Заключаем идеальный хоздоговор: алгоритм действий
Хозяйственный договор – это документ, не только подтверждающий ту или иную хозоперацию, но и позволяющий защитить интересы предприятия в случае возникновения спора с контрагентом либо контролирующими органами. Поэтому при составлении и подписании договора нужно учесть довольно много аспектов как с точки зрения законодательства, регламентирующего договорные отношения, так и с точки зрения учета и налогообложения. Ведь ошибки в этом деле могут дорого стоить субъекту хозяйствования: потери в виде штрафных санкций со стороны контрагента за невыполнение договорных условий или финансовых санкций, применяемых контролирующими органами. Единого нормативного документа, который бы последовательно прописывал все эти моменты, нет. Поэтому, исходя из практики, в консультации обобщим имеющуюся информацию, чтобы упростить процедуру составления и заключения хоздоговоров.
Что нужно учесть, подписывая хоздоговор
Процедура подписания договора может проходить по-разному: иногда контрагент присылает вам проект договора, а вы должны внимательно его вычитать и заверить подписью, или наоборот – вы составляете проект договора, учитывая при этом все важные нюансы, а затем отправляете его на подпись вашему контрагенту. Но и в том, и в другом случае важно выполнить ряд действий, проверить договор на наличие необходимых условий, постараться избавиться от неприемлемых для вас условий и только потом ставить подпись на договоре.
Покажем для удобства в таблице, на что нужно обратить внимание, составляя проект договора или вычитывая представленный контрагентом договор. Разумеется, если у вас с контрагентом длительные и постоянные договорные отношения.
Памятка субъекту хозяйствования по заключению хоздоговора
№ |
Наименование |
Пояснения и комментарии |
1 |
2 |
3 |
1 |
Собираем и анализируем информацию о контрагенте |
Следует собрать необходимую информацию о контрагенте: – данные из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР); – сведения о контрагенте как налогоплательщике, размещенные на сайте ГНС; – сведения о судебных спорах в ЕГРСР; – наличие лицензий и разрешительных документов. По итогам этого этапа можно сделать вывод, стоит ли заключать договор с данным контрагентом. Также надо проверить полномочия лиц, подписывающих договор от имени контрагента. Подробнее о сборе и проверке информации о контрагенте см. «Собираем сведения о потенциальном контрагенте: советы юриста» |
2 |
Выясняем, к какому виду договора относится заключаемый договор |
Чтобы правильно составить договор, сначала нужно определить, к какому виду он относится и какими нормами законодательства руководствоваться в данном случае. Зачастую стороны вообще не указывают название договора или приводят название, из которого трудно определить вид договора (например, «Договор о сотрудничестве»). Однако при этом не важно, как вы назвали договор, важна суть операций, предусмотренных этим договором (здесь действует принцип превалирования сущности над формой). Также следует помнить, что при составлении хоздоговоров нужно соблюдать не только соответствующие нормы ГК и ХК, но и положения специальных нормативных актов, например, при заключении договора аренды земли – Закона от 06.10.98 г. № 161-XIV (далее - Закон № 161), договора финлизинга – Закона от 16.12.97 г. № 723/97-ВР (далее - Закон № 723) |
3 |
Определяем, в какой форме должен быть заключен договор |
Соблюдение формы договора – один из важнейших аспектов его действительности. Договор может быть заключен в устной или письменной форме. Разновидностью письменной формы является электронная форма. В случаях, предусмотренных законодательством, договоры подлежат нотариальному удостоверению. Последствия несоблюдения формы договора таковы: – несоблюдение требования о нотариальном удостоверении договора влечет за собой его ничтожность (ст. 220 ГК); – несоблюдение сторонами письменной формы договора не влечет за собой его недействительность, кроме случаев, когда такое последствие прямо предусмотрено законом (ст. 218 ГК). Подробнее о форме договора см. «В какой форме нужно заключать хоздоговор» |
4 |
Проверяем наличие в договоре существенных условий |
