Уже не секрет, что ГНС на постоянной основе идентифицирует граждан и налогоплательщиков, которые продают товары через сеть Интернет и получают денежные переводы за них (см. новость прес-службы ГНС, опубликованную 02.04.2025). В стенах Верховной Рады есть законопроект № 13232, в частности и относительно предоставления информации налоговикам об операциях по текущим счетам физических лиц (не всех, а только тех, которые будут вести деятельность на цифровых платформах и пользоваться спецналогообложением).
Учитывая всплеск внимания к теме защиты банковской тайны, рассмотрим, какова картина «на сейчас» и что ожидается.
Как-то ко мне пожаловал один знакомый и предложил проинвестровать его проект на сумму в 5 млн евро. И у меня возникла мысль, что с этого дня я должен быть очень осторожным, ведь тот факт, что я не имею такой суммы, уже не такой и значимый. Важно то, что кто-то подумал, что у меня такая сумма есть, а это уже опасно для меня.
Банковская тайна – весьма значимый фактор обеспечения подобной безопасности. Чем больше лиц и органов, государственных и не очень, будут иметь к ней доступ, тем в большую опасность попадают те, кто хранит в банке деньги или информацию о себе.
Для аналогии приведу такой пример. Один наш клиент решил не регистрировать подаренный ему коллекционный нож как холодное оружие. Ведь сам факт такой регистрации может натолкнуть кого-то на мысль о коллекции холодного оружия у него, а значит, стать причиной для воров поискать такую коллекцию в его жилище. А отсутствие регистрации оружия будет иметь следствием административный штраф, да и то при условии, что этот коллекционный нож при каких-то обстоятельствах будет выявлен соответствующими органами.
Таким образом, если банковская тайна перестанет быть тайной, риск нежелательных гостей и других лиц, которые стремятся вмешаться в жизнь владельца банковского счета, существенно возрастет.
Однако государство в лице фискальных органов все упорнее пытается раскрыть эту банковскую тайну для себя, поскольку, выявив сумму денег на банковском счете или оборот на нем, всегда наполняет содержанием вопрос налогоплательщику о том, все ли налоги им уплачены. Например, если налоговики узнают, что на карточный счет физлица поступили деньги в сумме 100 000 грн на протяжении года, то вполне логичной будет их «просьба» объяснить источники таких поступлений. А уже потом можно ожидать «предложение» уплатить НДФЛ и военный сбор с этих 100 000 грн. А может и даже штраф за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности от 17 тыс. грн до 34 тыс. грн, а за повторное нарушение или в случае дохода в большем размере – штраф до 85 тыс. грн с конфискацией произведенной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого административного правонарушения (ст. 164 КУоАП).
Смущают законодательные инициативы и мифы. Чтобы опровергнуть некоторые, председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в своем телеграм-канале 08.04.2025 решил «развеять измену» относительно налогообложения поступлений на карточный счет физлица. Объяснил, какие полученные платежи на карточку не будут обложены налогом, а именно:
А все остальное – налогооблагаемый доход! Поэтому не странно, почему объем банковской тайны становится все меньшим, а доступ к ней имеет все больший круг лиц и органов власти.
Информация относительно деятельности и финансового состояния клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или стала известной третьим лицам при предоставлении услуг банка или выполнении функций, определенных законом, а также определенная в ст. 60 Закона от 07.12.2000 № 2121-III «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 2121), и информация о банке является банковской тайной. Она включает:
Приводя перечень информации, которая является банковской тайной, законодатели привели и перечень способов ее защиты. В частности, сохранение банковской тайны обеспечивается, прежде всего, ограничением круга лиц, имеющих доступ к информации, которая ее составляет.
Кроме этого основного способа установлены еще несколько так называемых технических способов защиты банковской тайны, а именно:
И все же основной целью существования банковской тайны было и остается ограничение круга лиц, которым она может быть раскрыта. И вполне логично: чем шире этот круг, тем большей фикцией становится такая тайна. Но, поскольку законодатель свои действия направляет на то, чтобы этот круг расширялся, а не сужался, как следствие, в перспективе банковская тайна прекратит свои существование (как говорят в математике, банковская тайна стремится к нулю). Вопрос только в том, когда (как быстро) эта перспектива наступит. А вот тот факт, что она наступит, оставляет все меньше и меньше сомнений.
И хотя ч. 3 ст. 61 Закона № 2121 обязует органы государственной власти, юридических и физических лиц, которые при выполнении своих функций, определенных законом, или предоставлении услуг банка непосредственно или опосредствовано получили в установленном законом порядке информацию, содержащую банковскую тайну, обеспечивать сохранение такой информации, не разглашать ее и не использовать ее в свою пользу или в пользу третьих лиц, но чем больше круг таких лиц, тем больше вероятность невыполнения ими этого обязательства.
В соответствии с п. 1.4 Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденных постановлением Правления НБУ от 14.07.2006 № 267, банки обязаны по согласованию с клиентом отражать в договорах, которые заключаются между банком и клиентом, предостережение относительно сохранения банковской тайны и ответственности за ее незаконное разглашение или использование.
Порядок и пределы раскрытия информации, составляющей банковскую тайну, закреплен в разд. 3 упомянутых выше Правил. А Порядок изъятия (выемки) вещей и документов, содержащих информацию, составляющую банковскую тайну, – в разд. 4 Правил. В соответствии с ним изъятие (выемка) вещей и документов, которые содержат информацию, составляющую банковскую тайну, проводится на основании постановления следственного судьи, суда о временном доступе к вещам и документам в порядке и с соблюдением требований гл. 15 разд. II Уголовного процессуального кодекса. При этом банк обязан предоставить временный доступ к указанным в определении следственного судьи, суда вещам и документам, которые содержат информацию, составляющую банковскую тайну, лицу, указанному в постановлении.
