С 1 июля 2020 года условия назначения государственной социальной помощи несколько изменились. Какими нормами теперь следует руководствоваться и кто не сможет больше получать соцпособие, узнавайте из статьи.
Законом от 02.06.20 г. № 646-IX (далее – Закон № 646) были внесены изменения в ряд социальных законов и Закон от 05.07.12 г. № 5067-V «О занятости» (далее – Закон № 5067). В частности, обновлен Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.03 г. № 250 (далее – Порядок № 250).
В соответствии с указанными изменениями с 01.07.20 г. государственная соцпомощь назначается по несколько измененным условиям (подробнее об этом – далее). Помощь на детей одиноким матерям, назначенная по условиям, действовавшим до 30.06.20 г. включительно, выплачивается до окончания срока ее назначения.
С 01.01.21 г. органы соцзащиты населения (ЦНАП) будут принимать заявления от лиц для получения помощи малообеспеченным с необходимыми документами только по почте или в электронной форме (через официальный веб-сайт Минсоцполитики или интегрированные с ним информационные системы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, Единый государственный веб-портал электронных услуг), кроме лиц, проживающих в сельской местности, с использованием электронной цифровой подписи.
С 01.03.21 г. заявления с необходимыми документами принимаются должностными лицами территориальной громады исключительно с формированием электронного дела (п. 3 Порядка № 250).
Рассмотрим что изменилось в условиях предоставления каждого вида помощи.
Напомним, что в соответствии со ст. 181 Закона от 21.11.92 г. № 2811-XII «О государственной помощи семьям с детьми» (далее – Закон № 2811) право на помощь на детей имеют одинокие матери, не состоящие в браке), одинокие усыновители, если в свидетельстве о рождении ребенка или документе о рождении ребенка, выданном компетентными органами иностранного государства, при условии его легализации, нет записи об отце (матери) или запись об отце (матери) выполнена в установленном порядке органом государственной регистрации актов гражданского состояния по указанию матери (отца, усыновителя) ребенка.
Право на помощь на детей одиноким матерям (родителям) имеет мать (отец) детей в случае смерти одного из родителей, которые не получают на них пенсию при утрате кормильца, социальную пенсию или государственную социальную помощь ребенку умершего кормильца.
Обратите внимание: женщина, имеющая детей от лица, с которым она не состояла и не состоит в зарегистрированном браке, но с которым она ведет общее хозяйство, вместе проживает и воспитывает детей, права на получение помощи, установленной на детей одиноким матерям, не имеют. В случае регистрации этой женщиной брака с лицом, от которого она имеет детей, помощь на детей, рожденных от этого лица, не назначается.
С 01.07.20 г. для назначения, выплаты и прекращения выплаты помощи на детей одиноким матерям дополнительно применяются условия назначения, выплаты и основания для прекращения выплаты государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в порядке, установленном КМУ. Такие условия предусмотрены Порядком № 250.
Помощь одиноким матерям (родителям, усыновителям), имеющим детей в возрасте до 18 лет (если дети учатся на дневной форме обучения в заведениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования, – до окончания заведений образования, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет), предоставляется в размере, равном разнице между 100 % прожиточного минимума (далее – ПМ) для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за шесть месяцев (два квартала), предшествующих месяцу, который предшествует месяцу обращения за назначением помощи на детей одиноким матерям (ст. 183 Закона № 2811).
Среднемесячный совокупный доход малообеспеченной семьи для назначения соцпособия определяется в соответствии с Порядком исчисления среднемесячного совокупного дохода семьи (домохозяйства) для всех видов государственной социальной помощи, утвержденного постановлением КМУ от 22.07.20 г. № 632 (далее – Порядок № 632).
В соответствии с п. 10. Порядка № 250 государственная соцпомощь не назначается, если:
1) в составе семьи есть трудоспособные лица, которые достигли 18-летнего возраста по состоянию на начало периода, за который учитываются доходы, и не работали, не проходили военной службы, не осуществляли предпринимательской (профессиональной независимой деятельности), не получали образования на дневной форме в заведениях общего среднего, профессионально-технического, профессионального предвысшего, высшего образования, не зарегистрированы в центре занятости, суммарно более чем три месяца в течение периода, за который учитываются доходы.
