Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Предприниматель оказывает бухгалтерские услуги: должен ли он регистрироваться в Госфинмониторинге?

30.08.2023 2943 0 5

Ситуация. Предприниматель ведет бухгалтерский учет предприятия на основании гражданско-правового договора об оказании услуг. Права подписи на отчетности и других документах предприятия он не имеет (все документы подписывает только директор). Слышали, что на предпринимателей, оказывающих бухгалтерские услуги, распространяется законодательство о финмониторинге. Кроме того, недавно КМУ было принято постановление, которым урегулирован порядок осуществления проверок в сфере финмониторинга, касающийся как раз бухгалтерских услуг.

Вопрос. Нужно ли такому предпринимателю регистрироваться в Государственной службе финансового мониторинга (далее – Госфинмониторинг)?

Краткий ответ. Да, нужно


Когда ваш бухгалтер обязан стать на учет в Госфинмониторинге?

Вопросы, касающиеся финмониторинга, регламентируются прежде всего Законом от 06.12.2019 № 361-IХ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон № 361).

В «поле зрения» этого закона попали в том числе субъекты хозяйствования (далее – СХ), которые оказывают услуги по ведению бухгалтерского учета.

Так, согласно п. 7 ч. 2 ст. 6 Закона № 361, к специально определенным субъектам первичного финансового мониторинга (далее – ССПФМ) отнесены, в частности:

  • бухгалтеры, а также СХ,которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету (пп. «б»);
  • СХ, которые осуществляют консультирование по вопросам налогообложения (пп. «в»).

Перечень обязанностей ССПФМ приведен в ч. 2 ст. 8 Закона № 361. В этом перечне есть и обязанность встать на учет в Госфинмониторинге (п. 1).

Обратите внимание! Тот факт, что у предпринимателя нет права подписи на документах, в данном случае не имеет значения. Важно то, что предприниматель оказывает услуги по бухучету, поскольку именно этот род деятельности является основанием для отнесения лица к ССПФМ. А значит, предприниматель обязан встать на учет в Госфинмониторинге.

Нужно ли становиться на учет в Госфинмониторинге бухгалтерам, которые работают на основании трудовых договоров?

Нет, бухгалтеров – наемных работников это требование не касается.

Важный нюанс! Встать на учет в Госфинмониторинге обязаны только физлица, которые оказывают бухгалтерские услуги на основании гражданско-правовых договоров.

Как физлицу стать на учет в Госфинмониторинге?

Процедура постановки на учет в Госфинмониторинге регламентируется Порядком подачи информации для постановки на учет…, утвержденным постановлением КМУ от 09.09.2020 № 850 (далее – Порядок № 850).

Так, ССПФМ, которые не являются юридическими лицами (как в нашем случае), должны встать на учет в Госфинмониторинге не позднее дня проведения первой финансовой операции или даты установления деловых отношений с клиентом (п. 5 Порядка № 850).

То есть в нашем случае предприниматель должен был встать на учет в Госфинмониторинге в день заключения с предприятием договора об оказании бухгалтерских услуг.

Какие документы нужно подать для постановки на учет?

Для постановки на учет в Госфинмониторинг подается информация, указанная в п. 6 Порядка № 850. В нашем случае такая информация должна содержать сведения о регистрации предпринимателя и его местонахождении.

По какой форме подается такая информация?

Информацию нужно подать по форме № 1-ФМ, утвержденной приказом Минфина от 29.01.2016 № 24 (далее – Приказ № 24). Эта форма заполняется в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом № 24 (далее – Инструкция № 24).

Так, согласно п. 6 разд. ІІ Инструкции № 24, субъекты, которые осуществляют свою деятельность единолично, без создания юрлица, при первичной подаче формы № 1-ФМ заполняют разделы I, IІ и ІІІ. При этом во всех полях разделов IV та V формы ставится символ «–» (прочерк).

Образец заполнения формы № 1-ФМ можно найти на сайте Госфинмониторинга:

Информации подается в электронной форме с использованием электронного кабинета или прикладного программного интерфейса (п. 4 Порядка № 850).

На заметку! Видеоинструкция по регистрации в электронном кабинете и пользованию его разделами приведена здесь.

А что делать, если по какой-либо причине у СХ нет возможности подать информацию в Госфинмониторинг в электронном виде?

В таких ситуациях допускается ее подача в бумажном виде. Заполненную форму № 1-ФМ можно (п. 4 Порядка № 850):

  • либо отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении – тогда доказательством подачи информации будет документ, выданный оператором почтовой связи об отправке почтового сообщения и уведомление о вручении;
  • либо вручить лично под расписку – тогда доказательством подачи информации будет отметка Госфинмониторинга о получении информации (с указанием даты и времени получения).

Что грозит бухгалтеру-предпринимателю, если он не встанет на учет?

Допустим, предприниматель в нашей ситуации не встал на учет в Госфинмониторинга, хотя по закону обязан был это сделать (см. выше). Возникает вопрос:

Могут ли в этом случае оштрафовать предпринимателя?

Финансовая ответственность в виде штрафов за нарушение законодательства в сфере финмониторинга предусмотрена ч. 5 ст. 32 Закона № 361. В этой норме приведен довольно внушительный перечень нарушений в сфере финмониторинга, за которые применяется штраф. Правда, мы не находим там такого нарушения, как непостановка на учет в Госфинмониторинге. Однако это не означает, что штраф за такое нарушение вообще не предусмотрен.

