Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Банковская тайна: имеют ли доступ налоговики?

Уже не секрет, что ГНС на постоянной основе идентифицирует граждан и налогоплательщиков, которые продают товары через сеть Интернет и получают денежные переводы за них (см. новость прес-службы ГНС, опубликованную 02.04.2025). В стенах Верховной Рады есть законопроект № 13232, в частности и относительно предоставления информации налоговикам об операциях по текущим счетам физических лиц (не всех, а только тех, которые будут вести деятельность на цифровых платформах и пользоваться спецналогообложением).

Учитывая всплеск внимания к теме защиты банковской тайны, рассмотрим, какова картина «на сейчас» и что ожидается.


Просто о цели банковской тайны

Как-то ко мне пожаловал один знакомый и предложил проинвестровать его проект на сумму в 5 млн евро. И у меня возникла мысль, что с этого дня я должен быть очень осторожным, ведь тот факт, что я не имею такой суммы, уже не такой и значимый. Важно то, что кто-то подумал, что у меня такая сумма есть, а это уже опасно для меня.

Банковская тайна – весьма значимый фактор обеспечения подобной безопасности. Чем больше лиц и органов, государственных и не очень, будут иметь к ней доступ, тем в большую опасность попадают те, кто хранит в банке деньги или информацию о себе.

Для аналогии приведу такой пример. Один наш клиент решил не регистрировать подаренный ему коллекционный нож как холодное оружие. Ведь сам факт такой регистрации может натолкнуть кого-то на мысль о коллекции холодного оружия у него, а значит, стать причиной для воров поискать такую коллекцию в его жилище. А отсутствие регистрации оружия будет иметь следствием административный штраф, да и то при условии, что этот коллекционный нож при каких-то обстоятельствах будет выявлен соответствующими органами.

Таким образом, если банковская тайна перестанет быть тайной, риск нежелательных гостей и других лиц, которые стремятся вмешаться в жизнь владельца банковского счета, существенно возрастет.

Однако государство в лице фискальных органов все упорнее пытается раскрыть эту банковскую тайну для себя, поскольку, выявив сумму денег на банковском счете или оборот на нем, всегда наполняет содержанием вопрос налогоплательщику о том, все ли налоги им уплачены. Например, если налоговики узнают, что на карточный счет физлица поступили деньги в сумме 100 000 грн на протяжении года, то вполне логичной будет их «просьба» объяснить источники таких поступлений. А уже потом можно ожидать «предложение» уплатить НДФЛ и военный сбор с этих 100 000 грн. А может и даже штраф за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности от 17 тыс. грн до 34 тыс. грн, а за повторное нарушение или в случае дохода в большем размере – штраф до 85 тыс. грн с конфискацией произведенной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого административного правонарушения (ст. 164 КУоАП).

Смущают законодательные инициативы и мифы. Чтобы опровергнуть некоторые, председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в своем телеграм-канале 08.04.2025 решил «развеять измену» относительно налогообложения поступлений на карточный счет физлица. Объяснил, какие полученные платежи на карточку не будут обложены налогом, а именно:

  • платежи на счета родственникам не облагаются налогом, не облагались и облагаться не будут. Речь идет о наследстве и дарении членами семьи физлица, которое относится к первой и второй степени родства: муж, жена, дети мужа и жены, родители мужа и жены, дедушка, бабушка, братья, сестры, внуки;
  • доходы в виде возвратной финансовой помощи, то есть если вам кто-то(кто-либо) одолжил деньги, а вы их вернули, то это также не является объектом обложения НДФЛ и военным сбором.

А все остальное – налогооблагаемый доход! Поэтому не странно, почему объем банковской тайны становится все меньшим, а доступ к ней имеет все больший круг лиц и органов власти.