Однако из этого правила есть исключение: помощь назначается, если лица в течение периода, за который учитываются доходы:
2) лица, входящие в состав семьи, в течение 12 месяцев перед обращением за назначением помощи осуществили покупку земельного участка, квартиры (дома), транспортного средства (механизма), строительных материалов, других товаров, любых услуг (кроме медицинских, образовательных и жилищно-коммунальных согласно социальной норме жилья и социальным нормативам жилищно-коммунального обслуживания) на сумму, которая на дату покупки, оплаты превышает 50 тыс. грн (ранее сумма не должна была превышать 10-кратную величину ПМ для семьи);
3) в собственности семьи есть вторая квартира (дом), кроме жилья, расположенного на временно оккупированной территории, в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют своих полномочий, и в населенных пунктах, расположенных на линии столкновения, или жилья, не пригодного для проживания, что подтверждено актом обследования технического состояния жилого помещения (ранее площадь недвижимости не должна была превышать 21 м2);
4) в собственности семьи есть больше чем один автомобиль, транспортное средство, подлежащее государственной регистрации, с даты выпуска которого прошло меньше чем 15 лет (кроме мопеда и прицепа). При этом не учитываются транспортные средства, полученные безвозмездно или приобретенные на льготных условиях через органы соцзащиты населения, в том числе за счет помощи на приобретение автомобиля, а также транспортные средства, приобретенные родителями ― воспитателями детских домов семейного типа.
Если в составе малообеспеченной семьи есть неработающие трудоспособные лица, достигшие 18-летнего возраста по состоянию на начало периода, за который учитываются доходы, и в течение этого периода зарегистрированы в центре занятости как безработные менее трех месяцев или которые (за которых) не уплатили минимального размера ЕСВ суммарно в течение трех месяцев периода, за который учитываются доходы, помощь назначается не более чем на два шестимесячных периода, если:
Помощь на детей при таких условиях на следующий срок назначается не ранее чем через шесть месяцев после завершения выплаты такой помощи; на один шестимесячный период, если семья является многодетной и обратилась за назначением помощи на детей одиноким матерям в июле ― декабре 2020 года.
Выплата помощи прекращается на основании поданных обоснованных предложений органа опеки и попечительства по представлению центров социальных служб, служб по делам детей, уполномоченного лица, в орган социальной защиты населения с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли указанные обстоятельства, по решению органа, назначившего помощь.
Кроме того, выплата государственной социальной помощи прекращается:
Предостережение! Информирование органов социальной защиты о регистрации (прекращении регистрации) в качестве безработного лица, включенного в состав семьи, осуществляется центрами занятости ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно изменениям, внесенным Законом № 646 в ст. 18 Закона № 2811 помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство, предоставляется в размере, равном 2,5 размера ПМ для ребенка соответствующего возраста, на детей с инвалидностью, над которыми установлена опека или попечительство, – 3,5 размера ПМ для ребенка соответствующего возраста.
В случае если на ребенка (на ребенка с инвалидностью) выплачиваются назначенные в установленном порядке пенсия, алименты, стипендия, государственная помощь (кроме государственной социальной помощи, которая выплачивается на детей с инвалидностью в соответствии с законодательством), размер помощи на ребенка, над которым установлена опека или попечительство, определяется как разница между 2,5 размера ПМ (для ребенка с инвалидностью, над которым установлена опека или попечительство, – 3,5 размера ПМ) для ребенка соответствующего возраста и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи.
Обращаем внимание, что хотя ст. 12 Закона № 2811, касающаяся размера помощи при рождении, изложена в новой редакции, сам размер и порядок выплаты существенных изменений не претерпели. Уточнено, что помощь назначается в размере 41 280 грн при рождении как первого, так и каждого следующего ребенка.
Как и ранее, выплата помощи производится одноразово в сумме 10 320 грн, а остальная сумма помощи выплачивается в течение следующих 36 месяцев равными частями в порядке, установленном КМУ.
Согласно изменениям правона помощь при усыновлении ребенка имеет лицо, которое является гражданином Украины, постоянно проживает на ее территории и усыновило ребенка из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, или ребенка, родители которого дали согласие на его усыновление, кроме случая усыновления одним из супругов ребенка другого супруга (ст. 121 Закона № 2811).
Напомним, что социальная помощь назначается и выплачивается в соответствии с Законом от 01.06.2000 г. № 1768-ІІІ «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» (далее – Закон № 1768) малообеспеченным семьям, которые постоянно проживают на территории Украины и по уважительным или не зависящим от них причинам (добавлена формулировка) имеют среднемесячный совокупный доход, меньший от ПМ для семьи, и назначается на шесть месяцев с месяца обращения за ее назначением.
