В чем проблема: сельхозпредприятие зарегистрировано по адресу регистрации одного из учредителей (в его квартире). Но офис с работниками располагается совсем в другом районе. То есть адрес сельхозпредприятия, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР), не совпадает с фактическим местонахождением. Есть ли какие-то риски для сельхозпредприятия в этом случае?
Местонахождение предприятия – это фактическое место ведения деятельности либо размещения офиса, из которого осуществляется ежедневное управление деятельностью юрлица (как правило, там находится руководство), а также где ведется учет (ст. 93 Гражданского кодекса, далее – ГК).
Из определения следует, что по местонахождению юрлица должно находиться его руководство и бухгалтерия. При заключении хозяйственных договоров данный адрес указывается в реквизите «Местонахождение сторон».
Информация о местонахождении (так называемом юридическом адресе) предприятия содержится в ЕГР (п. 10 ч. 2 ст. 9 Закона от 15.05.2003 № 755-IV, далее – Закон № 755).
Конечно же, предприятие может вести деятельность не только по своему местонахождению, но и по другим адресам, например, по местонахождению своих обособленных подразделений (филиалов, торговых точек и т. д.). Однако главный адрес у него может быть лишь один.
Ситуация, когда юрлицо регистрируется по месту домашнего адреса учредителя, – не редкость, так как в Законе № 755 не установлена обязанность подавать госрегистратору документ, который подтверждает право собственности или пользования помещением. То есть госрегистатор не будет проверять, что за помещение (офис, квартира и т. д.) указано как официальный адрес юрлица.
Рассмотрим, какие проблемы могут возникнуть у юрлица в случае несовпадения официального и фактического адреса.
Согласно п. 42.2 Налогового кодекса (далее – НК) налоговая корреспонденция (налоговые уведомления-решения, налоговые требования и т. п.) направляется плательщику по его местонахождению, то есть на налоговый адрес.
Если предприятие фактически находится в другом месте, оно не сможет своевременно получить корреспонденцию от налоговой. А значит, не сможет в установленные сроки уплатить налоги и сборы, обжаловать решения налоговой и пр.
Например, при неуплате денежных обязательств в сроки, определенные действующим законодательством, у плательщика возникает налоговый долг. И тогда должностные лица ГНС примут меры по принудительному взысканию долга. Среди таких мер:
Важный нюанс: контролирующие органы приходят с проверкой именно по официальному адресу предприятия. И если проверяющие придут по адресу, где нет руководства предприятия, они могут расценить это как недопуск к проверке, что чревато внушительными штрафами. |
К примеру, если органы Гоструда не нашли предприятие по официальному местонахождению и по этой причине проверка не состоялась, на предприятие могут наложить штраф (абзацы седьмой, восьмой ст. 265 КЗоТ):
Для этого надо обратиться к госрегистратору и внести соответствующие изменения в ЕГР. Если адрес предприятия не указан в уставе, то госрегистратору надо подать (ч. 4 ст. 17 Закона № 755):
Документы, представленные для госрегистрации, будут рассмотрены в течение 24 часов после их поступления госрегистратору (кроме выходных и праздничных дней) (ч. 1 ст. 26 Закона № 755).
Если же адрес предприятия указан в уставе, то дополнительно подаются:
Напомним! Указывать адрес ООО в уставе необязательно. |
Например, согласно ст. 11 Закона от 06.02.2018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» устав ООО должен содержать следующую информацию:
А если речь идет о фермерском хозяйстве (далее – ФГ), то согласно ч. 4 ст. 1 Закона от 19.06.2003 № 973-IV «О фермерских хозяйствах» в учредительном документе ФГ приводят наименование хозяйства, его местонахождение, адрес, предмет и цель деятельности, порядок формирования имущества (складочного капитала), органы управления, порядок принятия ими решений, порядок вступления в хозяйство и выхода из него и другие положения, не противоречащие законодательству Украины. То есть в уставе ФГ нужно обязательно указывать его местонахождение.
По общему правилу отдельно информировать налоговую о смене адреса не нужно, ведь изменения были внесены в ЕГР, доступ к которому есть у органов ГНС. Отдельно информируют налоговую об изменении адреса только юрлица – плательщики единого налога.
Обязанность подать в налоговый орган заявление о смене налогового адреса или места ведения деятельности предусмотрена пп. 298.3.1 НК. В данном случае заявление по форме, утвержденной приказом Минфина от 16.07.2019 № 308, с пометкой в графе «Внесення змін» подают:
Если у предприятия есть лицензии, оно обязано сообщить в орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных при получении лицензии, в том числе и о смене местонахождения (ч. 2 ст. 15 Закона от 02.03.2015 № 222-VIII). Сделать это надо в течение месяца после возникновения таких изменений.
Если лицензиат не уведомит орган лицензирования об изменениях в установленный срок, его могут привлечь к административной ответственности согласно ч. 6 ст. 164 КУоАП. Штраф за такое нарушение составляет от 250 до 500 НМДГ (от 4 250 до 8 500 грн).
Также следует уведомить контрагентов и обслуживающие банки. Перезаключать ранее заключенные договоры не нужно, а вот письменно проинформировать контрагентов придется, чтобы избежать спорных вопросов и недоразумений.