• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Изменения в законодательстве по выплате государственной социальной помощи

31.08.2020 451 0 0

С 1 июля 2020 года условия назначения государственной социальной помощи несколько изменились. Какими нормами теперь следует руководствоваться и кто не сможет больше получать соцпособие, узнавайте из статьи.


Законом от 02.06.20 г. № 646-IX (далее – Закон № 646) были внесены изменения в ряд социальных законов и Закон от 05.07.12 г. № 5067-V «О занятости» (далее – Закон № 5067). В частности, обновлен Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.03 г. № 250 (далее – Порядок № 250).

В соответствии с указанными изменениями с 01.07.20 г. государственная соцпомощь назначается по несколько измененным условиям (подробнее об этом – далее). Помощь на детей одиноким матерям, назначенная по условиям, действовавшим до 30.06.20 г. включительно, выплачивается до окончания срока ее назначения.

С 01.01.21 г. органы соцзащиты населения (ЦНАП) будут принимать заявления от лиц для получения помощи малообеспеченным с необходимыми документами только по почте или в электронной форме (через официальный веб-сайт Минсоцполитики или интегрированные с ним информационные системы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, Единый государственный веб-портал электронных услуг), кроме лиц, проживающих в сельской местности, с использованием электронной цифровой подписи.

С 01.03.21 г. заявления с необходимыми документами принимаются должностными лицами территориальной громады исключительно с формированием электронного дела (п. 3 Порядка № 250).

Рассмотрим что изменилось в условиях предоставления каждого вида помощи.

Помощь одиноким матерям (родителям)

Напомним, что в соответствии со ст. 181 Закона от 21.11.92 г. № 2811-XII «О государственной помощи семьям с детьми» (далее – Закон № 2811) право на помощь на детей имеют одинокие матери, не состоящие в браке), одинокие усыновители, если в свидетельстве о рождении ребенка или документе о рождении ребенка, выданном компетентными органами иностранного государства, при условии его легализации, нет записи об отце (матери) или запись об отце (матери) выполнена в установленном порядке органом государственной регистрации актов гражданского состояния по указанию матери (отца, усыновителя) ребенка.

Право на помощь на детей одиноким матерям (родителям) имеет мать (отец) детей в случае смерти одного из родителей, которые не получают на них пенсию при утрате кормильца, социальную пенсию или государственную социальную помощь ребенку умершего кормильца.

Обратите внимание: женщина, имеющая детей от лица, с которым она не состояла и не состоит в зарегистрированном браке, но с которым она ведет общее хозяйство, вместе проживает и воспитывает детей, права на получение помощи, установленной на детей одиноким матерям, не имеют. В случае регистрации этой женщиной брака с лицом, от которого она имеет детей, помощь на детей, рожденных от этого лица, не назначается.

С 01.07.20 г. для назначения, выплаты и прекращения выплаты помощи на детей одиноким матерям дополнительно применяются условия назначения, выплаты и основания для прекращения выплаты государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в порядке, установленном КМУ. Такие условия предусмотрены Порядком № 250.

Помощь одиноким матерям (родителям, усыновителям), имеющим детей в возрасте до 18 лет (если дети учатся на дневной форме обучения в заведениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования, – до окончания заведений образования, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет), предоставляется в размере, равном разнице между 100 % прожиточного минимума (далее – ПМ) для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за шесть месяцев (два квартала), предшествующих месяцу, который предшествует месяцу обращения за назначением помощи на детей одиноким матерям (ст. 183 Закона № 2811).

Среднемесячный совокупный доход малообеспеченной семьи для назначения соцпособия определяется в соответствии с Порядком исчисления среднемесячного совокупного дохода семьи (домохозяйства) для всех видов государственной социальной помощи, утвержденного постановлением КМУ от 22.07.20 г. № 632 (далее – Порядок № 632).

В соответствии с п. 10. Порядка № 250 государственная соцпомощь не назначается, если:

1) в составе семьи есть трудоспособные лица, которые достигли 18-летнего возраста по состоянию на начало периода, за который учитываются доходы, и не работали, не проходили военной службы, не осуществляли предпринимательской (профессиональной независимой деятельности), не получали образования на дневной форме в заведениях общего среднего, профессионально-технического, профессионального предвысшего, высшего образования, не зарегистрированы в центре занятости, суммарно более чем три месяца в течение периода, за который учитываются доходы.

