Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как преобразовать частное предприятие в ООО в связи с отменой Хозяйственного кодекса?

Новое

11.04.2025 14 0 0

Деятельность частных предприятий в настоящее время регулируется нормами Хозяйственного кодекса (далее – ХК). Однако в августе 2025 года ХК утратит свою силу. Поэтому уже сейчас у собственников многих частных предприятий возникают вопросы, что будет с их предприятием после утраты силы ХК, нужно ли что-то менять, до какой даты и как это правильно сделать. На все эти вопросы вы найдете ответы в нашей статье.


Чем обусловлены изменения для частных предприятий?

Изменения для частных предприятий предусмотрены Законом от 09.01.2025 № 4196-IX «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц» (далее – Закон № 4196).

Закон № 4196 вступил в силу с 28.02.2025, однако, как сказано в ч. 1 ст. 17 данного Закона, вводится в действие через 6 месяцев, то есть с 28.08.2025 (за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие с более поздних дат, но эти нормы не касаются частных предприятий).

В частности, с 28.08.2025 утратит свою силу Хозяйственный кодекс (об этом сказано в ч. 3 ст. 17 Закона № 4196). А деятельность частных предприятий урегулирована сейчас ст. 113 ХК. Напомним, что согласно этой статье частным является предприятие, которое действует на основе частной собственности одного или нескольких граждан, иностранцев, лиц без гражданства и его (их) труда или с использованием наемного труда. Порядок организации и деятельности частных предприятий определяется нормами ХК и других законов.

Как видим, новость об отмене ХК заставляет волноваться собственников частных предприятий. Но даже после отмены ХК для частных предприятий не будет правового вакуума, для них будут действовать специальные нормы (ниже рассмотрим, какие именно). Сразу скажем, что таким предприятиям стоит пойти по пути преобразования.

Какой нормой предусмотрена необходимость преобразования частных предприятий?

Прямой нормы, которая бы предписывала преобразовать частные предприятия в другую организационно-правовую форму, в Законе № 4196 нет. Однако вывод о необходимости такого преобразования вытекает из анализа нескольких норм Закона № 4196. Приведем краткое содержание этих норм:

  • ч. 1 ст. 1 – переходный период составляет 3 года и исчисляется со дня введения в действие Закона № 4196. То есть переходный период действует с 28.08.2025 по 28.08.2028;
  • ч. 1 ст. 13 – создание юридических лиц в организационно-правовой форме частного предприятия запрещается;
  • ч. 4 ст. 17 – со дня введения в действие Закона № 4196 действие Закона от 06.02.2018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон № 2275) распространяется, в частности, на частные предприятия в случаях, если соответствующие правоотношения не урегулированы их уставами или иными законами;
  • ч. 4 ст. 17 – если во время переходного периода собственник не принял решение о прекращении частного предприятия, то после завершения переходного периода регулирование деятельности таких предприятий осуществляется в соответствии с положениями Закона № 2275, которые регулируют деятельность ООО, а уставы таких предприятий в части, которая противоречит Закону № 2275, будут недействительными;
  • ч. 10 ст. 17 – в течение переходного периода уставы и внутренние положения предприятий подлежат приведению в соответствие с Законом № 4196.

Из вышеприведенных норм можно сделать вывод, что после введения в действие Закона № 4196 новые частные предприятия уже не создаются, а созданные ранее, то есть до 28.08.2025, должны привести свои уставы в соответствие с Законом № 4196.

Фактически, если после окончания переходного периода, то есть после 28.08.2028, частное предприятие не будет преобразовано в другую организационно-правовую форму, то оно будет жить по правилам, установленным законодательством для ООО. Правда, уставы таких предприятий будут частично недействительными. А это уже станет создавать определенные трудности и неудобства для таких предприятий.

Как видим, сейчас самое время задуматься о преобразовании частного предприятия в другую организационно-правовую форму, и самой близкой по духу и смыслу формой является ООО.

Однако и слишком спешить тоже не стоит – для выполнения всех необходимых процедур у частных предприятий впереди более 3 лет.

Ниже мы подробно рассмотрим процедуру преобразования частного предприятия в ООО.

Имейте в виду! Если регистрационные действия по приведению устава частного предприятия в соответствие с требованиями Закона № 4196 будут проводиться в течение переходного периода, то такое предприятие освобождается от уплаты административного сбора (ч. 10 ст. 17 Закона № 4196).

Как преобразовать частное предприятие в ООО?

Преобразование – это один из видов реорганизации предприятия. Правила реорганизации предприятий установлены ст. 104–108 Гражданского кодекса (далее – ГК).

Преобразование юрлица – это изменение его организационно-правовой формы (ст. 108 ГК). В нашем случае частное предприятие будет преобразовано в ООО.