Закон о содержании банковской тайны

Информация относительно деятельности и финансового состояния клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или стала известной третьим лицам при предоставлении услуг банка или выполнении функций, определенных законом, а также определенная в ст. 60 Закона от 07.12.2000 № 2121-III «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 2121), и информация о банке является банковской тайной. Она включает:

  1. сведения о банковских счетах клиентов, в том числе корреспондентских счетах банков в НБУ;
  2. информацию об операциях, проведенных в пользу или по поручению клиента, совершенных им сделках;
  3. финансово-экономическое состояние клиентов;
  4. информацию об организации и осуществлении охраны банка и лицах, которые находятся в помещениях банка;
  5. информацию об организационно-правовой структуре юрлица – клиента, ее руководителях, направлениях деятельности;
  6. сведения о коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайне, любом проекте, изобретениях, образцах продукции и прочую коммерческую информацию;
  7. информацию относительно отчетности по отдельному банку, за исключением той, которая подлежит опубликованию;
  8. коды, которые используются банками для защиты информации;
  9. информацию о физическом лице, которое намерено заключить договор о потребительском кредите, полученную при оценке его кредитоспособности;
  10. информацию об организации и осуществлении инкассации денег и/или перевозке валютных ценностей;
  11. информацию о банках или клиентах банков, которая собирается от банков при осуществлении банковского надзора, валютного надзора, надзора за деятельностью предоставителей платежных услуг, оверсайта платежной инфраструктуры, а также надзора в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  12. информацию о банках или клиентах банков, полученную НБУ в соответствии с международным договором или по принципу взаимности от органа банковского надзора другого государства;
  13. решения НБУ о применении мер влияния, кроме решений о наложении штрафов, об отнесении банка к категории неплатежеспособных, об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка.

Способы сохранения банковской тайны

Приводя перечень информации, которая является банковской тайной, законодатели привели и перечень способов ее защиты. В частности, сохранение банковской тайны обеспечивается, прежде всего, ограничением круга лиц, имеющих доступ к информации, которая ее составляет.

Кроме этого основного способа установлены еще несколько так называемых технических способов защиты банковской тайны, а именно:

  • организация специального делопроизводства с документами, которые содержат банковскую тайну;
  • применение технических средств для предотвращения несанкционированного доступа к электронным и другим носителям информации;
  • применение предостережений относительно сохранения банковской тайны и ответственности за ее разглашение в договорах и соглашениях между банком и клиентом;
  • подписание служащими банка при поступлении на должность обязательства по сохранению банковской тайны.

И все же основной целью существования банковской тайны было и остается ограничение круга лиц, которым она может быть раскрыта. И вполне логично: чем шире этот круг, тем большей фикцией становится такая тайна. Но, поскольку законодатель свои действия направляет на то, чтобы этот круг расширялся, а не сужался, как следствие, в перспективе банковская тайна прекратит свои существование (как говорят в математике, банковская тайна стремится к нулю). Вопрос только в том, когда (как быстро) эта перспектива наступит. А вот тот факт, что она наступит, оставляет все меньше и меньше сомнений.

И хотя ч. 3 ст. 61 Закона № 2121 обязует органы государственной власти, юридических и физических лиц, которые при выполнении своих функций, определенных законом, или предоставлении услуг банка непосредственно или опосредствовано получили в установленном законом порядке информацию, содержащую банковскую тайну, обеспечивать сохранение такой информации, не разглашать ее и не использовать ее в свою пользу или в пользу третьих лиц, но чем больше круг таких лиц, тем больше вероятность невыполнения ими этого обязательства.

В соответствии с п. 1.4 Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденных постановлением Правления НБУ от 14.07.2006 № 267, банки обязаны по согласованию с клиентом отражать в договорах, которые заключаются между банком и клиентом, предостережение относительно сохранения банковской тайны и ответственности за ее незаконное разглашение или использование.

Порядок и пределы раскрытия информации, составляющей банковскую тайну, закреплен в разд. 3 упомянутых выше Правил. А Порядок изъятия (выемки) вещей и документов, содержащих информацию, составляющую банковскую тайну, – в разд. 4 Правил. В соответствии с ним изъятие (выемка) вещей и документов, которые содержат информацию, составляющую банковскую тайну, проводится на основании постановления следственного судьи, суда о временном доступе к вещам и документам в порядке и с соблюдением требований гл. 15 разд. II Уголовного процессуального кодекса. При этом банк обязан предоставить временный доступ к указанным в определении следственного судьи, суда вещам и документам, которые содержат информацию, составляющую банковскую тайну, лицу, указанному в постановлении.