Однако из этого правила есть исключение: помощь назначается, если лица в течение периода, за который учитываются доходы:

  • уплатили или за них уплачен ЕСВ в размере, не меньшем минимального, суммарно в течение трех месяцев;
  • ухаживали за детьми до достижения ими трехлетнего возраста или за детьми, которые требуют ухода в течение времени, определенного в медицинском заключении ЛКК, но не более чем до достижения ими шестилетнего возраста, за детьми, больными тяжелыми перинатальными поражениями нервной системы, тяжелыми врожденными пороками развития, редкими орфанными заболеваниями, онкологическими, онкогематологическими заболеваниями, детским церебральным параличом, тяжелыми психическими расстройствами, сахарным диабетом I типа (инсулинозависимые), острыми или хроническими заболеваниями почек IV степени, за детьми, которые получили тяжелую травму, требуют трансплантации органа, требуют паллиативной помощи, которым не установлена инвалидность, за лицом с инвалидностью I группы, за лицом с инвалидностью ІІ группы в результате психического расстройства, за ребенком с инвалидностью в возрасте до 18 лет, а также за лицами, достигшими 80-летнего возраста; оказывали социальные услуги по уходу в соответствии с законодательством;

2) лица, входящие в состав семьи, в течение 12 месяцев перед обращением за назначением помощи осуществили покупку земельного участка, квартиры (дома), транспортного средства (механизма), строительных материалов, других товаров, любых услуг (кроме медицинских, образовательных и жилищно-коммунальных согласно социальной норме жилья и социальным нормативам жилищно-коммунального обслуживания) на сумму, которая на дату покупки, оплаты превышает 50 тыс. грн (ранее сумма не должна была превышать 10-кратную величину ПМ для семьи);

3) в собственности семьи есть вторая квартира (дом), кроме жилья, расположенного на временно оккупированной территории, в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют своих полномочий, и в населенных пунктах, расположенных на линии столкновения, или жилья, не пригодного для проживания, что подтверждено актом обследования технического состояния жилого помещения (ранее площадь недвижимости не должна была превышать 21 м2);

4) в собственности семьи есть больше чем один автомобиль, транспортное средство, подлежащее государственной регистрации, с даты выпуска которого прошло меньше чем 15 лет (кроме мопеда и прицепа). При этом не учитываются транспортные средства, полученные безвозмездно или приобретенные на льготных условиях через органы соцзащиты населения, в том числе за счет помощи на приобретение автомобиля, а также транспортные средства, приобретенные родителями ― воспитателями детских домов семейного типа.

Если в составе малообеспеченной семьи есть неработающие трудоспособные лица, достигшие 18-летнего возраста по состоянию на начало периода, за который учитываются доходы, и в течение этого периода зарегистрированы в центре занятости как безработные менее трех месяцев или которые (за которых) не уплатили минимального размера ЕСВ суммарно в течение трех месяцев периода, за который учитываются доходы, помощь назначается не более чем на два шестимесячных периода, если:

  • в составе семьи есть лицо с инвалидностью, которое согласно заключению ЛКК требует постоянного стороннего ухода;
  • отсутствие любых источников для существования связано с длительной болезнью одного и/или нескольких членов семьи.

Помощь на детей при таких условиях на следующий срок назначается не ранее чем через шесть месяцев после завершения выплаты такой помощи; на один шестимесячный период, если семья является многодетной и обратилась за назначением помощи на детей одиноким матерям в июле ― декабре 2020 года.

Выплата помощи прекращается на основании поданных обоснованных предложений органа опеки и попечительства по представлению центров социальных служб, служб по делам детей, уполномоченного лица, в орган социальной защиты населения с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли указанные обстоятельства, по решению органа, назначившего помощь.

Кроме того, выплата государственной социальной помощи прекращается:

  • если семьей поданы недостоверные (скрыты) сведения, которые повлияли (могли повлиять) на получение помощи (на определение ее размера), или установлена фактическая занятость лица, приносящего доход, без оформления, регистрации ― с месяца, следующего за месяцем, в котором выявлено нарушение. В таком случае на следующий срок помощь может быть назначена не ранее чем через шесть месяцев, начиная с первого числа месяца выявления нарушения.
  • в случае переезда семьи в другую местность или наступления обстоятельств, которые делают невозможной выплату помощи на детей одиноким матерям (в частности, смерть одинокого лица), ― с месяца, следующего за месяцем, в котором произошли изменения;
  • по заявлению получателя помощи ― с месяца, следующего за месяцем его подачи;
  • если регистрация лица, включенного в состав семьи, в качестве безработного прекращена по причинам, предусмотренным абзацем шестнадцатым (кроме прекращения регистрации при трудоустройстве самостоятельно), восемнадцатым – двадцать первым пп. 1, пп. 2 и 3 п. 30 Порядка регистрации, перерегистрации безработных и ведения учета лиц, которые ищут работу, утвержденного постановлением КМУ от 19.09.18 г. № 792, ― с месяца, следующего за месяцем, в котором поступила информация из центра занятости;
  • в случае выявления, что неработающее трудоспособное лицо фактически не осуществляло уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, или не оказывало социальных услуг по уходу в связи с пребыванием за рубежом совокупно более чем 60 дней в течение периода получения помощи на детей одиноким матерям, ― с месяца, следующего за месяцем, в котором поступила информация из Госпогранслужбы.

