Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как расторгнуть трудовой договор между бывшим предпринимателем и его наемным работником?

Предприниматель прекратил свою деятельность в августе этого года, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – ЕГР). Но трудовой договор с наемным работником не успел расторгнуть. Как теперь бывшему предпринимателю и его наемному работнику расторгнуть трудовой договор и снять его с регистрации в государственном центре занятости?

В общем порядке, но в данной ситуации советуем сделать это как можно быстрее.

Причина, по которой предприниматель не расторгнул трудовой договор с наемным работником, в данном случае значения не имеет. Важно то, что с 8 июля 2014 года запись о добровольном прекращении предпринимательской деятельности вносится в ЕГР на следующий день после обращения предпринимателя по этому поводу к госрегистратору. С даты внесения в ЕГР такой записи физлицо лишается статуса предпринимателя.

Ни КЗоТ, ни Порядок, утвержденный приказом Минтруда и соцполитики от 08.06.01 г. № 260 (далее – Порядок № 260), не предусматривают, как расторгнуть трудовой договор между бывшим предпринимателем и работником и снять такой договор с регистрации в государственном центре занятости.

По нашему мнению, это можно сделать в общем порядке. То есть бывший предприниматель и работник приходят вместе в государственный центр занятости, где договор был зарегистрирован. При себе им надо иметь паспорта, трудовую книжку работника и договор.

В такой ситуации для расторжения трудового договора можно выбрать одно из наиболее подходящих оснований, предусмотренных КЗоТ, например:

  • по соглашению сторон (п. 1 ст. 36);
  • по инициативе работника (ч. 1 ст. 38).

Напомним, что сначала трудовой договор между предпринимателем и наемным работником должен быть снят с регистрации в государственной службе занятости, а после этого предприниматель имеет право внести в трудовую книжку работника запись об увольнении (п. 9, 14 Порядка № 260).

Заметим, что не расторгнутый и не снятый с учета в центре занятости трудовой договор может создать проблемы как для работника, так и для бывшего предпринимателя.

Без записи об увольнении в трудовой книжке работник не сможет:

  • оформить статус безработного, чтобы получать пособие по безработице;
  • трудоустроиться на госслужбу или на основное место работы к другому работодателю.

Пока трудовой договор не расторгнут, уже бывший предприниматель обязан выплачивать работнику (пока еще не бывшему!) заработную плату. И если он эту обязанность не выполняет и не увольняет работника, то работник сможет потребовать компенсацию от работодателя, обратившись в суд. Тогда бывшему предпринимателю придется выплатить этому работнику средний заработок за время вынужденного прогула и сумму возмещения морального вреда (ст. 237/1 КЗоТ). И все из-за того, что он вовремя не уволил работника.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
Новое
17.10.2025
Оплата практики учащихся заведений профессионального образования и руководителей практики
Практика учащихся учреждений профессионального образования в некоторых случаях оплачивается, и руководитель практики на предприятии также должен получить соответствующую оплату. Какие есть условия для оплаты практики и как это отразить в отчетности, расскажем в статье.  По поводу оплаты времени...
17.10.2025
Практика учащихся заведений профессионального образования на предприятии и ее оформление
Практику учащиеся заведений профессионального образования, как правило, проходят на предприятиях. Порядок оформления и условия прохождения такой практики имеют свои особенности, о которых мы рассказываем в статье.  Практика учащихся заведений профессионального образования является неотъемлемой ...
17.10.2025
Нужно ли предприятию вести воинский учет практикантов и стажеров?
В статье выясним, должно ли предприятие проверять наличие военно-учетного документа у практикантов и стажеров и ставить на воинский учет таких лиц. Как известно, юридические лица должны вести воинский учет своих военнообязанных работников. Но обязаны ли предприятия вести воинский учет лиц, которые п...
Лучшие материалы