Пути раскрытия банковской тайны

Статья 62 Закона № 2121 на момент его принятия включала только четыре пути раскрытия банковской тайны и объема ее раскрытия, а именно:

  1. на письменный запрос или по письменному разрешению владельца такой информации;
  2. по письменному требованию суда или по решению суда;
  3. органам прокуратуры, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел – по их письменному требованию относительно операций по счетам конкретного юрлица или физлица – субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени;
  4. органам Государственной налоговой службы по их письменному требованию по вопросам налогообложения или валютного контроля относительно операций по счетам конкретного юрлица или физического лица – субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени.

Порядок раскрытия банковской тайны по решению суда и в настоящее время существует и урегулирован гл. 12 разд. IV Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК). В соответствии со ст. 349 ГПК «дело о раскрытии банком информации, содержащей банковскую тайну, рассматривается в пятидневный срок со дня поступления заявления в закрытом судебном заседании с уведомлением заявителя, лица, в отношении которого требуется раскрытие банковской тайны, и банка, а в случаях, когда дело рассматривается в целях охраны государственных интересов и национальной безопасности, - с уведомлением только заявителя».

Но действенность и целесообразность этой процедуры раскрытия банковской тайны сводится на нет расширением путей раскрытия банковской тайны. В частности, изменения в ст. 62 Закона № 2121 вносились:

  • Законом от 31.10.2019 № 263-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов»;
  • Законом от 03.12.2019 № 324-IX «О верификации и мониторинге государственных выплат»;
  • Законом от 14.01.2020 № 440-IX «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы»;
  • Законом от 19.12.2024 № 4174-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов раскрытия банковской тайны и мероприятий для установления опеки над имуществом физического лица, которое признано безвестно отсутствующим, или лица, исчезнувшего без вести при особых обстоятельствах».

Этими и другими (предыдущими) законами расширялась ст. 62 Закона № 2121, вследствие чего доступ к банковской тайне в том или ином объеме на сегодняшний день (на дату подготовки публикации – 14.05.2025) имеют:

