Законодательство об управлении отходами: что нужно знать аграриям
Напомним, с 09.07.2023 вступил в силу Закон от 20.06.2022 № 2320-IX «Об управлении отходами» (далее – Закон № 2320). Поэтому с этого времени законодательство в сфере управления отходами в Украине вышло на более высокую эволюционную ступеньку и в целом соответствует европейским нормам. В консультации расскажем, какие основные правила следует выполнять сельхозпредприятиям в сфере управления отходами и когда нужно получать разрешение или лицензию на осуществление операций по обработке отходов.
Основные положения Закона № 2320
Фокус внимания регулятора прежде всего сосредоточен на управлении отходами, что задает тон всему нормативно-правовому акту и является ключевым понятием Закона № 2320.
Согласно п. 38 ст. 1 Закона № 2330 управление отходами – это комплекс мер по сбору, перевозке, обработке (восстановлению, в том числе сортировке и удалению) отходов, включая надзор за такими операциями и последующий уход за объектами удаления отходов. Такое определение предложено Директивой Европейского парламента и Совета ЕС от 19.11.2008 № 2008/98/ЄС «Об отходах и отмене некоторых Директив».
Следовательно, теперь мы будем работать с системой управления как совокупностью процессов, содержащей все этапы жизненного цикла отходов, перечисленные в определении. И каждый из этих процессов требует от субъектов отношений принятия определенных мер и действий.
Справочно: для более детального понимания принципов, содержания и требований этапов жизненного цикла отходов можно обратиться к соответствующим международным стандартам ISO из серии международных экологических стандартов управления: ISO 14001:2015; ISO 14040:2006; ISO 14044:2006 и др. |
Субъекты в области управления отходами
Субъектами в сфере управления отходами являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, субъекты хозяйствования (далее – СХ) независимо от формы собственности, деятельность которых приводит к образованию отходов, а также СХ в сфере управления отходами (ч. 1 ст. 14 Закона № 2320).
Закон № 2320 разделяет этих субъектов на три группы:
1) образователи отходов – физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, а также субъекты управления отходами, осуществляющие операции по сортировке, смешиванию или другие операции, приводящие к изменению характеристик или состава отходов (п. 41 ч. 1 ст. 1);
2) владельцы отходов – физические и юридические лица, образующие отходы или согласно закону владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся отходами (п. 11 ч. 1 ст. 1);
3) СХ в сфере управления отходами – юридические лица или физические лица – предприниматели, осуществляющие сбор, покупку, хранение, перевозку, восстановление и/или удаление отходов в соответствии с законодательством (п. 36 ч. 1 ст. 1).
В этом контексте важно отметить, что субъектами права собственности на отходы являются физические и юридические лица, территориальные общины и государство. Образователи или владельцы отходов, не являющиеся СХ в сфере управления отходами, обязаны хранить отходы таким способом, который является безопасным для здоровья человека и окружающей природной среды, и передавать отходы СХ в сфере управления отходами в течение одного года с момента их образования (ч. 3 ст. 13 Закона № 2320). Территориальные общины являются владельцами отходов, переданных их образователями или предыдущими владельцами в системы управления бытовыми отходами.
Право собственности на отходы переходит от субъекта к субъекту (ст. 11 Закона № 2320):
- на основании договора между органом местного самоуправления (далее – ОМС) и СХ в сфере управления отходами;
- по договору купли-продажи между СХ в сфере управления отходами;
- в случае приватизации или реорганизации государственного предприятия – путем правопреемства.
В случае смены собственника или пользователя земельного участка, на котором размещены отходы, вопрос о праве собственности на отходы решается в договоре. При отсутствии таких положений в договоре владельцем отходов является собственник земельного участка или землепользователь (ч. 4 ст. 11 Закона № 2320).
