Напомним, с 09.07.2023 вступил в силу Закон от 20.06.2022 № 2320-IX «Об управлении отходами» (далее – Закон № 2320). Поэтому с этого времени законодательство в сфере управления отходами в Украине вышло на более высокую эволюционную ступеньку и в целом соответствует европейским нормам. В консультации расскажем, какие основные правила следует выполнять сельхозпредприятиям в сфере управления отходами и когда нужно получать разрешение или лицензию на осуществление операций по обработке отходов.
Фокус внимания регулятора прежде всего сосредоточен на управлении отходами, что задает тон всему нормативно-правовому акту и является ключевым понятием Закона № 2320.
Согласно п. 38 ст. 1 Закона № 2330 управление отходами – это комплекс мер по сбору, перевозке, обработке (восстановлению, в том числе сортировке и удалению) отходов, включая надзор за такими операциями и последующий уход за объектами удаления отходов. Такое определение предложено Директивой Европейского парламента и Совета ЕС от 19.11.2008 № 2008/98/ЄС «Об отходах и отмене некоторых Директив».
Следовательно, теперь мы будем работать с системой управления как совокупностью процессов, содержащей все этапы жизненного цикла отходов, перечисленные в определении. И каждый из этих процессов требует от субъектов отношений принятия определенных мер и действий.
Справочно: для более детального понимания принципов, содержания и требований этапов жизненного цикла отходов можно обратиться к соответствующим международным стандартам ISO из серии международных экологических стандартов управления: ISO 14001:2015; ISO 14040:2006; ISO 14044:2006 и др. |
Субъектами в сфере управления отходами являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, субъекты хозяйствования (далее – СХ) независимо от формы собственности, деятельность которых приводит к образованию отходов, а также СХ в сфере управления отходами (ч. 1 ст. 14 Закона № 2320).
Закон № 2320 разделяет этих субъектов на три группы:
1) образователи отходов – физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, а также субъекты управления отходами, осуществляющие операции по сортировке, смешиванию или другие операции, приводящие к изменению характеристик или состава отходов (п. 41 ч. 1 ст. 1);
2) владельцы отходов – физические и юридические лица, образующие отходы или согласно закону владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся отходами (п. 11 ч. 1 ст. 1);
3) СХ в сфере управления отходами – юридические лица или физические лица – предприниматели, осуществляющие сбор, покупку, хранение, перевозку, восстановление и/или удаление отходов в соответствии с законодательством (п. 36 ч. 1 ст. 1).
В этом контексте важно отметить, что субъектами права собственности на отходы являются физические и юридические лица, территориальные общины и государство. Образователи или владельцы отходов, не являющиеся СХ в сфере управления отходами, обязаны хранить отходы таким способом, который является безопасным для здоровья человека и окружающей природной среды, и передавать отходы СХ в сфере управления отходами в течение одного года с момента их образования (ч. 3 ст. 13 Закона № 2320). Территориальные общины являются владельцами отходов, переданных их образователями или предыдущими владельцами в системы управления бытовыми отходами.
Право собственности на отходы переходит от субъекта к субъекту (ст. 11 Закона № 2320):
В случае смены собственника или пользователя земельного участка, на котором размещены отходы, вопрос о праве собственности на отходы решается в договоре. При отсутствии таких положений в договоре владельцем отходов является собственник земельного участка или землепользователь (ч. 4 ст. 11 Закона № 2320).
Обращаем внимание! Если на земельном участке были обнаружены отходы, владелец которых не установлен, собственнику или пользователю необходимо безотлагательно, но не позднее 24 часов с момента обнаружения таких отходов, проинформировать об этом ОМС или местный орган исполнительной власти (ст. 12 Закона № 2320). |
Статус отходов может быть объявлен прекращенным (ст. 8 Закона № 2320), если такие отходы прошли операцию по восстановлению и соответствуют критериям объявления прекращения статуса отходов. Этот статус отходы приобретают в соответствии с Порядком объявления прекращения статуса отходов, Перечнем видов отходов, по которым может быть объявлено прекращение статуса отходов, и Критериями объявления прекращения статуса отходов, утвержденными постановлением КМУ от 08.08.2023 № 827.
Законом № 2320 введено понятие расширенной ответственности производителей продукции, вследствие потребления/использования которой образуются отходы упаковки, электрического и электронного оборудования, батарей и аккумуляторов, транспортных средств, снятых с эксплуатации, смазок (масел), шин, текстиля и т. п.