  • органы прокуратуры, Службы безопасности Украины, Государственного бюро расследований, Национальной полиции, Национального антикоррупционного бюро, Бюро экономической безопасности, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Национального агентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, – на их запросы относительно банковских счетов клиентов и операций, проведенных в пользу или по поручению клиента, в том числе операций без открытия счетов;
  • органы Антимонопольного комитета Украины, председатель его территориального отделения на их запрос (письменное требование) относительно банковских счетов клиента и операций, проведенных в пользу или по поручению клиента, в том числе операций без открытия счетов;
  • центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику (ГНС Украины):
    – а его запрос относительно наличия банковских счетов/электронных кошельков;
    – в случаях и в объеме, определенных Соглашением между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки для улучшения выполнения налоговых правил и применения положений Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA) и другими международными договорами, которые содержат положение об обмене информацией для налоговых целей, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой, или заключенными на их основании межведомственными договорами. Порядок раскрытия такой информации устанавливается НБУ;
    – на его запрос относительно соблюдения резидентами установленных НБУ предельных сроков расчетов по операциям экспорта и импорта товаров;
    – на его запрос относительно операций по счетам электронных резидентов (э-резидентов), а именно сведения на определенную дату или за определенный период времени об операциях зачисления средств на счета, назначении платежа, идентификационных данных и номере счета контрагента;
    – на его запрос в соответствии со ст. 441 Налогового кодекса (далее – НК) (речь идет о документах о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах нерезидентов, которые ведут хозяйственную деятельность или получают доходы в Украине);
    – на его запрос в случаях, установленных пп. 6–8 пп. 73.3.1 НК;
    – в случаях и в объеме, определенных ст. 393 НК (в порядке международного автоматического обмена информацией);
  • центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма (Госфинмониторинг), на его запрос в случаях, установленных Законом от 06.12.2019 № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон № 361);
  • органы государственной исполнительной службы, частные исполнители – на их запросы по вопросам исполнения решений судов и решений, которые подлежат принудительному исполнению в соответствии с Законом от 02.06.2016 № 1404-VIII «Об исполнительном производстве»;
  • Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в случае самостоятельного предоставления банком информации о банке как эмитенте и административные данные в соответствии с законами о ценных бумагах и фондовом рынке;
  • другие банки – на их запросы в случаях, предусмотренных Законом № 2121 и Законом № 361;
  • центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую и бюджетную политику (Минфин), в целях осуществления верификации и мониторинга государственных выплат, на его запрос относительно банковских счетов/электронных кошельков физических лиц;
  • лица, указанные владельцем счета (вклада)/электронного кошелька в соответствующем распоряжении банка, в случае смерти такого владельца счета (вклада)/электронного кошелька, на их запрос относительно наличия счетов (вкладов)/электронных кошельков умершего владельца и остатка средств/электронных денег на счетах (вкладах)/электронных кошельках;
  • нотариусы, должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные на совершение нотариальных действий, консульские учреждения (для совершения такими лицами нотариальных действий по принятию мер по охране наследственного имущества, по выдаче свидетельств о праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов (бывших супругов) на основании общего заявления или в случае смерти одного из супругов), на их запросы относительно наличия счетов (вкладов)/электронных кошельков умершего лица и остатка средств/электронных денег, банковских металлов на этих счетах; относительно движимого имущества такого лица, которое находится на хранении и/или в залоге банка в качестве залога; относительно наличия договоров о предоставлении в аренду индивидуального банковского сейфа, заключенных с таким лицом; относительно наличия счетов условного хранения (эскроу) и денежных средств на этих счетах, предназначенных для перечисления умершему бенефициару;
  • нотариусы (для принятия мер в целях установления опеки над имуществом физлица, которое признано безвестно отсутствующим, или лица, исчезнувшего без вести при особых обстоятельствах), на их запрос относительно наличия счетов (вкладов)/электронных кошельков физлица, которое признано безвестно отсутствующим, или лица, исчезнувшего без вести при особых обстоятельствах, и остатке средств/электронных денег, банковских металлов на этих счетах; относительно движимого имущества таких лиц, которое находится на хранении и/или в залоге банка; относительно наличия договоров о предоставлении в аренду индивидуального банковского сейфа, заключенных с такими лицами; относительно наличия счетов условного хранения (эскроу) и денежных средств на этих счетах, предназначенных для перечисления бенефициарам, которые признаны безвестно отсутствующими или исчезнувшими без вести при особых обстоятельствах;
  • держатель ГРПОУ в случаях, предусмотренных Законом № 361;
  • арбитражные управляющие, на их запросы относительно должников, относительно которых арбитражный управляющий осуществляет полномочия распорядителя имущества управляющего санацией, ликвидатора, управляющего реструктуризацию или управляющего реализацией, в порядке, установленном ст. 121 Кодекса по процедуре банкротства, – относительно банковских счетов клиентов и операций, проведенных в пользу или по поручению клиента, а именно сведения на конкретно определенную дату или за конкретный промежуток времени и по конкретному клиенту о наличии счетов, номерах счетов, остатке денег на счетах, операциях списания со счетов и/или зачисления на счета, назначении платежа, а также относительно договоров должника о хранении ценностей или предоставлении клиенту в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа.

Учитывая такой широкий круг органов, которым для получения информации, составляющей банковскую тайну, достаточно лишь правильно составить запрос банку, а также учитывая властные полномочия таких органов, надежд на то, что банки станут на защиту информации о своих клиентах, остается все меньше. Поэтому клиентам, в свою очередь, остается стать придирчиво законопослушными, «законовнимательными» (относительно изменений законов) и готовыми в любое время предоставить объяснения по вопросам, которые могут возникнуть у целого ряда вышеупомянутых органов в отношении той или иной своей операции. А еще клиенты должны выбирать для обслуживания тот банк, который действительно будет охранять банковскую тайну и тщательно контролировать ее раскрытие в вышеперечисленных случаях. Следует избегать банков, которые будут раскрывать банковскую тайну указанным органам и лицам по первому жесту или кивку головы.