Предостережение! Информирование органов социальной защиты о регистрации (прекращении регистрации) в качестве безработного лица, включенного в состав семьи, осуществляется центрами занятости ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство

Согласно изменениям, внесенным Законом № 646 в ст. 18 Закона № 2811 помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство, предоставляется в размере, равном 2,5 размера ПМ для ребенка соответствующего возраста, на детей с инвалидностью, над которыми установлена опека или попечительство, – 3,5 размера ПМ для ребенка соответствующего возраста.

В случае если на ребенка (на ребенка с инвалидностью) выплачиваются назначенные в установленном порядке пенсия, алименты, стипендия, государственная помощь (кроме государственной социальной помощи, которая выплачивается на детей с инвалидностью в соответствии с законодательством), размер помощи на ребенка, над которым установлена опека или попечительство, определяется как разница между 2,5 размера ПМ (для ребенка с инвалидностью, над которым установлена опека или попечительство, – 3,5 размера ПМ) для ребенка соответствующего возраста и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи.

Помощь при рождении ребенка и помощь при усыновлении

Обращаем внимание, что хотя ст. 12 Закона № 2811, касающаяся размера помощи при рождении, изложена в новой редакции, сам размер и порядок выплаты существенных изменений не претерпели. Уточнено, что помощь назначается в размере 41 280 грн при рождении как первого, так и каждого следующего ребенка.

Как и ранее, выплата помощи производится одноразово в сумме 10 320 грн, а остальная сумма помощи выплачивается в течение следующих 36 месяцев равными частями в порядке, установленном КМУ.

Согласно изменениям правона помощь при усыновлении ребенка имеет лицо, которое является гражданином Украины, постоянно проживает на ее территории и усыновило ребенка из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, или ребенка, родители которого дали согласие на его усыновление, кроме случая усыновления одним из супругов ребенка другого супруга (ст. 121 Закона № 2811).

Изменения в законодательстве для малообеспеченных семей

Напомним, что социальная помощь назначается и выплачивается в соответствии с Законом от 01.06.2000 г. № 1768-ІІІ «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» (далее – Закон № 1768) малообеспеченным семьям, которые постоянно проживают на территории Украины и по уважительным или не зависящим от них причинам (добавлена формулировка) имеют среднемесячный совокупный доход, меньший от ПМ для семьи, и назначается на шесть месяцев с месяца обращения за ее назначением.

Изменились определения в отношении малообеспеченных, а именно:

  • появился новый вид помощи – помощь на получение экономической самостоятельности малообеспеченной семьи – беспроцентная возвратная финансовая помощь, которая предоставляется одноразово неработающему трудоспособному лицу из числа членов малообеспеченной семьи для организации предпринимательской деятельности и содействия ее экономической самостоятельности. То есть предусмотрено предоставление малообеспеченным семьям единовременной помощи для организации предпринимательской деятельности. Порядок ее предоставления должен утвердить КМУ;
  • расширено понятие малообеспеченной семьи, в соответствии с которым в состав семьи включаются: муж, жена; родные и усыновленные дети указанных лиц в возрасте до 18 лет, а также дети, которые учатся на дневной форме обучения в заведениях образования (в т. ч. в период между завершением обучения в одном из указанных учебных заведений и поступлением в другое учебное заведение или в период между завершением обучения по одному образовательно-квалификационному уровню и продолжением обучения по другому, при условии что такой период не превышает четырех месяцев) до достижения 23 лет и не имеют собственных семей; неженатые совершеннолетние дети, которые признаны лицами с инвалидностью с детства I и II группы или лицами с инвалидностью I группы и проживают вместе с родителями; нетрудоспособные родители мужа и жены, которые проживают вместе с ними и находятся на их содержании в связи с отсутствием собственных доходов; лицо, которое проживает вместе с одиноким лицом с инвалидностью I группы и ухаживает за ним; жена и муж, которые проживают одной семьей и не состоят в браке, но имеют общих детей. В то же время, в состав семьи включаются независимо от местожительства или регистрации дети, которые учатся на дневной форме обучения в заведениях образования до достижения 23 лет и не имеют собственных семей. В состав семьи не включаются лица, состоящие на полном государственном содержании.