После преобразования к новому юридическому лицу переходит все имущество, все права и обязанности предыдущего юрлица.

То есть в случае преобразования происходит два события, которые подлежат государственной регистрации: прекращение юрлица в результате преобразования и создание нового юрлица (ч. 6 ст. 4 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований»). При этом преобразование считается завершенным с даты государственной регистрации вновь созданного юрлица.

Исходя из этих, а также других норм законодательства процедура преобразования будет состоять из нескольких этапов. Рассмотрим их подробнее.

Этап 1. Принятие решения о реорганизации предприятия, назначение комиссии

Решение о реорганизации частного предприятия путем преобразования в ООО принимает собственник (собственники) предприятия.

Для частных предприятий порядок принятия решений собственниками законодательно не установлен, поэтому в данном вопросе они должны руководствоваться прежде всего положениями своего устава.

Обычно если собственник у частного предприятия – один, то он принимает единоличное решение, в котором фиксирует все необходимые моменты. Если собственников у предприятия несколько, тогда они проводят общее собрание, на котором принимают решение о реорганизации предприятия и оформляют его протоколом.

На этом этапе собственники частного предприятия должны (ч. 3 ст. 105 ГК):

  • назначить комиссию по реорганизации предприятия, главу этой комиссии;
  • установить порядок и срок заявления кредиторами своих требований к юрлицу, которое прекращается в результате реорганизации.

Важный нюанс! Надо понимать, что к комиссии по реорганизации с момента ее назначения переходят полномочия по управлению делами юрлица. Председатель комиссии, ее члены представляют юрлицо в отношениях с третьими лицами и выступают в суде от имени прекращаемого юрлица (ч. 4 ст. 105 ГК).

Кстати, выполнение функций комиссии может быть возложено на орган управления юрлица. Например, если в частном предприятии согласно уставу исполнительным органом является директор, то именно он может заняться реорганизацией предприятия.

Обратите внимание! Собственники сами определяют срок для заявления требований кредиторов, однако они ограничены законодательно: такой срок не может быть меньше 2 месяцев и больше 6 месяцев с момента обнародования уведомления о решении относительно прекращения юрлица (ч. 5 ст. 105 ГК). Об обнародовании уведомления поговорим далее – см. этап 2.

Таким образом, на первом этапе необходимо оформить решение собственника (протокол собрания собственников), в котором:

  • зафиксировать принятое решение о реорганизации предприятия путем преобразования в ООО;
  • назначить комиссию по реорганизации предприятия, указав не только поименно членов комиссии, но и их регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков (далее – РНУКПН) или серии и номера паспортов для физлиц, отказавшихся от такого номера и имеющих соответствующую отметку в паспорте (п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона № 755);
  • установить срок для заявления требований кредиторов.

Действительность подписей на этом решении (протоколе) должна быть нотариально удостоверена (п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).

Этап 2. Внесение информации о принятом решении в ЕГР

О том, что принято решение реорганизовать предприятие путем преобразования, собственники должны уведомить орган, осуществляющий госрегистрацию, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (ч. 1 ст. 105 ГК).

Для госрегистрации решения о прекращении юрлица госрегистратору подаются (ч. 11 ст. 17 Закона № 755):

  • экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения собственников юрлица о прекращении юридического лица в результате реорганизации;
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) документа, которым утвержден персональный состав комиссии по реорганизации, указаны РНУКПН членов комиссии, а также установлен срок заявления кредиторами своих требований.

Как мы отметили выше, все эти сведения могут быть оформлены одним документом.

На заметку! За государственную регистрацию сведений о принятом решении административный сбор не взимается (ст. 36 Закона № 755).

Если документы оформлены правильно, то в течение 24 часов информация о принятом решении будет внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).

Внесение этих сведений в ЕГР и будет считаться обнародованием решения о прекращении юрлица в результате реорганизации, поскольку эти сведения являются общедоступными и могут быть получены через портал электронных сервисов (ст. 12 Закона № 755). С даты обнародования указанного решения следует исчислять срок для предъявления требований кредиторов.

Этап 3. Работа с кредиторами, проведение проверок

Как мы уже отметили выше, в решении собственника предприятия будет указан срок для предъявления требований кредиторами (от 2 до 6 месяцев). В течение этого срока комиссия по реорганизации ведет работу с кредиторами реорганизуемого предприятия.

Обратите внимание! Кредиторы вправе требовать от прекращаемого юрлица досрочного выполнения тех обязательств, выполнение которых не обеспечено, либо установления обеспечения этих обязательств (ч. 1 ст. 107 ГК). Речь идет об обеспечении выполнения обязательств, правила которого установлены гл. 49 ГК. К видам обеспечения относятся: неустойка, поручительство, гарантия, залог, удержание, задаток, право доверительной собственности (ст. 546 ГК).