Дело в том, что п. 14 ч. 5 ст. 32 Закона № 361 установлен штрафза нарушениепрочихтребований в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (т. е. в сфере финмониторинга).

За такие нарушения применяется штраф в размере до 3000 НМДГ (до 51000 грн). Под этот штраф может быть подведен и наш случай, когда предприниматель, который является ССПФМ, не состоит учете в Госфинмониторинге.

Однако! Не факт, что предприниматель в нашей ситуации будет оштрафован. Дело в том, что Законом № 361 предусмотрены и другие меры воздействия на нарушителей.

Так,  ч. 3 ст. 32 Закона № 361 предусматривает, что в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) субъектом первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ) (его уполномоченным (должностным) лицом) требований законодательства в сфере финмониторинга меры воздействия применяются адекватно совершенному нарушению. В зависимости от сути нарушения это может быть:

1) письменное предостережение;

2) аннулирование лицензии и/или других документов, дающих право на ведение деятельности, при осуществлении которой у лица возникает статус СПФМ, в установленном законодательством порядке;

3) возложение на СПФМ обязанности отстранить от работы свое должностное лицо;

4) штраф;

5) заключение письменного соглашения об урегулировании последствий нарушения законодательства в сфере финмониторинга.

Иными словами, не всегда за нарушение применят именно штраф: меры воздействия к нарушителю должны применяться адекватно (т. е. учитывая степень тяжести правонарушения).

Поэтому мы полагаем, что в нашей ситуации контролирующий орган может не оштрафовать предпринимателя, ограничиться письменным предостережением.

Кроме того, обратите внимание на формулировку: размер штрафа может составлять до 51 000 грн. То есть на практике штраф не обязательно начисляется в максимальной сумме.

Кто уполномочен осуществлять проверки в этой сфере и, в частности, применять меры воздействия предпринимателей, которые оказывают бухгалтерские услуги без постановки на учет в Госфинмониторинге?

В ч. 4 ст. 32 Закона № 361 сказано, что меры воздействия, предусмотренные ч. 3 ст. 32 Закона № 361 (в т. ч. штраф) применяются к СПФМ субъектами государственного финмониторинга, которые в соответствии с этим законом осуществляют функции государственного регулирования и надзора за СПФМ.

Какие органы являются субъектами государственного финмониторинга?

Перечень субъектов госфинмониторинга, уполномоченных осуществлять вышеуказанные функции, приведен в ч. 1 ст. 18 Закона № 361.

В отношении бухгалтеров и СХ, которые оказывают услуги по бухгалтерскому учету, а также осуществляют консультирование по вопросам налогообложения, госрегулирование и надзор осуществляет Минфин. Соответственно, Минфин уполномочен проводить проверки субъектов хозяйствования в этой сфере и налагать штрафные санкции.

Недавно по этому поводу был принят Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 16.06.2023 № 662, далее – Порядок № 662 (вступил в силу с 04.07.2023).

Порядком № 662 регламентируется, в частности, проведение проверок у подконтрольных Минфину СПФМ. Минфин вправе проводить у них плановые и внеплановые проверки (выездные и безвыездные).

Однако мы считаем, что такие проверки во время военного положения могут проводиться с учетом моратория, установленного на этот период постановлением КМУ от 13.03.2022 № 303 (далее – Постановление № 303).

Напомним, что в соответствии с Постановлением № 303 проведение плановых проверок во время военного положения запрещено. А внеплановые проверки могут проводиться только на основании решений центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной политики в соответствующих сферах. Причем такие проверки могут быть назначены только при наличии угрозы, имеющей негативное влияние:

  • на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека;
  • защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;
  • для выполнения международных обязательств Украины в течение периода военного положения.

Что касается применения штрафных санкций, то на сегодня является действующим Порядок, утвержденный приказом Минфина от 23.04.2015 № 460 (далее – Порядок № 460). Однако Порядок № 460 был принят еще во исполнение «старого» закона о финмониторинге (Закон от 14.10.2014 № 1702-VII, утративший силу с 28.04.2020 в связи со вступлением в силу Закона № 361). Поэтому применять этот Порядок в настоящее время – неправомерно, а нового порядка пока нет.

Есть ли освобождение от штрафов за нарушение законодательства в сфере финмониторинга на время военного положения?

Да, есть.

В данном случае следует ориентироваться на Закон от 03.03.2022 № 2115-ІХ (далее – Закон № 2115). Так, пп. 1 п. 1 Закона № 2115 предусматривает, что субъекты хозяйствования (в т. ч. физлица-предприниматели) могут подать учетные, финансовые, бухгалтерские, расчетные, аудиторские отчеты и любые другие документы, которые согласно действующему законодательству подаются в документальной и/или в электронной форме, в течениетрех месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны – сразу за весь период неподачи отчетности или существования у них обязанности подать такие документы.

Исходя из этой нормы можно сделать вывод, что несвоевременная подача документов для постановки на учет в Госфинмониторинга во время военного положения не будет считаться просрочкой, а значит, и штраф не должен применяться.

Разъяснения Госфинмониторинга на этот счет приведены на их сайте.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы