить: за счет каких именно источников финансирования предлагается отдых в лагере. Ведь даже после перечисления денег чиновники могут неожиданно отказать в путевке, ссылаясь на подзаконные акты, противоречащие законам
Валентин Ковальский,
редактор журнала «Аналитика и практика»
Как свидетельствует статистика, за счет бюджета оздоравливается около 10 процентов льготников. Возможно, по этой причине большинство родителей пытается самостоятельно решать проблему оздоровления своих детей. Надежды на массовое оздоровление почти не оправдываются: более 60 процентов детских лагерей было построено еще в «застойные» брежневские времена и уже давно нуждается в реконструкции.
Раньше одного и того же ребенка можно было ежегодно оздоравливать по меньшей мере трижды: за средства государственного или местного бюджета, Фонда соцстраха и профсоюзной организации. Однако в этом году ситуация с льготными путевками для детей осложнилась в связи с потерей летних лагерей в Крыму и на Донбассе. Учитывая эти и другие факторы, местные органы власти вынуждены довольно часто уменьшать количество детских путевок, сокращая при этом и объемы финансирования, предусмотренного законодательством для оздоровления школьников, учащихся профессионально-технических училищ и студентов вузов.
В связи с непростой социально-экономической ситуацией в стране изменились и источники финансирования, предусмотренные для отдыха ребенка: сегодня ему «светит» только одна ежегодная льготная путевка, стоимость которой покрывается одновременно за счет трех «кошельков»: государственного (местного) бюджета, Фонда соцстраха и самих родителей. Что касается профсоюзных организаций, то они, как правило, ограничиваются скромной ролью организаторов этих мероприятий. Сейчас профсоюзы способны оплатить полностью только один-два процента льготных путевок, т. е. могут осчастливить около десятка-полутора детей (при условии, что заявления их родителей будут удовлетворены профсоюзным руководством).
Однако, как показывает анализ, подавляющее большинство семей, подпадающих под льготные категории, об этих и прочих нюансах почти ничего не знает. Поэтому, что есть — то есть...
Елена Пилипенко,
главный бухгалтер ООО «Октопус девелопмент груп»:
— Оздоровление и отдых детей в санаторно-курортных учреждениях — это общегосударственная миссия. Особенно когда речь идет о детях из малообеспеченных, многодетных семей, детях-сиротах и детях с особыми потребностями. Существует специальный порядок распределения путевок в оздоровительные учреждения, предусматривающий первоочередность и, собственно, принципы их предоставления. К сожалению, возможности финансирования ограничены. Нормативные документы, регулирующие данный вопрос, не конкретизируют некоторых важных нюансов. Например, финансирование за счет местного бюджета может быть как в полном размере, так и частичным. То есть пункт, где указаны эти нормы, легко скоординировать в «нужную» сторону. И зачастую все сводится к одному: если ребенок уже каким-либо образом использовал право на оздоровление (независимо от способа и размера финансирования, в т. ч. и за счет родителей), существует большая вероятность «пролететь» со льготными путевками в текущем году.
Последствия законо...искажения
Львиная доля путевок (приблизительно 90 процентов) реализуется через структурные подразделения райгосадминистраций: отделы по делам семьи, молодежи и спорта; учреждения здравоохранения; службы по делам несовершеннолетних; центры соцслужб для семьи, детей и молодежи; подразделения труда и соцзащиты населения. В общем на оздоровление (сроком 14, 18 и 21 день) направляют детей в возрасте от 7 до 18 лет, нуждающихся в особом внимании и социальной поддержке. Такие путевки должны предоставляться бесплатно.
Однако значительное количество семей льготников вынуждено эти блага частично оплачивать, поскольку местные чиновники по-своему трактуют Закон № 375, подменяя его подзаконными актами. На государственном уровне таким документом стал Приказ № 53. Следует отметить, что и на местном уровне подобных документов немало.
Как показывает практика, чиновники, которые составляют списки льготных категорий детей, оставляют без внимания некоторые требования действующего законодательства. Прежде всего, нарушается принцип равенства прав детей, имеющих право на бесплатную льготную путевку (ведь их заставляют частично оплачивать стоимость оздоровления). При этом не обращают внимания на то, что такой отдых должен осуществляться за средства государственного и местных бюджетов, предприятий, учреждений и организаций, профессиональных союзов и фондов, добровольных взносов юридических и физических лиц, других источников (ст. 24 Закона № 375).
Итак, на бумаге — одно, а в реальности — другое: на самом деле рассчитывать на бесплатные (для родителей) путевки могут только 7 из 22 гарантированных законодательством категорий льготников:
1) дети-сироты;
2) дети, лишенные родительской опеки;
3) дети-инвалиды (при отсутствии медицинских противопоказаний);
4) дети погибших от несчастных случаев на производстве (при исполнении служебных обязанностей);
5) дети, пострадавшие в результате стихийного бедствия, техногенных аварий, катастроф;
6) победители международных и всеукраинских олимпиад (конкурсов, соревнований, спартакиад);
7) дети из малообеспеченных семей.
