Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Предприниматель оказывает бухгалтерские услуги: должен ли он регистрироваться в Госфинмониторинге?

Ситуация. Предприниматель ведет бухгалтерский учет предприятия на основании гражданско-правового договора об оказании услуг. Права подписи на отчетности и других документах предприятия он не имеет (все документы подписывает только директор). Слышали, что на предпринимателей, оказывающих бухгалтерские услуги, распространяется законодательство о финмониторинге. Кроме того, недавно КМУ было принято постановление, которым урегулирован порядок осуществления проверок в сфере финмониторинга, касающийся как раз бухгалтерских услуг.

Вопрос. Нужно ли такому предпринимателю регистрироваться в Государственной службе финансового мониторинга (далее – Госфинмониторинг)?

Краткий ответ. Да, нужно


Когда ваш бухгалтер обязан стать на учет в Госфинмониторинге?

Вопросы, касающиеся финмониторинга, регламентируются прежде всего Законом от 06.12.2019 № 361-IХ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон № 361).

В «поле зрения» этого закона попали в том числе субъекты хозяйствования (далее – СХ), которые оказывают услуги по ведению бухгалтерского учета.

Так, согласно п. 7 ч. 2 ст. 6 Закона № 361, к специально определенным субъектам первичного финансового мониторинга (далее – ССПФМ) отнесены, в частности:

  • бухгалтеры, а также СХ,которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету (пп. «б»);
  • СХ, которые осуществляют консультирование по вопросам налогообложения (пп. «в»).

Перечень обязанностей ССПФМ приведен в ч. 2 ст. 8 Закона № 361. В этом перечне есть и обязанность встать на учет в Госфинмониторинге (п. 1).

Обратите внимание! Тот факт, что у предпринимателя нет права подписи на документах, в данном случае не имеет значения. Важно то, что предприниматель оказывает услуги по бухучету, поскольку именно этот род деятельности является основанием для отнесения лица к ССПФМ. А значит, предприниматель обязан встать на учет в Госфинмониторинге.

Нужно ли становиться на учет в Госфинмониторинге бухгалтерам, которые работают на основании трудовых договоров?

Нет, бухгалтеров – наемных работников это требование не касается.

Важный нюанс! Встать на учет в Госфинмониторинге обязаны только физлица, которые оказывают бухгалтерские услуги на основании гражданско-правовых договоров.

Как физлицу стать на учет в Госфинмониторинге?

Процедура постановки на учет в Госфинмониторинге регламентируется Порядком подачи информации для постановки на учет…, утвержденным постановлением КМУ от 09.09.2020 № 850 (далее – Порядок № 850).

Так, ССПФМ, которые не являются юридическими лицами (как в нашем случае), должны встать на учет в Госфинмониторинге не позднее дня проведения первой финансовой операции или даты установления деловых отношений с клиентом (п. 5 Порядка № 850).

То есть в нашем случае предприниматель должен был встать на учет в Госфинмониторинге в день заключения с предприятием договора об оказании бухгалтерских услуг.

Какие документы нужно подать для постановки на учет?

Для постановки на учет в Госфинмониторинг подается информация, указанная в п. 6 Порядка № 850. В нашем случае такая информация должна содержать сведения о регистрации предпринимателя и его местонахождении.

По какой форме подается такая информация?

Информацию нужно подать по форме № 1-ФМ, утвержденной приказом Минфина от 29.01.2016 № 24 (далее – Приказ № 24). Эта форма заполняется в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом № 24 (далее – Инструкция № 24).

Так, согласно п. 6 разд. ІІ Инструкции № 24, субъекты, которые осуществляют свою деятельность единолично, без создания юрлица, при первичной подаче формы № 1-ФМ заполняют разделы I, IІ и ІІІ. При этом во всех полях разделов IV та V формы ставится символ «–» (прочерк).

Образец заполнения формы № 1-ФМ можно найти на сайте Госфинмониторинга:

Информации подается в электронной форме с использованием электронного кабинета или прикладного программного интерфейса (п. 4 Порядка № 850).

На заметку! Видеоинструкция по регистрации в электронном кабинете и пользованию его разделами приведена здесь.

А что делать, если по какой-либо причине у СХ нет возможности подать информацию в Госфинмониторинг в электронном виде?

В таких ситуациях допускается ее подача в бумажном виде. Заполненную форму № 1-ФМ можно (п. 4 Порядка № 850):

  • либо отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении – тогда доказательством подачи информации будет документ, выданный оператором почтовой связи об отправке почтового сообщения и уведомление о вручении;
  • либо вручить лично под расписку – тогда доказательством подачи информации будет отметка Госфинмониторинга о получении информации (с указанием даты и времени получения).

Что грозит бухгалтеру-предпринимателю, если он не встанет на учет?

Допустим, предприниматель в нашей ситуации не встал на учет в Госфинмониторинга, хотя по закону обязан был это сделать (см. выше). Возникает вопрос:

Могут ли в этом случае оштрафовать предпринимателя?

Финансовая ответственность в виде штрафов за нарушение законодательства в сфере финмониторинга предусмотрена ч. 5 ст. 32 Закона № 361. В этой норме приведен довольно внушительный перечень нарушений в сфере финмониторинга, за которые применяется штраф. Правда, мы не находим там такого нарушения, как непостановка на учет в Госфинмониторинге. Однако это не означает, что штраф за такое нарушение вообще не предусмотрен.

Дело в том, что п. 14 ч. 5 ст. 32 Закона № 361 установлен штрафза нарушениепрочихтребований в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (т. е. в сфере финмониторинга).

За такие нарушения применяется штраф в размере до 3000 НМДГ (до 51000 грн). Под этот штраф может быть подведен и наш случай, когда предприниматель, который является ССПФМ, не состоит учете в Госфинмониторинге.