Изменились определения в отношении малообеспеченных, а именно:
Напомним, что в соответствии со ст. 1 Закона № 1768 среднемесячный совокупный доход семьи – это исчисленный в среднем за месяц доход всех членов семьи, полученный ими в течение шести месяцев, в порядке, определенном Порядком № 632.
Размер государственной социальной помощи определяется как разница между ПМ для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом (ст. 5 Закона № 1768).
Ранее этот размер определялся как разница между ПМ для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом и не мог превышать 75 % ПМ для семьи.
Исключена норма, согласно которой размер помощи увеличивался на каждого ребенка в возрасте до 13 лет на 250 грн, на каждого ребенка в возрасте от 13 до 18 лет – на 500 грн.
Законом № 646 несколько изменены условия определения совокупного дохода малообеспеченной семьи. В него сейчас не включается помощь на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые находятся в детских домах семейного типа и приемных семьях, помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство, денежное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальственного состава, которые участвуют в антитеррористической операции, а также другие доходы, определенные КМУ. В случае если неработающее трудоспособное лицо трудоустроилось или обеспечило себя работой самостоятельно в шестимесячном периоде получения помощи, в совокупном доходе семьи при назначении такой помощи на следующий период учитывается лишь 50 % дохода, полученного в виде зарплаты (денежного обеспечения), или дохода от предпринимательской деятельности. Эта норма применяется одноразово при следующем обращении за назначением помощи. Каждым следующим обращением считается повторная подача заявления и декларации в срок, не превышающий шести календарных месяцев после прекращения выплаты ранее назначенного пособия.
Если неработающее трудоспособное лицо состоит на учете в центре занятости более чем 12 месяцев по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы, и в шестимесячном периоде получения помощи не трудоустроилось, размер такой помощи при следующем обращении за ее назначением уменьшается на 50 %, на следующий период ― на 75 %. Такая помощь при следующем обращении назначается не ранее чем через шесть месяцев после завершения ее выплаты.
Кроме условий, которые были предусмотрены ранее Законом от 16.11.2000 г. № 2109-III «О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью», согласно изменениям, внесенным Законом № 646, КМУ должен разработать отдельный Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи и определить перечень документов, необходимых для назначения помощи.
Внесены изменения в ст. 7 Закона от 18.05.04 г. № 1727-IV «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью». В частности, расширен перечень лиц, которым назначается государственная социальная помощь на уход, а именно: на одиноких лиц, которые достигли 80-летнего возраста и по заключению ЛКК требуют постоянного стороннего ухода и получают пенсию в соответствии с Законом от 09.07.03 г. № 1058- IV или Законом от 09.04.92 г. № 2262-XII. Размер помощи составляет 40 % ПМ для лиц, утративших трудоспособность.
Расширен перечень категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Согласно изменениям, внесенным Законом № 646 в ст. 14 Закона № 5067, в эту категорию добавлены неработающие трудоспособные лица, которые получают государственную социальную помощь малообеспеченным семьям.
Определение этой категории внесено в ст. 1 Закона № 1768.
Итак, неработающее трудоспособное лицо – лицо трудоспособного возраста из числа членов малообеспеченной семьи, которое по состоянию здоровья способно к активному труду и не работает, не проходит военную службу, не занимается предпринимательской деятельностью или профессиональной независимой деятельностью, не получает образование по дневной форме в заведениях образования.
Конечно, изменения странные, ведь фактически добавлена новая категория лиц (так называемая квотная или 5%-ная квота), которую работодатель включает в Информацию о перечне категорий граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Но как неработающее лицо может попасть к работодателю – это вопрос. Наверное, законодатели имеют какой-то план. Ведь изменениями в Закон № 5067 предусмотрена дополнительная мера по содействию занятости населения, а именно создание стимулов для интеграции на рынок труда неработающих трудоспособных лиц из числа членов малообеспеченных семей.
Контроль за правильностью назначения и выплаты государственной социальной помощи, использования средств госбюджета, направленных на предоставление такой помощи, осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением требований законодательства при оказании социальной поддержки.
Обратите внимание, что при предоставлении государственной социальной помощи проводится проверка имущественного состояния членов семьи в порядке, определенном КМУ, в частности тщательно изучается декларация о доходах и имущественном состоянии лиц, обратившихся за назначением социальной помощи.