Напомним, что в соответствии со ст. 1 Закона № 1768 среднемесячный совокупный доход семьи – это исчисленный в среднем за месяц доход всех членов семьи, полученный ими в течение шести месяцев, в порядке, определенном Порядком № 632.

Размер государственной социальной помощи определяется как разница между ПМ для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом (ст. 5 Закона № 1768).

Ранее этот размер определялся как разница между ПМ для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом и не мог превышать 75 % ПМ для семьи.

Исключена норма, согласно которой размер помощи увеличивался на каждого ребенка в возрасте до 13 лет на 250 грн, на каждого ребенка в возрасте от 13 до 18 лет – на 500 грн.

Законом № 646 несколько изменены условия определения совокупного дохода малообеспеченной семьи. В него сейчас не включается помощь на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые находятся в детских домах семейного типа и приемных семьях, помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство, денежное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальственного состава, которые участвуют в антитеррористической операции, а также другие доходы, определенные КМУ. В случае если неработающее трудоспособное лицо трудоустроилось или обеспечило себя работой самостоятельно в шестимесячном периоде получения помощи, в совокупном доходе семьи при назначении такой помощи на следующий период учитывается лишь 50 % дохода, полученного в виде зарплаты (денежного обеспечения), или дохода от предпринимательской деятельности. Эта норма применяется одноразово при следующем обращении за назначением помощи. Каждым следующим обращением считается повторная подача заявления и декларации в срок, не превышающий шести календарных месяцев после прекращения выплаты ранее назначенного пособия.

Если неработающее трудоспособное лицо состоит на учете в центре занятости более чем 12 месяцев по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы, и в шестимесячном периоде получения помощи не трудоустроилось, размер такой помощи при следующем обращении за ее назначением уменьшается на 50 %, на следующий период ― на 75 %. Такая помощь при следующем обращении назначается не ранее чем через шесть месяцев после завершения ее выплаты.

Социальная помощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью

Кроме условий, которые были предусмотрены ранее Законом от 16.11.2000 г. № 2109-III «О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью», согласно изменениям, внесенным Законом № 646, КМУ должен разработать отдельный Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи и определить перечень документов, необходимых для назначения помощи.

Социальная помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью

Внесены изменения в ст. 7 Закона от 18.05.04 г. № 1727-IV «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью». В частности, расширен перечень лиц, которым назначается государственная социальная помощь на уход, а именно: на одиноких лиц, которые достигли 80-летнего возраста и по заключению ЛКК требуют постоянного стороннего ухода и получают пенсию в соответствии с Законом от 09.07.03 г. № 1058- IV или Законом от 09.04.92 г. № 2262-XII. Размер помощи составляет 40 % ПМ для лиц, утративших трудоспособность.

Изменения в законодательстве о занятости

Расширен перечень категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Согласно изменениям, внесенным Законом № 646 в ст. 14 Закона № 5067, в эту категорию добавлены неработающие трудоспособные лица, которые получают государственную социальную помощь малообеспеченным семьям.

Определение этой категории внесено в ст. 1 Закона № 1768.

Итак, неработающее трудоспособное лицо – лицо трудоспособного возраста из числа членов малообеспеченной семьи, которое по состоянию здоровья способно к активному труду и не работает, не проходит военную службу, не занимается предпринимательской деятельностью или профессиональной независимой деятельностью, не получает образование по дневной форме в заведениях образования.

Конечно, изменения странные, ведь фактически добавлена новая категория лиц (так называемая квотная или 5%-ная квота), которую работодатель включает в Информацию о перечне категорий граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Но как неработающее лицо может попасть к работодателю – это вопрос. Наверное, законодатели имеют какой-то план. Ведь изменениями в Закон № 5067 предусмотрена дополнительная мера по содействию занятости населения, а именно создание стимулов для интеграции на рынок труда неработающих трудоспособных лиц из числа членов малообеспеченных семей.

Контроль за правильностью назначения и выплаты государственной социальной помощи

Контроль за правильностью назначения и выплаты государственной социальной помощи, использования средств госбюджета, направленных на предоставление такой помощи, осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением требований законодательства при оказании социальной поддержки.

Обратите внимание, что при предоставлении государственной социальной помощи проводится проверка имущественного состояния членов семьи в порядке, определенном КМУ, в частности тщательно изучается декларация о доходах и имущественном состоянии лиц, обратившихся за назначением социальной помощи.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы