Сотрудничество с субъектами, связанными с РФ: правовые аспекты
О чем статья? Мы ответим на вопросы субъектов хозяйствования, у которых остались незавершенные операции с контрагентами, связанными со страной-агрессором.
Суть проблемы
Многие субъекты хозяйствования с введением в Украине военного положения оказались в непростой ситуации, однако продолжают вести свою деятельность, ищут пути решения возникающих проблем. Одна из возможных проблем – наличие договоров с контрагентами, которые так или иначе связаны с Российской Федерацией (далее – РФ). у кого-то в учредителях числятся российские граждане или же юрлица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а у кого-то конечные бенефициары – резиденты РФ.
После 24.02.2022 (даты введения военного положения в Украине) операции с такими субъектами попали под запрет. При этом остались незавершенными хозяйственные операции, начатые задолго до указанной даты. И теперь украинские контрагенты не знают, что с такими операциями делать (на нашу консультационную линию поступает немало звонков на эту тему). Кроме того, ужесточена ответственность за невыполнение требований законодательства в отношении запрещенных операций, а также предусмотрено принудительное изъятие имущества у лиц, связанных с РФ. Именно поэтому возникают вопросы, на которые мы и ответим в консультации.
Нормативная база
Основными документами, которыми установлены запреты на сотрудничество с вышеуказанными контрагентами, являются:
- постановление Правления НБУ от 24.02.2022 № 18, в которое уже неоднократно вносились изменения (далее – Постановление № 18);
- постановление КМУ от 03.03.2022 № 187 (далее – Постановление № 187).
Обратите внимание! Из содержания п. 1 Постановления № 187 понятно, что для урегулирования отношений с лицами, связанными со страной-агрессором, должен быть принят соответствующий закон. А пока он не принят и не вступил в силу, действует временный мораторий (запрет) на осуществление определенных операций с такими лицами на основании принятых подзаконных актов. |
Запрещенные хозяйственные операции
Постановление № 187 запрещает такие виды операций, как:
1. Выполнение, в том числе в принудительном порядке, денежных и иных обязательств кредиторами (взыскателями) в которых является РФ или лица, связанные со страной-агрессором.
Под лицами, связанными со страной-агрессором, в Постановлении № 187 понимаются:
- граждане РФ, кроме тех, что проживают на территории Украины на законных основаниях;
- юрлица, созданные и зарегистрированные в соответствии с российским законодательством;
- юрлица, созданные и зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины, конечным бенефициарным собственником, членом или участником (акционером), имеющим долю в уставном капитале в размере 10 и более процентов, является РФ, гражданин РФ (кроме проживающих на территории Украины на законных основаниях) или юрлицо, созданное или зарегистрированное в соответствии с российским законодательством.
2. Отчуждение или передача в залог и любые другие действия, которые имеют или могут иметь в качестве последствия отчуждение недвижимого имущества, ценных бумаг, корпоративных прав, транспортных средств, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания государством-агрессором или связанными с ним лицами, кроме бесплатного отчуждения в пользу государства Украина.
3. Отчуждение, передача в залог, любые другие действия, которые имеют или могут иметь в качестве последствия отчуждение недвижимого имущества, ценных бумаг, корпоративных прав, транспортных средств, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания в пользу государства-агрессора или связанных с ним лиц.
Запрещенные банковские операции
В отношении банковских операций действуют запреты, установленные НБУ в Постановлении № 18, а именно.
1. Остановлено осуществление обслуживающими банками расходных операций по счетам резидентов РФ и Республики Беларусь (далее – РБ), по счетам юрлиц (кроме банков), конечными бенефициарными собственниками которых являются резиденты указанных стран (п. 15 Постановления № 18).
Внимание! Из этого правила есть ряд исключений, установленных тем же пунктом Постановления № 18. |
2. Запрещено (п. 151 Постановления № 18):
- зачислять средства на счета клиентов-физлиц по переводам, инициированными с использованием электронных платежных средств, эмитированных участниками международных платежных систем, осуществляющих свою деятельность на территории РФ и РБ;
- принимать в Украине электронные платежные средства (включая переводы, осуществление расчетов и выдачу наличных), эмитированных участниками международных платежных систем, осуществляющих свою деятельность на территории РФ и РБ.
3. Запрещено осуществление уполномоченными банками любых валютных операций (п. 17 Постановления № 18):
- с использованием российских и белорусских рублей;
- участником которых является юрлицо или физлицо, которое имеет местонахождение (зарегистрировано/постоянно проживает) в РФ и РБ;
- для выполнения обязательств перед юридическими или физическими лицами, которые имеют местонахождение (зарегистрированы/постоянно проживают) в РФ и РБ.
Внимание! Исключения из данного правила (случаи, когда указанные валютные операции могут осуществляться) перечислены в п. 171 Постановления № 18. |
Помимо вышеперечисленных ограничений постановлением КМУ от 28.02.2022 № 164 также ограничено осуществление нотариальных действий по обращениям граждан РФ (кроме тех, которые проживают на территории Украины на законных основаниях) и юрлиц, созданных и зарегистрированных в соответствии с российским законодательством, а также юрлиц, конечным бенефициарным собственником, членом или участником (акционером), имеющим долю в уставном капитале 10 и более процентов, является гражданин РФ или юрлицо, созданное в соответствии с российским законодательством.
Ответственность за нарушение запретов
За нарушение вышеприведенных запретов предусмотрены серьезные меры ответственности.
Что грозит субъекту хозяйствования, который осуществит операцию, запрещенную Постановлением № 187?
Все сделки, заключенные субъектом хозяйствования (далее – СХ) с нарушением моратория, установленного Постановлением № 187, являются ничтожными (пп. 1 п. 2 Постановления № 187).
Для справки. Ничтожные сделки – это сделки, недействительность которых установлена законом. То есть для признания ничтожной сделки недействительной не требуется решения суда (ч. 2 ст. 215 Гражданского кодекса, далее – ГК). |
Кроме того, в отношении такого СХ или его должностных лиц могут быть применены меры ответственности, предусмотренные законодательством.
Что ожидает нарушителей, которые сотрудничают с лицами, связанными с государством-агрессором?
К должностным лицам юрлица, совершившим такое нарушение, может быть применена уголовная ответственность на основании ст. 1111 Уголовного кодекса (далее – УК). Данная статья предусматривает ответственность за коллаборационную деятельность.
Так, ч. 4 данной статьи предусматривает, что за осуществление хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором может быть применено наказание в виде штрафа до 10 000 НМДГ, или лишения свободы на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества.
Кроме того, самому юрлицу грозит санкция в виде ликвидации – это предусмотрено ст. 969 УК.
Ситуации из практики
Рассмотрим несколько ситуаций и подскажем, как следует поступать резидентам Украины, чтобы не нарушить вышеприведенные запреты.
Ситуация 1
Постановлением № 187 предусмотрен запрет на осуществление операций в отношении граждан РФ, за исключением тех, кто на законных основаниях проживает на территории Украины. Какие именно граждане в данном случае имеются в виду и какие документы они должны предъявить для возможности сотрудничества с ними?
Определение понятия «проживание на территории Украины на законных основаниях» приведено в Законе от 18.01.2001 № 2235-III «О гражданстве Украины» (ст. 1). Это проживание в Украине иностранца или лица без гражданства, которые имеют в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года отметку о постоянной или временной прописке на территории Украины либо зарегистрировали на территории Украины свой национальный паспорт, либо имеют вид на постоянное или временное проживание на территории Украины, либо имеют военный билет, выданный иностранцу или лицу без гражданства, которые в установленном порядке заключили контракт о прохождении воинской службы в Вооруженных силах Украины, либо имеют удостоверение беженца или документ, подтверждающий предоставление убежища в Украине.
Исходя из этого определения и следует требовать от физлица соответствующий документ, подтверждающий законность его проживания в Украине.
Ситуация 2
У нашего предприятия есть хозяйственный договор с лицом, связанным со страной-агрессором (это предприятие, в уставном капитале которого доля в размере 15 % принадлежит гражданину РФ). Договор поставки с этим предприятием был заключен еще до введения в Украине военного положения. По этому договору мы получили предоплату за товар, но товар еще не поставили и теперь уже поставлять не будем, хотим расторгнуть договор. Каким образом нам теперь закрыть этот договор? Полученную предоплату вернуть не можем – банк не пропускает платеж. Есть ли варианты выхода из данной ситуации – и если есть, то как их правильно оформить?
Да, есть несколько вариантов выхода из создавшейся ситуации, рассмотрим их. Речь идет о законодательных основаниях для прекращения договорного обязательства, предусмотренных нормами ГК.
Вариант 1. Прощение долга (ст. 605 ГК)
Кредитор вправе освободить должника от его обязанностей (простить долг), если это не нарушает прав третьих лиц относительно имущества кредитора.
Для оформления прощения долга достаточно заявления кредитора о своем желании. Но на практике стороны – во избежание разногласий – обычно заключают двустороннее соглашение о прощении долга. Составляется такое соглашение в произвольной форме с указанием всех необходимых реквизитов, в том числе реквизитов сторон и договора, по которому прощается долг.
Вариант 2. Передача отступного (ст. 600 ГК)
Обязательство прекращается по соглашению сторон вследствие передачи должником кредитору отступного (денег, иного имущества и т. д.). Размер, сроки и порядок передачи отступного устанавливают стороны.
То есть в данном случае сторонам необходимо подписать соглашение о передаче отступного, в котором оговорить, какое именно имущество (!) будет передано в качество отступного, в какие сроки и каким образом оно будет передано.
Обратите внимание! В данной ситуации в качестве отступного не могут быть переданы денежные средства (банки не пропустят платеж), а также недвижимое имущество, ценные бумаги, корпоративные права, транспортные средства, воздушные и морские суда и суда внутреннего плавания (это имущество Постановлением № 187 запрещено отчуждать в пользу государства-агрессора или связанных с ним лиц). |
Вариант 3. Перевод долга (ст. 520 ГК)
Перевод долга – это замена должника в обязательстве. Причем такая замена возможна только с согласия кредитора.
Предположим, у вас есть третье лицо, которое готово взять на себя ваш долг, то есть вернуть сумму предоплаты вашему контрагенту. И кредитор не возражает против такой замены. В таком случае нужно будет оформить трехстороннее соглашение между кредитором, вашим предприятием (должником) и новым должником. На наш взгляд, в сложившейся ситуации это наиболее удобный вариант закрытия договора.
А что делать, если ни один из предложенных вариантов кредитору не подходит и сторонам не удалось достигнуть согласия?
В этом случае кредитор, по сути, лишает должника возможности выполнить свои обязательства по договору. Такую ситуацию следует расценивать как форс-мажорную. Соответственно, она является основанием для освобождения от ответственности за нарушение обязательства (ст. 617 ГК).
На заметку! Подробнее о нюансах подтверждения форс-мажорных обстоятельств в договорных отношениях читайте в «Договорные обязательства и военное положение: всегда ли форс-мажор?». |
Правда, от выполнения самого обязательства форс-мажор не освобождает. Поэтому, что делать дальше с таким договором, не совсем понятно. Но, скорее всего, нужно дождаться либо окончания военного положения (т. е. окончания действия форс-мажорных обстоятельств), либо же принятия закона, регулирующего отношения с лицами, которые связаны с государством-агрессором (об этом мы говорили в начале консультации).
Также в данной ситуации проблемный момент с выполнением договора может быть решен кредитором, если из его состава выйдет или будет исключен учредитель – гражданин РФ. Тогда у нашего должника не будет препятствий для дальнейшего сотрудничества со своим контрагентом-кредитором.
Ситуация 3
Знаем, что во время военного положения был принят закон, который предусматривает принудительное взыскание имущества, принадлежащего государству-агрессору или связанным с ним лицам. Что это за закон, кого конкретно касается такое взыскание и как оно производится?
Действительно, такой закон был принят. Это Закон от 03.03.2022 № 2116-IX «Об основных мерах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов» (далее – Закон № 2116, вступил в силу с 07.03.2022, опубликован в «Голосе Украины» от 06.03.2022 № 47).