Любой договор, независимо от его вида, должен содержать существенные условия. Ведь договор считается заключенным с момента согласования сторонами его существенных условий (ч. 2 ст. 180 ХК). Такие условия договора приведены в ст. 638 ГК и ст. 180 ХК. Так, в любом хоздоговоре должны быть указаны предмет, цена и срок действия. Помимо этих норм, при составлении хоздоговора нужно руководствоваться специальными нормами, регламентирующими конкретные правоотношения. Этими нормами также могут быть предусмотрены существенные условия договора данного вида. Например: – для договора аренды земли они установлены ст. 15 Закона № 161; – договора лизинга – ст. 6 Закона № 723; – договора страхования – ст. 16 Закона от 07.03.96 г. № 85/96-ВР. А отсутствие в договоре того или иного существенного условия может стать причиной спора, касающегося действительности такого договора. Если договор содержит приложения, проверьте, чтобы в них было обязательно указано, к какому договору это приложение, а в самом тексте договора было упоминание об этих приложениях и указания, что они являются неотъемлемой частью договора |
5 |
Определяемся со сроками действия договора и сроками, предусмотренными условиями договора |
Срок действия договора – одно из его существенных условий. Обратите особое внимание на это условие: подходит ли вам предложенный срок? Если не подходит, лучше поменять его на этапе составления договора. Ведь в случае подписания договора изменить его будет проблематично. Также помните о сроках исполнения обязательств, прописываемых в договоре, в частности, сроке оплаты, сроке поставки и т. д. Взвесьте, насколько реально для вас исполнить обязательства в установленный срок. Если сомневаетесь, лучше измените его, и это поможет вам избежать финансовых потерь (например, штрафов или пени, предусмотренных договором за нарушение договорных обязательств) |
6 |
Изучаем условия договора, касающиеся обеспечительных мер |
Чтобы обезопасить себя от невыполнения условий договора контрагентом, стороны включают в него разные обеспечительные меры. Так, ст. 546 ГК предусмотрены: неустойка, поручительство, залог, задаток, гарантия и удержание. Можно выбрать одну или одновременно несколько обеспечительных мер. Условия о таких мерах можно включить в договор или заключить отдельный договор (например, договор залога), указав на это в основном договоре. Подробнее о неустойке, залоге и поручительстве см. «Неустойка в договоре: штраф и пеня», «Залог как способ обеспечения выполнения хоздоговора», «Договор поручительства: правовой аспект» |
7 |
Анализируем условия об ответственности сторон |
Чтобы стороны эффективно исполняли определенные договором обязательства, желательно включить в него стимулирующие меры – ответственность за нарушение порядка исполнения договорного обязательства в виде штрафа или пени. Причем ответственность можно предусматривать не только в отношении основных обязательств (например, по договору поставки – за несвоевременную поставку и несвоевременную оплату товара), но и за нарушение дополнительных обязательств (например, несвоевременное составление акта или другого документа, составление которого предусмотрено договором) |
8 |
Изучаем условия, касающиеся порядка и сроков расчетов |
Это условие стоит изучать вместе с финансовой или бухгалтерской службой предприятия, поскольку в дальнейшем при осуществлении хозопераций по этому договору нужно учесть все особенности налогообложения, выписки налоговых накладных, ограничения наличных расчетов и другие вопросы. Проанализируйте эти условия на предмет реальности выполнения их вашим предприятием, чтобы обезопасить себя от штрафных санкций со стороны контрагентов |
9 |
Проверяем договор на наличие в нем условий о составлении первичных |
Выполнение операций по хоздоговору неизбежно влечет за собой необходимость составления различных документов, сопровождающих эти операции. Зачастую такие документы оформляются в двустороннем порядке, например, акты приемки-передачи выполненных работ или оказанных услуг. Поэтому в договоре важно четко прописать порядок и сроки их оформления, чтобы в дальнейшем не возникало проблем и спорных моментов. Если договором предусмотрено получение товаров уполномоченными лицами покупателя (договор поставки, договор купли-продажи), не забудьте включить в него условие о порядке оформления доверенности на получение ТМЦ. Законодательством форма такой доверенности в настоящее время не утверждена, она составляется в произвольной форме по правилам, установленным ст. 244–249 ГК. В договоре можно прописать, какие именно реквизиты должна содержать эта доверенность или привести форму такой доверенности в приложении к договору |
Как видим, при составлении хоздоговора нужно учесть довольно много факторов. И если вы заключаете серьезную сделку на крупную сумму, то в разработке такого договора могут участвовать сразу несколько служб предприятия: финансовая, юридическая и др. Поэтому надо правильно организовать процесс подготовки договора к подписанию и ничего при этом не упустить. Рассмотрим, как это лучше сделать.