НБУ в сообщении в Фейсбуке 17.01.2025 отмечает: 

«Если проследить за эволюцией подхода к банковской тайне в Законе Украины «О банках и банковской деятельности«, становится очевидным, что при наличии обоснованного запроса заинтересованного государственного органа Национальный банк занимает конструктивную позицию относительно возможности пересмотра норм закона, но исключительно с определением ограниченного характера, круга лиц, целесообразного объема раскрытия банковской тайны без решения суда для государственных органов на выполнения ими предусмотренных законом функций.

Национальный банк отрицает предоставление бесконтрольного и неограниченного внесудебного доступа к банковской тайне для любого органа.

По решению суда правоохранители и налоговые органы могут получить доступ к информации, которая содержит банковскую тайну, но для этого им необходимо привести доказательства обоснованности, целесообразности и наличия оснований для получения такой информации, что является важным предохранителем для ограничения доступа контролирующих органов к частной информации о лице.

Определение границ правовой охраны банковской тайны всегда требует тщательного взвешивания частного и публичного интересов: с одной стороны - право клиента банка на приватность, с другой общественные интересы, в частности предотвращение и расследование преступной деятельности.

Важно подчеркнуть, что общественно значимая цель не оправдывает разглашения банковской тайны автоматически и в каждом случае.

В странах Европейского Союза защита частной собственности, в частности персональных финансовых данных, является неотъемлемой частью верховенства права. Любое необоснованное расширение доступа к банковской информации ставит под угрозу фундаментальные права граждан и противоречит европейским ценностям».

Возможные изменения по раскрытию банковской тайны ГНС

Обеспокоенность вокруг банковской тайны, а именно перспективы возможного раскрытия данных налоговикам, всколыхнула субъектов хозяйствования и обычных физических лиц. В Национальной стратегии доходов до 2030 года речь идет, в частности, о введении предохранителей против злоупотреблений (доступа к счетам). Заметим, пока это только ожидание. Да, в стенах Верховной Рады есть законопроект № 13232, в объяснительной записке к которому рекомендовано внести изменения по предоставлению информации налоговикам относительно операций на текущих счетах физических лиц – подотчетных продавцов, открытых специально для целей осуществления отчетной деятельности. То есть не всех физических лиц, а тех, которые, как предусматривают изменения, выберут особый режим налогообложения доходов от осуществления деятельности через цифровые платформы (в частности, маркетплейсы).

ГНС как контролирующий орган должна иметь доступ к информации об операциях на текущих счетах физических лиц - подотчетных продавцов, открытых специально для целей осуществления отчетной деятельности.

В связи с этим законопроектом предложено внести соответствующие изменения в ст. 62 Закона № 2121, в частности предусмотреть предоставление банками на запрос ГНС информации об операциях по текущим счетам подотчетных продавцов, а именно сведений на определенную дату или за определенный период времени об операциях зачисления средств на текущие счета.

Предложенные изменения касаются исключительно тех физических лиц, которые будут пользоваться льготным режимом налогообложения дохода от осуществления отчетной деятельности, и направлены на предотвращение злоупотреблений физическими лицами льготным режимом налогообложения.

Подчеркнем: пока эти правила еще не работают. И все же держим руку на пульсе и следим за изменениями.

У нас есть только одна рекомендация относительно банков и банковской тайны: оставайтесь законопослушными и внимательными. И еще - осторожными! А также следите за изменениями, а мы в этом поможем.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Популярное
27.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
25.06.2025
Оплата по внутреннему договору получена в инвалюте: какая ответственность грозит предприятию?
В статье рассмотрено, могут ли платежи по внутреннему договору осуществляться в иностранной валюте и есть ли ответственность за такие расчеты. Предприятие выполняет строительные работы по договору подряда. Договор заключен с резидентом Украины – физлицом, строительные работы производятся на те...
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
05.06.2025
Какие предприятия обязаны подтвердить статус критически важного?
В статье даны ответы на вопросы, возникшие у предприятий, имеющих статус критически важных в связи с предоставлением Минэкономики письма от 19.05.2025 № 27-11/37509-07, касающегося проверки статуса критически важного предприятия. В мае 2025 года Минэкономики опубликовало и разослало согласно списку ...
Лучшие материалы