Закон предусматривает возможность принудительного изъятия в Украине объектов права собственности РФ и ее резидентов, которое осуществляется по мотивам общественной необходимости (включая случаи, когда этого настоятельно требует военная необходимость) в пользу государства Украина и основывается на принципах законности, прозрачности, объективности, соответствия цели, стратегической важности и эффективности (ст. 2 Закона № 2116).
Под резидентами РФ в этом Законе понимаются юрлица (их филиалы, представительства), осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Украины на ее территории, учредителем (участником, акционером) или бенефициаром которых прямо или косвенно является РФ и/или юрлица, учредителем (участником, акционером) или бенефициаром которых является РФ и/или у которых РФ прямо или косвенно имеет долю в уставном (складочном) капитале, акции, паи, иное членство (участие в любой форме) в юридическом лице (ст. 1 Закона № 2116).
Таким образом, все вышеперечисленные лица попадают в сферу действия Закона № 2116 – и есть риск принудительного изъятия у них имущества, принадлежащего государству-агрессору.
Важный момент! В Законе № 2116 не уточняется, какой должна быть доля в уставном капитале для того, чтобы признать лицо резидентом РФ (в отличие от Постановления № 187, где критерием является размер доли – 10 и более процентов). То есть тут важен не размер доли, а сам факт наличия такой доли в УК. |
Кто в таких случаях принимает решение о принудительном изъятии имущества?
Решения о таком принудительном изъятии уполномочен принимать Совет национальной безопасности и обороны Украины (далее – СНБО), кроме того, это решение вводится в действие Указом Президента (ст. 3 Закона № 2116). А после окончания военного положения в шестимесячный срок такой указ Президента должен быть утвержден Верховной Радой путем принятия соответствующего закона.
Как видим, процедура достаточно серьезная.
Кстати! На основании Закона № 2116 уже были приняты решения о принудительном изъятии имущества РФ и ее резидентов. Например, решение СНБО от 11.05.2022, утвержденное указом от 11.05.2022 № 326/2022. Данный указ утвержден законом от 12.05.2022 № 2249-IX. А санкции по принудительному изъятию имущества коснулись, в частности, ПАО «Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк», АО «Международный Резервный банк», ПАО «Сбербанк России». |
Ситуация 4
Предприятие отгрузило товар своему покупателю в соответствии с условиями договора поставки. Покупатель (юрлицо, зарегистрированное в Украине) является лицом, связанным с государством-агрессором: один из его бенефициаров – гражданин РФ. Срок оплаты по данному договору наступил 1 мая 2022 года. Покупатель не оплатил товар, так как его счета заблокированы. Как нам следует поступить в данной ситуации? Мы считаем, что не имеем права простить этот долг исходя из требований Постановления № 187.
В данной ситуации вы вправе потребовать от должника, чтобы он нашел способ оплатить поставленный ему товар. Ведь запрет на сотрудничество с лицами, которые связаны со страной-агрессором, установленный Постановлением № 187, не лишает кредитора права взыскивать задолженность с должника, который связан с РФ, в том числе и в судебном порядке.
Напомним: п. 1 Постановления № 187 запрещает выполнять обязательства, по которым кредитором (взыскателем) является РФ или связанные с ней лица. В нашем же случае ситуация обратная: лицо, связанное со страной-агрессором, является должником в обязательстве. Поэтому нет никаких препятствий для обращения в суд с иском о взыскании задолженности.
Также хотим заметить, что в Постановлении № 187 нет запрета на прощение долга. И если этот вариант вас устраивает (например, сумма долга невелика, нет смысла тратить время на судебное разбирательство), вы можете заключить с должником соответствующее соглашение (подробнее см. в ситуации 2). Ведь прощение долга нельзя считать выполнением обязательства в пользу «запрещенного» контрагента. Это просто один из способов прекращения договорного обязательства, но никак не выполнение этого обязательства.
Напоминаем! Обязательство может быть прекращено по различным основаниям, которые перечислены в ст. 599–601, 604–609 ГК (см. выше ситуацию 2). |
Комментарии к материалу