Как организовать договорную работу на предприятии
Если на предприятии заключается много договоров и в их составлении участвует несколько структурных подразделений, то стоит подготовить локальный акт, который будет регламентировать договорную работу на предприятии. Это может быть приказ по предприятию, в котором прописаны все необходимые вопросы, или внутреннее положение, утвержденное руководителем предприятия.
Единого нормативного документа, который бы регламентировал вопросы организации договорной работы на предприятии, нет. Но есть различные ведомственные документы, в соответствии с которыми организуется договорная работа в тех или иных отраслях хозяйствования. Такие документы можно взять за основу, разрабатывая свой документ о договорной работе. Например, Порядок организации договорной работы в Государственном агентстве автомобильных дорог утвержден приказом Государственного агентства автомобильных дорог от 24.05.17 г. № 181.
Рекомендуем в этом документе прописать:
- порядок согласования проекта договора с различными службами предприятия (финансовой, юридической, производственной и т. д.) и порядок его визирования, а также сроки прохождения согласований;
- виды договоров, при составлении которых используются разработанные на предприятии шаблоны договоров. Например, если предприятие постоянно поставляет продукцию и отношения с покупателями однотипные, есть смысл создать единый шаблон договора поставки (учесть в нем все специфические моменты и практику сотрудничества с покупателями), который можно применять постоянно, внося в него незначительные изменения в зависимости от конкретной ситуации и пожеланий контрагента;
- перечень лиц, ответственных за подготовку проектов договоров и согласование проекта со всеми службами. Например, ответственными за подготовку могут быть назначены менеджеры, занимающиеся реализацией товара (работ, услуг). Именно эти лица будут контролировать прохождение проектом договора всех этапов согласования и на подпись руководителю такой проект будет передаваться уже с визами всех необходимых служб;
- возможность делегирования руководителем предприятия права подписания отдельных видов договоров другим должностным лицам. Здесь же следует прописать, кто и в каком порядке оформляет доверенности на право подписания таких договоров;
- порядок регистрации заключенных договоров, а также порядок и место их хранения.
Для чего визируется договор и будет ли действительным договор, не завизированный главным бухгалтером?
Визирование договоров – это внутренняя процедура документооборота, введенная субъектом хозяйствования. Как ее организовать, субъект хозяйствования решает сам. Можно вообще не вводить эту процедуру, и тогда руководитель (или лицо, уполномоченное подписывать данный договор) берет всю ответственность за подписание договора на себя. Но мы же понимаем, что все знать невозможно, да и нет необходимости, если на предприятии есть сотрудники, компетентные в тех или иных вопросах. А визы на договоре будут подтверждать, кто именно проверял данный проект договора на соответствие тем или иным вопросам.
Поэтому наличие или отсутствие на договоре визы главного бухгалтера ни на что не влияет, важно, чтобы на договоре стояла подпись уполномоченного на подписание договора лица (руководитель предприятия, подписывающий договоры на основании учредительных документов предприятия, или лицо, которое уполномочено на подписание договора доверенностью руководителя предприятия).
В каком порядке следует регистрировать договоры?
Здесь тоже действует порядок, определенный документооборотом на данном предприятии. Следует назначить работника (или службу), ответственного за регистрацию договоров и ведение журнала регистрации.
Журнал регистрации договоров ведется в произвольной форме. Исходя из практики в него обычно включают:
- порядковый номер и дату заключения договора;
- наименование и местонахождение контрагента;
- предмет договора;
- сроки выполнения и действия договора;
- информацию о дополнениях и изменениях в договор.
Многие предприятия ведут журнал регистрации договоров в электронном виде.
Выводы
При заключении хозяйственных договоров нужно быть осмотрительными и, прежде чем подписывать договор, проанализировать информацию о контрагенте, внимательно изучить предлагаемые условия договора и внести, при необходимости, свои предложения по их изменению. Чтобы максимально себя обезопасить, желательно, чтобы подготовкой проекта договора занимались службы (или специалисты), компетентные в данных вопросах (в частности, финансовая и юридическая). Для того чтобы подписание хоздоговора не проходило хаотично, надо разработать и утвердить документ, регламентирующий вопросы договорной работы на предприятии.
Комментарии к материалу