В результате «разновекторного» толкования Закона № 375 за отдых, например, в «Молодой гвардии» из родительского кошелька нужно уплатить 20–50 процентов стоимости путевки в зависимости от льготной категории.
В остальных детских лагерях предусмотрены другие расходы для льготников.
«Многодетный» обман
В июне 2014 года киевской многодетной семье было отказано в получении льготных путевок в «Молодую гвардию», при этом ссылались на то, что ее дети в текущем году уже отдыхали в лагере «Карпатские зори» (Ивано-Франковская область). Причем чиновники сказали решительное «нет» после того, как родители оплатили часть стоимости путевок.
Лукавство № 1 состояла в том, что путевки предоставлялись профсоюзами от своего имени. Следовательно, мать считала, что ее дети побывали в лагере «Карпатские зори» за счет профсоюза, куда она исправно платит взносы.
Лукавство № 2 — многодетная семья вообще не должна была оплачивать 10% стоимости путевки за каждого ребенка. Дело в том, что в марте 2014 года был издан Приказ № 182, согласно которому детям из многодетных семей предоставлено право на бесплатные путевки. Раньше такое право имели многодетные семьи, в которых среднемесячный совокупный доход не превышал прожиточного минимума.
Лукавство № 3 — подмена Закона № 375 подзаконным актом — правительственным Постановлением № 734, которое устанавливает ограничения относительно льготных путевок (на одного ребенка — не более одного раза в год). Стоит также обратить внимание на название этого документа: «Об утверждении Порядка направления детей в детские заведения оздоровления и отдыха за счет средств государственного бюджета». Таким образом, в Постановлении № 734 должна идти речь о путевках, приобретенных за счет госбюджета. Но в последнем (седьмом) пункте неожиданно упоминается о местном бюджете: «Ребенок имеет право на бесплатное и льготное обеспечение за счет средств государственного бюджета путевкой в детское учреждение один раз в год при условии, что такая путевка не предоставлялась ему в текущем году за счет средств местных бюджетов».
Возникает вопрос: как понимать фразу — «за счет средств местных бюджетов»? Как видим, в Постановлении № 734 речь не идет о частичной оплате стоимости путевок из «кармана» местной власти (в отличие от путевок за счет государственной казны). И это понятно: за частичную плату никто не предоставляет путевку, поскольку за нее нужно платить только полную стоимость (либо самому, либо из других источников).
Никто из представителей столичной власти не обратил внимания на то, что льготные путевки в лагерь «Карпатские зори» были приобретены за счет нескольких источников: средств родителей (10% стоимости), Фонда соцстраха (903 грн на каждого ребенка) и местного бюджета. Общая стоимость льготной путевки — 3612 грн, из которых столичная власть «погасила» чуть больше половины (2347,8 грн).
Документы для получения льготной путевки:
|
||||
Для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки |
Для детей из малообеспеченных семей |
Для детей-инвалидов, детей, родители которых погибли при исполнении служебных обязанностей |
Для талантливых и одаренных детей |
Для детей из многодетных семей |
свидетельство о рождении ребенка (копия) |
свидетельство о рождении ребенка (копия) |
свидетельство о рождении ребенка (копия) |
свидетельство о рождении ребенка (копия) |
свидетельство о рождении ребенка (копия) |
документ, подтверждающий статус ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки (копия) |
справка о назначении государственной социальной помощи по малообеспеченности |
копия документа, подтверждающего принадлежность ребенка к указанной категории |
копии удостоверения, диплома, грамоты и т. д., подтверждающих соответствующие достижения, звание лауреата, дипломанта, победителя соревнования, олимпиады, творческого конкурса, смотра, спортивного соревнования международного, всеукраинского или областного уровней; |
справка о составе семьи |
• форма № 3 |
форма № 3 |
форма № 3 |
форма № 3 |
форма № 3 |
Минсоцполитики «забыло» о деньгах родителей
Пытаясь разобраться с детскими путевками, мы направили редакционный запрос в Департамент оздоровления и санаторно-курортного лечения Минсоцполитики (письмо от 16.06.2014 № 1-1р). Через месяц пришел ответ, в котором утверждается, что «дети находились в ДОУ «Карпатские зори» по путевкам, которые финансировались за счет городского бюджета». То есть Министерство ничего «не знает» ни о родительских средствах, ни о средствах Фонда соцстраха, за счет которых также покрывалась стоимость указанных путевок.
В конце письма содержится следующий вывод: «Таким образом, путевка в детское учреждение оздоровления и отдыха может быть профинансирована как за счет средств Фонда, так и за счет средств местных бюджетов». А куда же «ушли» деньги, перечисленные родителями?