Согласно ст. 10 Закона № 2320 производители этой продукции должны выполнять свои обязательства:
Следовательно, расширенная ответственность производителя предполагает:
Законом № 2320 установлена иерархия управления отходами. Это означает, что производители и владельцы отходов должны принимать определенные меры и действия для уменьшения их влияния на окружающую среду, начиная с базового, более приоритетного уровня (предотвращение образования отходов), и осуществлять их на протяжении всего жизненного цикла отходов до последнего, менее приоритетного уровня (удаление отходов).
Следовательно, если предотвратить возникновение отходов не удалось, следует переходить к другому этапу и принимать другие меры, вплоть до последнего уровня – захоронение отходов в специально оборудованных местах и уничтожение (обезвреживание) на соответствующих установках.
Каждый из пяти уровней имеет свои особенности (ст. 4 Закона № 2320).
Уровень 1. Предотвращение образования отходов – совокупность мер образователя и владельца отходов по образованию отходов, а также избегание, уменьшение или устранение их негативного влияния на здоровье людей и окружающую природную среду (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 2320). Эти 11 мер перечислены в ст. 5 Закона № 2320.
Уровень 2. Подготовка отходов к повторному использованию – проведение операций по восстановлению (проверка, очистка или ремонт), после которых вещества, предметы и/или их составляющие (компоненты), которые были отходами, могут быть использованы повторно без какой-либо другой обработки (п. 24 ч. 1 ст. 1, ст. 6 Закона № 2320).
Уровень 3. Рециклинг – операция по восстановлению, в результате которой отходы перерабатываются на продукцию, материалы или вещества для их использования в первичных или иных целях. Эта операция содержит переработку органического материала, но не содержит производства энергии или преобразования отходов в материалы, которые могут быть использованы в качестве топлива или в качестве материалов для обратного заполнения (п. 31 ч. 1 ст. 1, ст. 6 Закона № 2320). Перечень операций по рециклингу приведен в приложении 2 к Закону № 2320.
Уровень 4. Восстановление отходов (в т. ч. для производства энергии) – операция, в результате которой отходы используются для полезных целей, заменяя материалы, которые должны были быть использованы для выполнения определенной функции или подготовлены для выполнения этой функции на предприятии или в другой хозяйственной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 1, ст. 6 Закона № 2320). Перечень операций по восстановлению отходов приведен в приложении 2 к Закону № 2320.
Уровень 5. Удаление отходов – операция, не являющаяся восстановлением отходов, даже если одним из ее последствий является использование веществ или энергии (п. 3 ч. 1 ст. 1, ст. 6 Закона № 2320). Перечень операций по удалению отходов приведен в приложении 1 к Закону № 2320.
До вступления в силу Закона № 2320 в Украине существовало пять классов отходов по уровню опасности, в соответствии с которыми применялась ставка экологического налога на их размещение.
Закон № 2320 предусматривает разделение отходов на два класса:
1) опасные отходы – отходы, имеющие одно или более свойств, которые делают их опасными и приведены в соответствующем Перечне (приложение 3 к Закону № 2320) (п. 19 ч. 1 ст. 1 Закона № 2320). Этот Перечень не является исчерпывающим;
2) отходы, которые не являются опасными, – отходы, не имеющие свойств, которые делают их опасными в соответствии с вышеуказанным Перечнем.
Классификация отходов осуществляется на основании Национального перечня отходов и Порядка классификации отходов, утвержденных постановлением КМУ от 20.10.2023 № 1102.
В Национальный перечень отходов включены 20 групп отходов, которые, в свою очередь, делятся на подгруппы и виды. Каждому виду отходов присвоен код, состоящий из шестизначного номера:
Например, отходы сельского и лесного хозяйства, садоводства, охоты, рыболовства и аквакультуры, производства и переработки пищевых продуктов относятся к группе 02. В нее входят семь подгрупп, содержащих отдельные виды отходов сельского хозяйства (см. таблицу).