Обращаем внимание! Если на земельном участке были обнаружены отходы, владелец которых не установлен, собственнику или пользователю необходимо безотлагательно, но не позднее 24 часов с момента обнаружения таких отходов, проинформировать об этом ОМС или местный орган исполнительной власти (ст. 12 Закона № 2320). |
Статус отходов может быть объявлен прекращенным (ст. 8 Закона № 2320), если такие отходы прошли операцию по восстановлению и соответствуют критериям объявления прекращения статуса отходов. Этот статус отходы приобретают в соответствии с Порядком объявления прекращения статуса отходов, Перечнем видов отходов, по которым может быть объявлено прекращение статуса отходов, и Критериями объявления прекращения статуса отходов, утвержденными постановлением КМУ от 08.08.2023 № 827.
Ответственность производителей продукции
Законом № 2320 введено понятие расширенной ответственности производителей продукции, вследствие потребления/использования которой образуются отходы упаковки, электрического и электронного оборудования, батарей и аккумуляторов, транспортных средств, снятых с эксплуатации, смазок (масел), шин, текстиля и т. п.
Согласно ст. 10 Закона № 2320 производители этой продукции должны выполнять свои обязательства:
- коллективно – через организацию коллективной расширенной ответственности производителей;
- индивидуально – через организацию индивидуальной расширенной ответственности производителя.
Следовательно, расширенная ответственность производителя предполагает:
- прием и/или сбор на всей территории Украины отходов, образовавшихся в результате использования продукции, а также дальнейшее управление этими отходами и финансовую ответственность за такую деятельность;
- информирование производителей отходов от этой продукции о мерах, которые они могут принимать для предотвращения образования отходов, пригодности отходов к повторному использованию и рециклингу, а также об имеющихся системах для приема и раздельного сбора отходов, образовавшихся в результате использования продукции;
- осуществление мероприятий по разработке продукции и ее составляющих (компонентов) с учетом минимизации негативного воздействия на здоровье людей и окружающую среду и др.
Иерархия управления отходами
Законом № 2320 установлена иерархия управления отходами. Это означает, что производители и владельцы отходов должны принимать определенные меры и действия для уменьшения их влияния на окружающую среду, начиная с базового, более приоритетного уровня (предотвращение образования отходов), и осуществлять их на протяжении всего жизненного цикла отходов до последнего, менее приоритетного уровня (удаление отходов).
Следовательно, если предотвратить возникновение отходов не удалось, следует переходить к другому этапу и принимать другие меры, вплоть до последнего уровня – захоронение отходов в специально оборудованных местах и уничтожение (обезвреживание) на соответствующих установках.
Каждый из пяти уровней имеет свои особенности (ст. 4 Закона № 2320).
Уровень 1. Предотвращение образования отходов – совокупность мер образователя и владельца отходов по образованию отходов, а также избегание, уменьшение или устранение их негативного влияния на здоровье людей и окружающую природную среду (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 2320). Эти 11 мер перечислены в ст. 5 Закона № 2320.
Уровень 2. Подготовка отходов к повторному использованию – проведение операций по восстановлению (проверка, очистка или ремонт), после которых вещества, предметы и/или их составляющие (компоненты), которые были отходами, могут быть использованы повторно без какой-либо другой обработки (п. 24 ч. 1 ст. 1, ст. 6 Закона № 2320).
Уровень 3. Рециклинг – операция по восстановлению, в результате которой отходы перерабатываются на продукцию, материалы или вещества для их использования в первичных или иных целях. Эта операция содержит переработку органического материала, но не содержит производства энергии или преобразования отходов в материалы, которые могут быть использованы в качестве топлива или в качестве материалов для обратного заполнения (п. 31 ч. 1 ст. 1, ст. 6 Закона № 2320). Перечень операций по рециклингу приведен в приложении 2 к Закону № 2320.
Уровень 4. Восстановление отходов (в т. ч. для производства энергии) – операция, в результате которой отходы используются для полезных целей, заменяя материалы, которые должны были быть использованы для выполнения определенной функции или подготовлены для выполнения этой функции на предприятии или в другой хозяйственной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 1, ст. 6 Закона № 2320). Перечень операций по восстановлению отходов приведен в приложении 2 к Закону № 2320.