Статья 62 Закона № 2121 на момент его принятия включала только четыре пути раскрытия банковской тайны и объема ее раскрытия, а именно:
Порядок раскрытия банковской тайны по решению суда и в настоящее время существует и урегулирован гл. 12 разд. IV Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК). В соответствии со ст. 349 ГПК «дело о раскрытии банком информации, содержащей банковскую тайну, рассматривается в пятидневный срок со дня поступления заявления в закрытом судебном заседании с уведомлением заявителя, лица, в отношении которого требуется раскрытие банковской тайны, и банка, а в случаях, когда дело рассматривается в целях охраны государственных интересов и национальной безопасности, - с уведомлением только заявителя».
Но действенность и целесообразность этой процедуры раскрытия банковской тайны сводится на нет расширением путей раскрытия банковской тайны. В частности, изменения в ст. 62 Закона № 2121 вносились:
Этими и другими (предыдущими) законами расширялась ст. 62 Закона № 2121, вследствие чего доступ к банковской тайне в том или ином объеме на сегодняшний день (на дату подготовки публикации – 14.05.2025) имеют:
Учитывая такой широкий круг органов, которым для получения информации, составляющей банковскую тайну, достаточно лишь правильно составить запрос банку, а также учитывая властные полномочия таких органов, надежд на то, что банки станут на защиту информации о своих клиентах, остается все меньше. Поэтому клиентам, в свою очередь, остается стать придирчиво законопослушными, «законовнимательными» (относительно изменений законов) и готовыми в любое время предоставить объяснения по вопросам, которые могут возникнуть у целого ряда вышеупомянутых органов в отношении той или иной своей операции. А еще клиенты должны выбирать для обслуживания тот банк, который действительно будет охранять банковскую тайну и тщательно контролировать ее раскрытие в вышеперечисленных случаях. Следует избегать банков, которые будут раскрывать банковскую тайну указанным органам и лицам по первому жесту или кивку головы.
НБУ в сообщении в Фейсбуке 17.01.2025 отмечает:
«Если проследить за эволюцией подхода к банковской тайне в Законе Украины «О банках и банковской деятельности«, становится очевидным, что при наличии обоснованного запроса заинтересованного государственного органа Национальный банк занимает конструктивную позицию относительно возможности пересмотра норм закона, но исключительно с определением ограниченного характера, круга лиц, целесообразного объема раскрытия банковской тайны без решения суда для государственных органов на выполнения ими предусмотренных законом функций.
Национальный банк отрицает предоставление бесконтрольного и неограниченного внесудебного доступа к банковской тайне для любого органа.
По решению суда правоохранители и налоговые органы могут получить доступ к информации, которая содержит банковскую тайну, но для этого им необходимо привести доказательства обоснованности, целесообразности и наличия оснований для получения такой информации, что является важным предохранителем для ограничения доступа контролирующих органов к частной информации о лице.
Определение границ правовой охраны банковской тайны всегда требует тщательного взвешивания частного и публичного интересов: с одной стороны - право клиента банка на приватность, с другой ‒ общественные интересы, в частности предотвращение и расследование преступной деятельности.
Важно подчеркнуть, что общественно значимая цель не оправдывает разглашения банковской тайны автоматически и в каждом случае.
В странах Европейского Союза защита частной собственности, в частности персональных финансовых данных, является неотъемлемой частью верховенства права. Любое необоснованное расширение доступа к банковской информации ставит под угрозу фундаментальные права граждан и противоречит европейским ценностям».
Обеспокоенность вокруг банковской тайны, а именно перспективы возможного раскрытия данных налоговикам, всколыхнула субъектов хозяйствования и обычных физических лиц. В Национальной стратегии доходов до 2030 года речь идет, в частности, о введении предохранителей против злоупотреблений (доступа к счетам). Заметим, пока это только ожидание. Да, в стенах Верховной Рады есть законопроект № 13232, в объяснительной записке к которому рекомендовано внести изменения по предоставлению информации налоговикам относительно операций на текущих счетах физических лиц – подотчетных продавцов, открытых специально для целей осуществления отчетной деятельности. То есть не всех физических лиц, а тех, которые, как предусматривают изменения, выберут особый режим налогообложения доходов от осуществления деятельности через цифровые платформы (в частности, маркетплейсы).
ГНС как контролирующий орган должна иметь доступ к информации об операциях на текущих счетах физических лиц - подотчетных продавцов, открытых специально для целей осуществления отчетной деятельности.
В связи с этим законопроектом предложено внести соответствующие изменения в ст. 62 Закона № 2121, в частности предусмотреть предоставление банками на запрос ГНС информации об операциях по текущим счетам подотчетных продавцов, а именно сведений на определенную дату или за определенный период времени об операциях зачисления средств на текущие счета.
Предложенные изменения касаются исключительно тех физических лиц, которые будут пользоваться льготным режимом налогообложения дохода от осуществления отчетной деятельности, и направлены на предотвращение злоупотреблений физическими лицами льготным режимом налогообложения.
Подчеркнем: пока эти правила еще не работают. И все же держим руку на пульсе и следим за изменениями.
У нас есть только одна рекомендация относительно банков и банковской тайны: оставайтесь законопослушными и внимательными. И еще - осторожными! А также следите за изменениями, а мы в этом поможем.