Обратите внимание! Для обозначения опасных отходов в Национальном перечне отходов к номеру добавляется символ «*». Так, в группе 02 опасными являются отходы с кодом «02 01 08* – Відходи агрохімічної продукції, що містять небезпечні речовини». |
Код |
Наименование группы и подгруппы отходов |
02 |
Відходи сільського та лісового господарства, садівництва, мисливства, рибальства та аквакультури, виробництва та переробки харчових продуктів |
02 01 |
Відходи сільського та лісового господарства, аквакультури, садівництва, мисливства та рибальства |
02 02 |
Відходи виробництва та переробки м’яса, риби та інших харчових продуктів тваринного походження |
02 03 |
Відходи виробництва та переробки фруктів, овочів, зернових, харчових олій, какао, кави, чаю та тютюну; виробництва консервів; виробництва дріжджів та дріжджового екстракту, приготування меляси та ферментації |
02 04 |
Відходи цукрового виробництва |
02 05 |
Відходи виробництва молочних продуктів |
02 06 |
Відходи хлібопекарської та кондитерської промисловості |
02 07 |
Відходи від виробництва алкогольних та безалкогольних напоїв (крім кави, чаю та какао) |
Кроме того, в процессе своей деятельности аграрии могут получить любые другие виды отходов, которые входят в другие подгруппы и могут иметь опасные свойства. Например, пестициды в Национальном перечне отходов отнесены к группе 20 «Побутові відходи (відходи домогосподарств та подібні відходи комерційних організацій, промислових підприємств, установ), включаючи окремо зібрані фракції та відходи інфраструктури населених пунктів». Им присвоен соответствующий код с обозначением – «20 01 19* – Пестициди». Этот опасный компонент отходов (код С34) также указан в приложении 2 «Перечень опасных компонентов» к Порядку классификации отходов.
Закон от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 222) предусматривает лицензирование деятельности по управлению опасными отходами (п. 141 ст. 7) с учетом особенностей, определенных Законом № 2320.
Так, образователи и владельцы опасных отходов, кроме опасных отходов в составе бытовых отходов, обязаны собирать, перевозить, обрабатывать отходы самостоятельно (п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона № 2320):
Образователи и владельцы отходов не имеют права передавать опасные отходы СХ, не получившим соответствующие разрешение и лицензию (п. 3 ч. 1 ст. 27 Закона № 2320).
Лицензированию подлежит хозяйственная деятельность по управлению опасными отходами, а именно (ст. 44 Закона № 2320):
1) комплекс операций по сбору и обработке опасных отходов;
2) сбор и хранение опасных отходов для дальнейшего их экспорта с целью обработки или удаления.
Не требует получения лицензии на осуществление комплекса операций по управлению опасными отходами (ч. 2 ст. 44 Закона № 2320):
Согласно ч. 4 разд. XI Закона № 2320 СХ в сфере управления опасными отходами, собирающие и обрабатывающие опасные отходы, обязаны получить лицензию от Минприроды до 09.01.2024.
Порядок получения лицензии на управление опасными отходами установлен Законом № 222. Закон № 2320 при определенных условиях предусматривает получение отдельных лицензий – либо на операцию по сбору, либо на операцию по хранению опасных отходов.
СХ, установки которых эксплуатируются по состоянию на 09.07.2023, должны получить разрешение на осуществление операций по обработке отходов:
Важно! Постановлением КМУ от 31.10.2023 № 1137 в приложение 2 к постановлению КМУ от 18.03.2022 № 314 «Некоторые вопросы обеспечения проведения хозяйственной деятельности в условиях военного положения» внесены изменения, согласно которым:
|
Порядок предоставления разрешения на осуществление операций по обработке отходов изложен в ст. 42 Закона № 2320. Разрешение предоставляет Минприроды.
Согласно Закону № 2320 учету подлежат все отходы, образованные, собранные, перевезенные и обработанные на территории Украины.
Так, образователи отходов, кроме образователей отходов домохозяйств, обязаны вести учет образовавшихся вследствие их деятельности отходов и представлять отчетность (п. 6 ч. 2 ст. 16 Закона № 2320). СХ в сфере управления отходами обязаны вести учет отходов, образовавшихся по результатам их деятельности или полученных от других СХ, учет операций по управлению отходами и представлять отчетность (п. 3 ч. 2 ст. 17 Закона № 2320).
Следует знать! СХ, являющиеся образователями и/или владельцами отходов, обязаны вести учет по объему, коду и наименованию, источникам образования отходов, совершению операций по управлению отходами в электронном виде (ст. 47 Закона № 2320). |
Порядок подачи декларации об отходах утвержден постановлением КМУ от 07.05.2022 № 556 «Некоторые вопросы подачи декларации об отходах» (далее – Порядок № 556).
Постановлением КМУ от 19.08.2023 № 876 в Порядок № 556 внесены изменения, которые вступают в силу с 1 января 2024 года. Итак, теперь декларация об отходах подается:
Декларация подается по новой форме путем использования информационной системы управления отходами.
Итак, новую декларацию об отходах следует подать до 20.02.2024 в электронной форме через Единый государственный веб-портал электронных услуг.