Уровень 5. Удаление отходов – операция, не являющаяся восстановлением отходов, даже если одним из ее последствий является использование веществ или энергии (п. 3 ч. 1 ст. 1, ст. 6 Закона № 2320). Перечень операций по удалению отходов приведен в приложении 1 к Закону № 2320.
Отходы сельского хозяйства
До вступления в силу Закона № 2320 в Украине существовало пять классов отходов по уровню опасности, в соответствии с которыми применялась ставка экологического налога на их размещение.
Закон № 2320 предусматривает разделение отходов на два класса:
1) опасные отходы – отходы, имеющие одно или более свойств, которые делают их опасными и приведены в соответствующем Перечне (приложение 3 к Закону № 2320) (п. 19 ч. 1 ст. 1 Закона № 2320). Этот Перечень не является исчерпывающим;
2) отходы, которые не являются опасными, – отходы, не имеющие свойств, которые делают их опасными в соответствии с вышеуказанным Перечнем.
Классификация отходов осуществляется на основании Национального перечня отходов и Порядка классификации отходов, утвержденных постановлением КМУ от 20.10.2023 № 1102.
В Национальный перечень отходов включены 20 групп отходов, которые, в свою очередь, делятся на подгруппы и виды. Каждому виду отходов присвоен код, состоящий из шестизначного номера:
- первые две цифры определяют группу, к которой отнесен вид отходов;
- две следующие цифры – принадлежность к подгруппе, к которой отнесен вид отходов;
- две последние цифры – вид отходов в пределах подгруппы.
Например, отходы сельского и лесного хозяйства, садоводства, охоты, рыболовства и аквакультуры, производства и переработки пищевых продуктов относятся к группе 02. В нее входят семь подгрупп, содержащих отдельные виды отходов сельского хозяйства (см. таблицу).
Обратите внимание! Для обозначения опасных отходов в Национальном перечне отходов к номеру добавляется символ «*». Так, в группе 02 опасными являются отходы с кодом «02 01 08* – Відходи агрохімічної продукції, що містять небезпечні речовини». |
Код |
Наименование группы и подгруппы отходов |
02 |
Відходи сільського та лісового господарства, садівництва, мисливства, рибальства та аквакультури, виробництва та переробки харчових продуктів |
02 01 |
Відходи сільського та лісового господарства, аквакультури, садівництва, мисливства та рибальства |
02 02 |
Відходи виробництва та переробки м’яса, риби та інших харчових продуктів тваринного походження |
02 03 |
Відходи виробництва та переробки фруктів, овочів, зернових, харчових олій, какао, кави, чаю та тютюну; виробництва консервів; виробництва дріжджів та дріжджового екстракту, приготування меляси та ферментації |
02 04 |
Відходи цукрового виробництва |
02 05 |
Відходи виробництва молочних продуктів |
02 06 |
Відходи хлібопекарської та кондитерської промисловості |
02 07 |
Відходи від виробництва алкогольних та безалкогольних напоїв (крім кави, чаю та какао) |
Кроме того, в процессе своей деятельности аграрии могут получить любые другие виды отходов, которые входят в другие подгруппы и могут иметь опасные свойства. Например, пестициды в Национальном перечне отходов отнесены к группе 20 «Побутові відходи (відходи домогосподарств та подібні відходи комерційних організацій, промислових підприємств, установ), включаючи окремо зібрані фракції та відходи інфраструктури населених пунктів». Им присвоен соответствующий код с обозначением – «20 01 19* – Пестициди». Этот опасный компонент отходов (код С34) также указан в приложении 2 «Перечень опасных компонентов» к Порядку классификации отходов.
Разрешительная система в сфере управления отходами
Закон от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 222) предусматривает лицензирование деятельности по управлению опасными отходами (п. 141 ст. 7) с учетом особенностей, определенных Законом № 2320.