Однако! Не факт, что предприниматель в нашей ситуации будет оштрафован. Дело в том, что Законом № 361 предусмотрены и другие меры воздействия на нарушителей.

Так,  ч. 3 ст. 32 Закона № 361 предусматривает, что в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) субъектом первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ) (его уполномоченным (должностным) лицом) требований законодательства в сфере финмониторинга меры воздействия применяются адекватно совершенному нарушению. В зависимости от сути нарушения это может быть:

1) письменное предостережение;

2) аннулирование лицензии и/или других документов, дающих право на ведение деятельности, при осуществлении которой у лица возникает статус СПФМ, в установленном законодательством порядке;

3) возложение на СПФМ обязанности отстранить от работы свое должностное лицо;

4) штраф;

5) заключение письменного соглашения об урегулировании последствий нарушения законодательства в сфере финмониторинга.

Иными словами, не всегда за нарушение применят именно штраф: меры воздействия к нарушителю должны применяться адекватно (т. е. учитывая степень тяжести правонарушения).

Поэтому мы полагаем, что в нашей ситуации контролирующий орган может не оштрафовать предпринимателя, ограничиться письменным предостережением.

Кроме того, обратите внимание на формулировку: размер штрафа может составлять до 51 000 грн. То есть на практике штраф не обязательно начисляется в максимальной сумме.

Кто уполномочен осуществлять проверки в этой сфере и, в частности, применять меры воздействия предпринимателей, которые оказывают бухгалтерские услуги без постановки на учет в Госфинмониторинге?

В ч. 4 ст. 32 Закона № 361 сказано, что меры воздействия, предусмотренные ч. 3 ст. 32 Закона № 361 (в т. ч. штраф) применяются к СПФМ субъектами государственного финмониторинга, которые в соответствии с этим законом осуществляют функции государственного регулирования и надзора за СПФМ.

Какие органы являются субъектами государственного финмониторинга?

Перечень субъектов госфинмониторинга, уполномоченных осуществлять вышеуказанные функции, приведен в ч. 1 ст. 18 Закона № 361.

В отношении бухгалтеров и СХ, которые оказывают услуги по бухгалтерскому учету, а также осуществляют консультирование по вопросам налогообложения, госрегулирование и надзор осуществляет Минфин. Соответственно, Минфин уполномочен проводить проверки субъектов хозяйствования в этой сфере и налагать штрафные санкции.

Недавно по этому поводу был принят Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 16.06.2023 № 662, далее – Порядок № 662 (вступил в силу с 04.07.2023).

Порядком № 662 регламентируется, в частности, проведение проверок у подконтрольных Минфину СПФМ. Минфин вправе проводить у них плановые и внеплановые проверки (выездные и безвыездные).

Однако мы считаем, что такие проверки во время военного положения могут проводиться с учетом моратория, установленного на этот период постановлением КМУ от 13.03.2022 № 303 (далее – Постановление № 303).

Напомним, что в соответствии с Постановлением № 303 проведение плановых проверок во время военного положения запрещено. А внеплановые проверки могут проводиться только на основании решений центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной политики в соответствующих сферах. Причем такие проверки могут быть назначены только при наличии угрозы, имеющей негативное влияние:

  • на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека;
  • защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;
  • для выполнения международных обязательств Украины в течение периода военного положения.

Что касается применения штрафных санкций, то на сегодня является действующим Порядок, утвержденный приказом Минфина от 23.04.2015 № 460 (далее – Порядок № 460). Однако Порядок № 460 был принят еще во исполнение «старого» закона о финмониторинге (Закон от 14.10.2014 № 1702-VII, утративший силу с 28.04.2020 в связи со вступлением в силу Закона № 361). Поэтому применять этот Порядок в настоящее время – неправомерно, а нового порядка пока нет.

Есть ли освобождение от штрафов за нарушение законодательства в сфере финмониторинга на время военного положения?

Да, есть.

В данном случае следует ориентироваться на Закон от 03.03.2022 № 2115-ІХ (далее – Закон № 2115). Так, пп. 1 п. 1 Закона № 2115 предусматривает, что субъекты хозяйствования (в т. ч. физлица-предприниматели) могут подать учетные, финансовые, бухгалтерские, расчетные, аудиторские отчеты и любые другие документы, которые согласно действующему законодательству подаются в документальной и/или в электронной форме, в течениетрех месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны – сразу за весь период неподачи отчетности или существования у них обязанности подать такие документы.

Исходя из этой нормы можно сделать вывод, что несвоевременная подача документов для постановки на учет в Госфинмониторинга во время военного положения не будет считаться просрочкой, а значит, и штраф не должен применяться.

Разъяснения Госфинмониторинга на этот счет приведены на их сайте.

Комментарии к материалу
Содержание
Статьи по теме
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Популярное
24.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
24.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
25.06.2025
Оплата по внутреннему договору получена в инвалюте: какая ответственность грозит предприятию?
В статье рассмотрено, могут ли платежи по внутреннему договору осуществляться в иностранной валюте и есть ли ответственность за такие расчеты. Предприятие выполняет строительные работы по договору подряда. Договор заключен с резидентом Украины – физлицом, строительные работы производятся на те...
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
05.06.2025
Какие предприятия обязаны подтвердить статус критически важного?
В статье даны ответы на вопросы, возникшие у предприятий, имеющих статус критически важных в связи с предоставлением Минэкономики письма от 19.05.2025 № 27-11/37509-07, касающегося проверки статуса критически важного предприятия. В мае 2025 года Минэкономики опубликовало и разослало согласно списку ...
Лучшие материалы