Кроме того, не стоит забывать, что вместе с частичной оплатой льготной путевки многодетным семьям приходится тратить свои «кровные» еще и на приобретение железнодорожных билетов для детей (в оба направления) и на детскую страховку.
№ п/п |
Льготная категория |
«Молодая гвардия», % |
Другие летние лагеря, % |
1 |
Дети-сироты |
бесплатно |
бесплатно |
2 |
Дети, лишенные родительской опеки |
бесплатно |
бесплатно |
3 |
Дети-инвалиды |
бесплатно |
бесплатно |
4 |
Дети из малообеспеченных семей, получающих государственную социальную помощь малообеспеченным семьям |
бесплатно |
бесплатно |
5 |
Дети из многодетных семей |
20 |
10 |
6 |
Дети из многодетных семей |
бесплатно |
бесплатно |
7 |
Дети, состоящие на диспансерном учете |
бесплатно |
бесплатно |
8 |
Дети, родители которых погибли от несчастных случаев на производстве или при исполнении служебных обязанностей |
бесплатно |
бесплатно |
9 |
Дети, пострадавшие в результате стихийного бедствия, техногенных аварий, катастроф |
бесплатно |
бесплатно |
10 |
Отличники учебы |
50 |
20 |
11 |
Отличники учебы, при этом среднемесячный совокупный доход семей, в которых воспитываются дети указанной категории, не должен превышать прожиточного минимума для таких семей |
30 |
– |
12 |
Талантливые и одаренные дети — победители международных, всеукраинских олимпиад, конкурсов фестивалей, соревнований, спартакиад |
бесплатно |
10 |
13 |
Талантливые и одаренные дети — победители городских олимпиад, конкурсов фестивалей, соревнований, спартакиад |
30 |
20 |
14 |
Талантливые и одаренные дети — победители областных олимпиад, конкурсов фестивалей, соревнований, спартакиад |
20 |
– |
15 |
Талантливые и одаренные дети — победители районных олимпиад, конкурсов фестивалей, соревнований, спартакиад |
50 |
30 |
16 |
Победители конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад и других мероприятий, проведенных или поддержанных городской (районной, областной) государственной администрацией |
– |
30 |
17 |
Детские творческие коллективы или спортивные команды — победители международных, всеукраинских олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад |
бесплатно |
– |
18 |
Детские творческие коллективы или спортивные команды — победители областных олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад |
20 |
– |
19 |
Детские творческие коллективы или спортивные команды — победители городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад |
30 |
– |
20 |
Детские творческие коллективы или спортивные команды — победители районных олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад |
50 |
– |
21 |
Дети, являющиеся лидерами детских общественных организаций |
50 |
50 |
22 |
Дети — лидеры детских общественных организаций, при этом среднемесячный совокупный доход семей, в которых воспитываются дети указанных категорий, не должен превышать прожиточного минимума для такой семьи |
30 |
– |
Образец заявления (отца / матери)
Я, (Ф. И. О.), прошу предоставить льготную путевку для оздоровления ребенка (Ф. И. О.). К заявлению прилагаю следующие документы: копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта отца/матери, копия удостоверения категории семьи, форма № 3. Также сообщаю, что мой ребенок в нынешнем году не оздоравливался за бюджетные средства. В случае предоставления мной недостоверных сведений об использовании бюджетных средств на оздоровление моего ребенка, то есть второй раз в течение оздоровительной кампании, обязуюсь возместить стоимость путевки в полном объеме и другие определенные организаторами оздоровления расходы. На месте отправки организованной детской группы на оздоровление обязуюсь предоставить медицинские справки, содержащие сведения о прививках, отсутствии инфекционных заболеваний и общем состоянии здоровья.
Дата
Подпись
Виктория Черненко,
«Юридическое бюро Амирова, Сабодаш и партнеры»:
— Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей должна базироваться на принципе «равенства прав каждого ребенка на оздоровление и отдых» (п. 1 ст. 3 Закона № 375). В статье 24 этого закона четко сказано: «оздоровление и отдых детей, требующих особых условий для оздоровления… осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, профессиональных союзов и фондов, добровольных взносов юридических и физических лиц, иных источников». Итак, де-юре представители указанных категорий льготников имеют одинаковые (равные) права на бесплатное получение детских путевок. Что касается вклада физических лиц, к которым можно относить и родителей, то их участие в оплате льготных путевок для детей является добровольным, а не обязательным. К сожалению, де-факто, указанные льготные путевки выдаются бесплатно не всем: большинству семей-льготников приходится частично оплачивать стоимость льготной путевки. Так происходит тогда, когда Закон подменяют подзаконным актом.
По данным профильного парламен
Комментарии к материалу