Так, образователи и владельцы опасных отходов, кроме опасных отходов в составе бытовых отходов, обязаны собирать, перевозить, обрабатывать отходы самостоятельно (п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона № 2320):
- или при наличии разрешения на осуществление операций по обработке отходов и лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами;
- или путем заключения договора с СХ в сфере управления отходами.
Образователи и владельцы отходов не имеют права передавать опасные отходы СХ, не получившим соответствующие разрешение и лицензию (п. 3 ч. 1 ст. 27 Закона № 2320).
Лицензированию подлежит хозяйственная деятельность по управлению опасными отходами, а именно (ст. 44 Закона № 2320):
1) комплекс операций по сбору и обработке опасных отходов;
2) сбор и хранение опасных отходов для дальнейшего их экспорта с целью обработки или удаления.
Не требует получения лицензии на осуществление комплекса операций по управлению опасными отходами (ч. 2 ст. 44 Закона № 2320):
- деятельность по приему и хранению отходов, если в течение одного года принятые или образованные отходы передаются СХ, имеющему соответствующую лицензию, при условии представления СХ отчетной информации (декларации) в информационную систему управления отходами;
- деятельность по сбору опасных отходов в составе бытовых отходов в порядке, определенном законодательством;
- деятельность аварийно-спасательных формирований, связанная с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Согласно ч. 4 разд. XI Закона № 2320 СХ в сфере управления опасными отходами, собирающие и обрабатывающие опасные отходы, обязаны получить лицензию от Минприроды до 09.01.2024.
Порядок получения лицензии на управление опасными отходами установлен Законом № 222. Закон № 2320 при определенных условиях предусматривает получение отдельных лицензий – либо на операцию по сбору, либо на операцию по хранению опасных отходов.
СХ, установки которых эксплуатируются по состоянию на 09.07.2023, должны получить разрешение на осуществление операций по обработке отходов:
- до 9 января 2024 года – по установкам мощностью 100 тонн в сутки или больше;
- до 9 июля 2024 года – по установкам мощностью менее 100 тонн в сутки.
Важно! Постановлением КМУ от 31.10.2023 № 1137 в приложение 2 к постановлению КМУ от 18.03.2022 № 314 «Некоторые вопросы обеспечения проведения хозяйственной деятельности в условиях военного положения» внесены изменения, согласно которым:
|
Порядок предоставления разрешения на осуществление операций по обработке отходов изложен в ст. 42 Закона № 2320. Разрешение предоставляет Минприроды.
Учет и отчетность
Согласно Закону № 2320 учету подлежат все отходы, образованные, собранные, перевезенные и обработанные на территории Украины.
Так, образователи отходов, кроме образователей отходов домохозяйств, обязаны вести учет образовавшихся вследствие их деятельности отходов и представлять отчетность (п. 6 ч. 2 ст. 16 Закона № 2320). СХ в сфере управления отходами обязаны вести учет отходов, образовавшихся по результатам их деятельности или полученных от других СХ, учет операций по управлению отходами и представлять отчетность (п. 3 ч. 2 ст. 17 Закона № 2320).
Следует знать! СХ, являющиеся образователями и/или владельцами отходов, обязаны вести учет по объему, коду и наименованию, источникам образования отходов, совершению операций по управлению отходами в электронном виде (ст. 47 Закона № 2320). |
Порядок подачи декларации об отходах утвержден постановлением КМУ от 07.05.2022 № 556 «Некоторые вопросы подачи декларации об отходах» (далее – Порядок № 556).
Постановлением КМУ от 19.08.2023 № 876 в Порядок № 556 внесены изменения, которые вступают в силу с 1 января 2024 года. Итак, теперь декларация об отходах подается:
- образователями или владельцами отходов, деятельность которых приводит к образованию опасных отходов;
- владельцами отходов, которые не являются опасными, годовой объем образования которых превышает 50 тонн.
Декларация подается по новой форме путем использования информационной системы управления отходами.
Итак, новую декларацию об отходах следует подать до 20.02.2024 в электронной форме через Единый государственный веб-портал электронных услуг.
Комментарии к материалу