Каждое отдельное требование кредитора (в частности, по уплате налогов, сборов, ЕСВ, страховых средств в ПФУ, фонды социального страхования) рассматривается комиссией по реорганизации, после чего принимается соответствующее решение. Это решение (ответ) направляется кредитору в течение 30 дней со дня получения от него требования (ч. 6 ст. 105 ГК).

У многих собственников частных предприятий возникает вопрос:

Может ли налоговый орган на этом этапе провести внеплановую проверку предприятия, которое находится в процессе преобразования?

Отвечаем: обнародование решения о преобразовании частного предприятия в ООО не является основанием для назначения внеплановой налоговой проверки предприятия.

Напомним, что перечень оснований для проведения внеплановой проверки приведен в ст. 78 Налогового кодекса (далее – НК). Среди этих оснований есть и такое: «начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования)» (пп. 78.1.7 НК).

Как видим, начало реорганизации юрлица может послужить основанием для проведения внеплановой проверки, однако для случаев реорганизации в виде преобразования в указанной норме НК сделано исключение.

Этап 4. Составление и утверждение документов для вновь создаваемого ООО

Поскольку в результате реорганизации будет создано новое предприятие – ООО, собственники прекращаемого частного предприятия должны утвердить устав этого ООО (решением собственника, протоколом общего собрания собственников/участников).

Не забудьте, что устав ООО должен соответствовать требованиям Закона № 2275. Правила, касающиеся содержания устава ООО, в том числе для случая, когда ООО образуется в результате реорганизации, приведены в ст. 11 Закона № 2275.

Так, в уставе ООО в обязательном порядке должны быть сведения:

  • о полном и сокращенном (при наличии) наименовании общества;
  • органах управления обществом, их компетенции, порядке принятия ими решений;
  • процедуре вступления в общество и выхода из него;
  • порядке учета долей общества в учетной системе долей обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, которая ведется Центральным депозитарием ценных бумаг.

Если собственники приняли решение работать на основе модельного устава, то этот этап они могут пропустить. Форма модельного устава ООО утверждена постановлением КМУ от 27.03.2018 № 367.

Однако в тексте модельного устава есть альтернативные редакции (варианты) его отдельных положений. То есть участники (учредители) общества могут выбирать из предложенных вариантов. Поэтому на данном этапе реорганизации собственникам предприятия стоит определиться, какие именно положения (в какой редакции) будут включены в устав ООО.

Для справки. Об особенностях применения ООО модельного устава можно подробнее прочитать в «Как внести изменения в устав ООО: практические советы».

Этап 5. Составление передаточного акта

После истечения срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по реорганизации составляет передаточный акт (ч. 2 ст. 107 ГК).

Передаточный акт должен быть утвержден собственниками частного предприятия (ч. 3 ст. 107 ГК). Кроме того, действительность подписей на этом акте должна быть нотариально удостоверена с обязательным использованием специальных бланков нотариальных документов (п. 12 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).

Этап 6. Госрегистрация прекращения частного предприятия и регистрация ООО

На этом этапе госрегистратору подаются документы для регистрации:

  • прекращения частного предприятия в результате его реорганизации;
  • ООО, созданного в результате реорганизации частного предприятия.

Для госрегистрации прекращения юрлица в результате его реорганизации нужно подать (ч. 15 ст. 17 Закона № 755):

  • заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате реорганизации (форма 2, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5, далее – форма 2);
  • экземпляр оригинала или нотариально удостоверенная копия передаточного акта.

Для госрегистрации ООО, созданного в результате реорганизации юрлица, подаются такие документы (ч. 1 ст. 17 Закона № 755):

  • заявление (форма 2). Если ООО будет осуществлять деятельность на основе модельного устава, об этом следует сделать соответствующую отметку в заявлении;
  • экземпляр оригинала или нотариально удостоверенная копия решения собственников о создании ООО;
  • устав ООО (не прилагается, если ООО будет действовать на основании модельного устава);
  • экземпляр оригинала или нотариально удостоверенной копии передаточного акта.

После проведения госрегистратором регистрационных действий в ЕГР появится информация о прекращении частного предприятия и о создании ООО.

Выводы

  1. С 28.08.2025 утрачивает силу Хозяйственный кодекс, которым регулируется деятельность частных предприятий. С этой даты для частных предприятий начнется 3-летний переходный период, в течение которого они должны будут привести свои учредительные документы в соответствие с обновленным законодательством, как того требует Закон № 4196.
  2. Самый оптимальный вариант – реорганизовать за это время частное предприятие путем его преобразования в ООО.
  3. Для преобразования частного предприятия в ООО собственникам предприятия нужно будет выполнить ряд действий, предусмотренных законодательством.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

7248 грн. / год

Купить

Лучшие материалы